Публикации методическая разработка "Материалы для проведении родительского собрания"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка "Материалы для проведении родительского собрания"
Автор: Шишигина Оксана Александровна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Дом детского творчества «Кировский»Методические рекомендациидля педагогов дополнительного образования«Методика проведения родительского собрания» Разработала методист Шишигина Оксана АлександровнаНовосибирск 2023Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями обучающихся является родительское собрание. Главное его предназначение – просвещение родителей, повышение их компетентности и активности в формировании личности ребенка. В процессе взаимодействия родители не только получают помощь в воспитании своих детей, но и сами способствуют созданию в коллективе взаимопонимания и доверия, установлению партнерских отношений между учреждением и семьей.
  • Формы и этапы родительского собрания
  • Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с учреждением дополнительного образования является родительское собрание. На родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в творческом объединении, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества с родителями, подводятся итоги работы за год.Родительские собрания могут быть:
  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми.
  • В подготовке собрания можно выделить следующие этапы.Этап 1. Организация родительского собрания.Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь воспитанников в творческом объединении. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление учебного кабинета для проведения родительского собрания.Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания.Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Родительское собрание должно включать в себя 4 обязательных компонента:
  • Знакомство родителей с системой обучения в учреждении дополнительного образования детей. В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими требованиями и условиями обучения в учреждении дополнительного образования детей, учебным планом, предстоящей практической деятельностью детей. Очевидно, что родители должны понимать миссию учреждения дополнительного образования,- это прежде всего, создание условий для развития социально - активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.
  • Ознакомление родителей с состоянием социально - эмоционального климата в творческом объединении. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на занятиях, на переменах, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид обучающихся, и другие вопросы. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя.
  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, выезды, спонсорская помощь и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
  • Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители воспитанников, имеющих проблемы в обучении и поведении. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство
  • безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»Этап III. Осмысление итогов родительского собрания.Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, в которых они оценивают значимость, актуальность, полезность собрания, как для творческого объединения, так и для себя лично. Все это станет предметом размышлений.
  • Правила подготовки родительского собрания в творческом объединении.
  • Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
  • Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  • План проведения родительского собрания должен быть им известен.
  • Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  • Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
  • Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
  • Советы психологов:
  • Снимите собственное напряжение перед встречей с родителями.
  • Отведите на проведение собрания не более 1 часа.
  • Самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
  • Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать
  • с позитивного, затем говорить о негативном, завершать предложениями на будущее.
  • Постарайтесь понять родителей, определите наиболее волнующие их проблемы.
  • Словом и делом постарайтесь помочь родителям найти оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, сформировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь.
  • Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех воспитанников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  • Очень важно!
  • Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  • Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех за что – нибудь.
  • Педагог не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
  • Не стоит:
  • осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
  • сравнивать успехи отдельных воспитанников и разных групп;
  • давать негативную оценку творческому объединению;
  • переоценивать значение отдельных предметов;
  • использовать в общении с родителями назидательный тон. И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!
  • Примерная тематика родительских собраний
  • Приемы, используемые на собраниях
  • «Дерево проблем»
  • Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании. Накануне собрания обучающимся выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину возникшей проблемы (пишут те учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём причина причины. И снова прикрепляют к дереву.
  • «Фотография творческого объединения»
  • Используется для знакомства с родителями. Педагог держит в руках фотографию группы, снятую в начале учебного года и обращается к родителям: «Такая фотография есть в каждой семье. Вы, наверняка, рассматривали её вместе с детьми. Возможно, детиделились с Вами своими впечатлениями. Сейчас я буду показывать ребят на фотографии, а Вы, родители указанных детей, расскажите немного о себе, представьтесь».Этот приём располагает родителей к доброжелательному общению, создаёт на собрании атмосферу единой большой семьи.
  • «Минуты благодарности»
  • Педагог благодарит тех родителей, чьи дети добились успехов в общении или проявили себя в других хороших делах.
  • «Острое блюдо»
  • Вопросы по теме собрания, по проблемам, актуальным для группы, для отдельных родителей, посылаются педагогу по электронной почте или пишутся прямо в учебном кабинете на бумажках и складываются в коробочку (перечницу), которая передаётся родителями по кругу под музыку. Тот, на ком музыка остановилась, отвечает на вопрос.
  • «ОКНО»
  • (Очень Короткие НОвости) Короткие сообщения о последних достижениях науки, статистики по теме собрания.Высокую эффективность в процессе проведения родительских собраний показывают методы организации групповой работы детей и родителей: дискуссии,«мозговой штурм», – которые способствуют активному выражению собственной позиции. Через обсуждение проблем социальной психологии и групповые формы работы изменяются отношения в группе, отрабатываются новые модели поведения, строится новая, более зрелая структура внутри коллектива, что формирует определенный уровень ответственного отношения и поведения.Через систему творческих заданий, предусматривающих совместную деятельность детей и родителей, удается направить усилия на строительство позитивных детско- родительских отношений. У родителей также появляется еще одна возможность больше узнать о своем ребенке, а ребенку испытать радость от приятного сотворчества.В ходе диагностической работы с семьей рекомендуется использовать опрос, анкету.Пример анкеты для родителей
  • Состав семьи (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры). Живут ли вместе.
  • Кто будет приводить ребенка (будет приходить самостоятельно).
  • Состояние здоровья ребенка (аллергии, хронические заболевания и т.д.).
  • Есть ли дома животные, любит ли ребенок животных?
  • Посещает ли другие кружки, секции (какие, где).
  • Чего Вы ждете от занятий в объединении?
