Публикации «Дидактическая кукла как способ адаптации детей раннего возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дидактическая кукла как способ адаптации детей раннего возраста»
Автор: Даниялова Сабина Нусретовна

Даниялова Сабина НусретовнаМАДОУ «Детский сад №5 «Норильчонок» г. Норильска Красноярского края«Дидактическая кукла как способ адаптации детей раннего возраста»Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, а для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Для педагога и родителей важно, чтобы привыкание ребенка к режиму группы и незнакомым людям проходило быстро и успешно. [5]Общеизвестно, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра (Л.С. Выготский). Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития.Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.Для облегчения процесса адаптации в своей работе мы стали использовать элементы куклотерапии – одного из методов арттерапии (терапии искусством). Дидактическая кукла - это образ человека в игре ребенка, где дети подражают действиям взрослого. Практическая значимость куклотерапии в том, чтобы помочь ликвидировать болезненные переживания ребенка, укрепить его психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию. В раннем возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Происходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаря подражанию. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка на этой ступени лишь «наглядно-действенное» мышление или «сенсомоторный интеллект». Главным в развитии ребенка раннего возраста является развитие основных типов деятельности, развитие восприятия, интеллекта, речи. Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. [6]Работая с детьми раннего возраста, нам стало очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Им стала Кукла. Были сшиты ростовые заяц и медведь, знакомые детям животные. Когда ребенок впервые приходит в группу, педагог встречает его с куклой. Начинается общение от лица куклы. «Здравствуй, нас зовут Зайка-побегайка и Мишка-топтыжка. Мы каждый день приходим сюда и никогда не плачим. Нам очень нравится здесь. Хочешь поиграть с нами в одну очень интересную игру? Не бойся. Мы возьмем тебя за руку, и вместе с тобой пойдем в группу, и покажем тебе, где мы играем».С помощью кукол мы привлекаем внимание ребенка. Ему становится интересно. Далее все зависит от умения педагога поддержать этот интерес с помощью развивающих игрушек, дидактических игр, пособий.Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу, пожалеть). Ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения. Дети с большим удовольствием выполняют задания педагога от имени куклы и для нее. Таким образом у них развиваются пространственные представления.Куклотерапию мы используем и как элемент диагностики. В процессе наблюдения за детьми в период адаптации у детей выявляются проблемы в поведении (упрямство, плаксивость, агрессия, жадность, робость, нежелание участвовать в режимных моментах).Для коррекции поведения мы разработали серию мини-этюдов «Зайкины капризы» с похожими проблемами и разыгрываем их со всеми детьми от лица куклы-зайца. А помогают нам в инсценировках также куклы би-ба-бо (также лесные животные).Целью данных этюдов является посредством куклы скорректировать поведение ребенка, сформировать у него умение налаживать взаимоотношения со сверстниками. В начале главный персонаж, кукла-заяц, имеет отрицательные черты характера (отнимает игрушки, обижает других). По ходу инсценировки поведение его меняется. А помогает ему в этом второй персонаж – кукла Мишка. Он помогает разобраться, в чем же заяц был не прав и напоминает, что нужно спрашивать разрешения, если берешь чужое и просить прощения, если кого-то обидел. В итоге заяц осознает свои ошибки и приобретает новых друзей. Здесь дети усваивают, как нужно вести себя в среде сверстников. [4]Куклы помогает нам решать и такую проблему при адаптации ребёнка к новым условиям, как плохой аппетит. С помощью таких этюдов как: «Каша-вырастайка», «Волшебный суп» и др., у детей формируется понятие о пользе еды.Ещё одной педагогической находкой в нашей работе является участие малышей в процессе изготовления кукол. При поступлении в группу ребенок совместно с воспитателем изготавливает куклу-обрег. Это кукла из ткани в виде младенца. Ребенок сам выбирает цвет ткани, что также является элементом диагностики. Здесь мы выявляем уровень тревожности ребенка (какой цвет выберет ребенок). Готовой кукле дети дают имя. Ее можно пожалеть, покачать, надеть на палец и пообщаться с окружающими от лица своей куклы. Она может участвовать с ребенком во всех режимных моментах. Во время данной работы дети становятся спокойными и уравновешенными. У них развивается произвольность психических процессов, формируется концентрация внимания, усидчивость, развивается воображение, мелкая моторика.Целью изготовления данной куклы является безболезненная адаптация ребенка к новым условиям и незнакомой обстановке.Таким образом, применяя метод куклотерапии в работе с детьми, мы достигаем следующих результатов:-уменьшается эмоциональная напряженность-развиваются коммуникативные навыки-пространственная ориентация-развивается мелкая моторика-формируются социальные навыкиИспользование кукол в игровой и в свободной деятельности помогают педагогам нашей группы адаптировать детей к новым условиям в короткие сроки. По данным диагностики все дети прошли адаптацию, можно сказать о высоком уровне адаптированности группы в целом. У детей отмечено активное контактирование со взрослыми, детьми, окружающими предметами, преобладание радостного или устойчиво-спокойного эмоционального состояния в течении дня.В перспективе планируется изготовление других дидактических кукол.Таким образом, кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей младшего дошкольного возраста. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. [2]Основной принцип развивающих упражнений с куклой - это совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий. Психологическое воздействие игр - развитие основных психических процессов, способностей ребёнка, волевых и нравственных качеств личности, формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности межличностных отношений среди сверстников. Библиографический список:
  • Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С. 49 - 53.
  • Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. Смирновой Е.О., Авдеевой Н.Н., Галигузовой Л.Н. и др. - М., 2006. - С. 340.
  • Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - С.34 -37.
  • Щеголева О.В. Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / О.В. Щеголева. // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 861-862.
  • Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - С. 384.