Публикации
Игра гамм в классе фортепиано
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра гамм в классе фортепиано
Автор: Осипова Ирина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра гамм в классе фортепиано
Автор: Осипова Ирина Михайловна
Муниципальное учреждениеДополнительного образования«Сланцевская детская музыкальная школа»Методическое сообщение« Игра гамм в классе фортепиано»ПодготовилаПреподаватель по классу фортепианоОсипова И.М.г.Сланцы 2016 год«Первые уроки по разучиванию гамм» Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин: Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармогический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов - интервалику). Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника). Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио). К изучению гамм необходимо приступать в то время, когда учащиеся уже ознакомились с клавиатурой, нотной грамотой, с некоторыми навыками игры на инструменте. Прежде, чем приступить к игре гамм, надо предварительно тщательно отработать с учащимися упражнение на подкладывание 1-го пальца и поиграть подготовительные упражнения к гаммам. Гаммы следует играть на всех ступенях обучения каждой рукой в отдельности и двумя руками вместе. Первое время гаммы играются в октаву в прямом, а затем в противоположном движении. Диапазон (от одной до четырех октав) увеличивается в ходе обучения постепенно, так же, как и темп игры. Тенденция играть гаммы, аккорды, арпеджио как можно быстрее часто приносит немалый вред. Гаммы сначала играют на протяжении 1-2 октав каждой рукой отдельно. Соединять руки лучше в расходящемся движении как более легком в аппликатурном отношении. А параллельное движение начинать лучше на расстоянии двух октав между обеими руками, чтобы учащиеся лучше услышали каждую партию. Обычно гамму на первых уроках играют певучим звуком, на хорошем легато, как мелодию. Это предохраняют от появления ненужных напряжений рук, тряски, зажатости и т. д. И хотя с позиций положения руки на клавиатуре удобнее начинать учить с гаммы E-dur ( ми-мажор ) или H-dur ( си-мажор ), все же лучше и легче начинать осваивать гаммы с C-dur ( до-мажор ), в которой нет ключевых знаков. Сторонники изучения гаммы в последовательности от большого количества знаков к наименьшему несколько не учитывают особенности памяти начинающих учащихся. Они считают, что раз ученик прочно освоил на слух строение гаммы, то не важно, с какого звука начнет играть гамму. Но ведь далеко не каждый умеет на слух построить гамму от любого звука и поэтому в повседневной практике желательно идти по линии постепенного увеличения знаков, а не уменьшения. Гамму надо учить стандартной аппликатурой, идеальное выполнение которой воспитывает аппликатурную точность игры в пьесах. На первых уроках играем упражнение на кисть, проигрывая звуки подряд одним пальцем от звука “до” до его повторения. Затем играем всеми 5-ю пальцами. Сначала разберем пальцы левой рукой. Аналогично разберем пальцы правой руки. Работа над аппликатурой завершается составлением аппликатурной схемы для обеих рук. Приступая к изучению гамм, мы должны на первом уроке дать понятие звукоряда: Вопрос: Что такое звукоряд ? Сказать, что само слово “звукоряд” составное, сложное, состоит из двух простых – “звук” и “ ряд”, а само понятие звукоряд означает, что это звуки, расположенные в ряд или по порядку. Попросить учащегося сыграть несколько звуков подряд. Далее идет разбор сколько разных звуков по высоте и названию входят в звукоряд. (семь.) Выясняем какие это звуки. (до, ре, ми, фа, соль, ля, си. ) Дать понять учащимся, что звукоряд может располагаться от любого звука. Например, от “ми” до “ми”, от “соль” до “соль” и т. д. Предложить сыграть звукоряды от разных звуков. Следующим этапом является объяснение ладовых особенностей гамм. Учащиеся должны хорошо различать на слух “ основных ладовых наклонения (мажорное и минорное). Для этого используются на уроке разные приемы: Можно сыграть два небольших разноплановых произведений, определить их характер. Вопросы: Какая музыка там и там? Что вы ощущаете при слушании той и другой музыки? Какие чувства вызывает у вас музыка? И ряд подобных вопросов для того, чтобы прозвучал ясный ответ, что одна музыка вызывает положительные эмоции света, радости, подъема, а другая – отрицательные: грусть, тоска, печаль, скорбь. Хорошо после подобной небольшой беседы о характере музыки сыграть для сравнения две одноименные гаммы (к примеру, C-dur и c-moll). Провести сравнительный анализ ощущений, вызываемый этими гаммами и закрепить, что в первом случае звукоряд, выражающий радостные, приподнятые эмоции, относится к мажорному наклонению и есть Мажор, а во втором – Минор, т. е. звукоряд, вызывающий противоположные эмоции, относится к минорному наклонению. Поскольку в разговоре о гаммах употребляются слова “лад”, “ладовое наклонение”, желательно дать понятие о ладе. Но прежде, чем дать определение ряда, предварительно даю объяснение устойчивых и неустойчивых, опорных и неопорных звуков, чтобы учащиеся самостоятельно подошли к нужному определении: лад – это система высотных связей музыкальных звуков, определяемая их соотношением к главному, опорному звуку. Затем подвести учащихся к понятию гаммы, как звукоряда лада. После этого объяснить и точное соотношение тонов и полутонов в гамме. (Мажор – 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1т. 1/2т., минор – 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т. ). На первоначальных уроках я даю буквенное обозначение гамм (С, D, E, F, G, A, H/B, ) и в дальнейшем пользуюсь только этими обозначениями. Это очень удобно. ПРИЕМЫ, используемые при разучивании и при игре гамм на уроках фортепиано:Пение гаммы с аккомпанементом и без (вырабатывает хорошее ощущение вводного тона, которое так важно для развития и воспитания ладового чувства). Петь гамму под аккомпанемент преподавателя. (Вначале педагог может гармонировать гамму простейшими аккордами, затем фактуру сопровождения можно усложнить. Это прежде всего усилит ладовое восприятие гаммы. Такой прием, как правило, вызывает интерес у учащихся и способствует у них желанию дальнейшего увлеченного изучения гамм.) Петь и играть гамму по тетрахордам со словесной подтекстовкой и с названием нот (сольфеджио ). Например: Пример 3. В игре арпеджированных аккордов сначала поупражняться в трезвучиях от разных нот, а затем приступать к их обращениям. Играть гамму 1-м и 2-м пальцами (добиваться ровного звучания ). Затем присоединять постепенно 3-й, 4-й палец. Обратить внимание на подкладывание 1-го пальца – незаметно, как одна линия, без резкого звучания. Играть гамму отдельно каждой рукой и вместе. Играть в параллельном и противоположно (расходящемся) движении. Использовать разные темпы. Сначала добиться предельно ровной игры в очень медленном темпе, а затем темп постепенно наращивать. Полезно играть гамму со встречными знаками (гармонический и мелодический минор). Играть гаммы разными штрихами. Приемы legato (легато), staccato (стаккато) nonlegato (нонлегато) - на самостоятельность каждого пальца, на ощущение клавиши. Играть гамму со счетом “ раз и , два и”. Отдельные упражнения на подкладывание 1-го пальца, на смену позиций руки, на разворот кисти, от 1-го до 5-го пальца, на бросок свободной кисти, на заполнение звукоряда октавных бросков ( сверху вниз и наоборот ) и т. д. Играть гамму разными динамическими оттенками. Играть гамму разными ритмическими рисунками в разных размерах (2/4; 3/4; 3/8) Муниципальное образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Сланцевская детская музыкальная школа»Методическое сообщение« Игра гамм в классе фортепиано»ПодготовилаПреподаватель по классу фортепианоОсипова И.М.г.Сланцы 2013 год