  • Вопросы, касающиеся непосредственно направления работы объединения (чем любит рисовать, любит ли музыку, поет, собирает конструктор и т. д.).
  • Ваши предложения, пожелания по работе нашего объединения.
  • Правила поведения в творческом объединении и инструкция по технике безопасности.Инструкция по технике безопасности и правила поведения раздаются каждому родителю для ознакомления, а также на первом занятии с детьми проводится вводный инструктаж по технике безопасности, инструктажи и тематические беседы перед каждым блоком, началом нового раздела.Режим работы объединения в каникулярное время.Работа детского объединения в дни школьных каникул не прекращается. Занятия проводятся по программе. В каникулярное время проходят праздники, запланированные мероприятия.Выборы родительского комитета.Родительский комитет способствует вовлечению других родителей студии в деятельность, совместную с детьми, выступает с инициативой и предложениями от лицаостальных родителей по оптимизации образовательно-воспитательного процесса. Родительский комитет помогает организовать детей в случае выездных мероприятий (экскурсии), в решении организационных вопросов. Родительский комитет занимается организацией финансовых вопросов, отчетностью.При проведении родительского собрания составляется протокол, в котором фиксируются присутствующие родители, тематика собрания, ход собрания, принятые решения. Решения, касающиеся финансовой помощи, безвозмездных пожертвований заверяются присутствующими родителями.Все вышеперечисленные советы по проведению родительского собрания будут действенны только в том коллективе, где родители увидят заинтересованность самого педагога. Активный, целеустремленный педагог всегда добьется положительных результатов и будет авторитетом в глазах не только своих учеников, но и их родителей. Именно к такому педагогу будут приходить родители за советом. В творческом объединении, где существует взаимодействие педагога, родителей и ребенка, работать легко.6. Список литературы:
  • Ульянова Н.С. Подготовка и проведение родительских собраний в начальной школе. Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников», №8, 2012 г., с. 53.
  • Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. 2001 г., с. 64.
  • Новикова Т. К. Организационное родительское собрание. t
  • Панина, Г., Пиликян, К., Штукатурова, В. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход // Воспитание школьников. 2002. 9.
  • Просекова О.А. Лучшие сказочные родители / О.А. Просекова // Читаем, учимся, играем.- 2004. - 8.
  • Курносова, Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями // Классный руководитель. – 1999. – № 5.
  • В., А. Работа с родителями по теме "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования детей".
  • /
  • Тимонина Л.И. Родительское собрание «Как на самом деле любить своих детей» / Л.И. Тимонина // Классный руководитель. – 2008.- 2.- С.62.
  • Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы Ю.В. Хамяляйнен // Пер. с фин. – М., 1993.
  • Образец протоколаПротокол родительского собрания творческого объединения От 20годаТема родительского собрания Присутствовало:человек (список прилагается).Отсутствовало:человек (если известна причина указать) Повестка дня:1. 2. 3. Выступили по первому вопросу (указывается, кто выступил, что предложил, что постановили):1. 2. Постановили: Выступили по второму вопросу:1. 2. Постановили: Выступили по третьему вопросу:1. 2. Постановили: Решение (общее по собранию):1. 2. 3. Голосовали:«За»человек«Против»человек«Воздержались»человекПредседатель (Ф.И.О. педагога ) Секретарь (Ф.И.О. родителя) Пример заполнения шаблона протокола родительского собрания.Протокол родительского собрания творческого объединения от «09» сентября 2022г.Тема: «Организация работы творческого объединения в 2016-2017 учебном году». Присутствовало: 29 человек (список прилагается).Отсутствовало: 1 человек по болезни.Повестка дня:
  • Знакомство с «Правилами поведения обучающихся в МБУДО ДДТ «Кировский»,
  • «Правилами для родителей обучающихся МБУДО ДДТ «Кировский», «Режимом занятий обучающихся».
  • Выборы родительского комитета.
  • О пошиве танцевальных костюмов.
  • Выступили по первому вопросу:– педагог дополнительного образования, руководитель объединения «», которая познакомила родителей с «Правилами поведения обучающихся», «Правилами для родителей обучающихся», «Режимом занятий обучающихся».Постановили: правила поведения для обучающихся, родителей, принять к сведению.Выступили по второму вопросу: педагог дополнительного образования, руководитель объединения«_», Педагог предложила в члены родительского комитета родителей. -член родительского комитета прошлого года. Член родительского комитета прошлого года подвела итоги работы за год и предложила в члены родителей_. Постановили: Считать работу членов родительского комитета за прошлый год удовлетворительной, отметить их грамотами и призами. Назначить членами родительского комитета ФИО. родителей Выступили по третьему вопросу: - руководитель объединения «», МБУДО ДДТ «Кировский», которая познакомила родителей с репертуарным планом, и рассказала о необходимости пошива танцевальных костюмов. член родительского комитета объединения, которая представила предварительный расчет стоимости одного костюма, и сумму.Постановили: расчет стоимости костюмов одобрить.Решение:
  • Принять к сведению «Правила поведения обучающихся МБУДО ДДТ «Кировский»
  • «Правила для родителей обучающихся в МБУДО ДДТ «Кировский», «Режим занятий обучающихся».
  • Назначить членами родительского комитета родителей
  • Оплатить пошив танцевальных костюмов из расчетарублей с одного
  • обучающегося творческого объединения за счет добровольных родительских пожертвований. За сбор денег назначит ь ответственным члена родительского комитета.Голосовали:«За» 29 человек«Против» 1 человек«Воздержались» 0 человекПредседатель собрания подписьФИОСекретарь собрания подписьФИО