Публикации Наставничество в современной системе образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество в современной системе образования
Автор: Москаленко Мария Константиновна

Наставничество в современной системе образования Наставничество – это метод поддержки и обучения, который основывается на личном опыте наставника и на осознанном развитии растущего поколения. Он позволяет молодым людям получить не только знания, но и практические навыки, которые помогут им стать успешными в своей будущей карьере и жизни.В своей сущности наставничество – это взаимоотношение, основанное на взаимном уважении и доверии между двумя людьми разного возраста и опыта. Оно позволяет молодым людям получить поддержку, которая может оказаться важной в периоды жизни, когда кажется, что никто из окружающих не понимает и не может помочь.Часто наставничество используется в компаниях и организациях как метод развития персонала и интеграции новых сотрудников. Но это не только деловой метод, он может использоваться в разных сферах – в здравоохранении, профессиональном спорте, министерствах, образовании и даже в семье.Одна из важных задач наставничества – поделиться своим опытом с молодым поколением. Старший человек может помочь молодым почувствовать, что он не одинок в своих проблемах. Иногда взгляд со стороны может помочь выйти из сложной ситуации или принять верное решение. Наставничество также может помочь укрепить уверенность в себе и развить мотивацию для достижения личных целей.Несмотря на все вышеперечисленное, наставничество не обязательно должно быть формальным отношением. Большинство из нас могут быть наставниками для кого-то другого, даже не замечая этого. Наставничество – это поддерживающее взаимодействие, в котором возможно движение в обе стороны. Наставничество в системе средне-профессионального образования является важным элементом, который помогает студентам успешно овладевать профессиональными навыками. Это позволяет создать условия для лучшей адаптации к будущей работе и быстрее достигнуть профессиональных способностей. Наставничество помогает студентам понять, чему они должны обучаться, ориентироваться в выборе профессии, какие навыки и знания должны иметь в рамках профессиональной деятельности и т.д. Кроме того, это помогает установить крепкие связи между студентами и уже работающими специалистами, а также эффективнее использовать знания и опыт наставников.Специалисты, работающие на проектах, должны быть готовыми к организации и координированию работы команды. Настоящая магия в таких проектах заключается в способности главного «проектного менеджера» вдохновить команду на совместное осуществление проектной деятельности, на поиск и внедрение потенциально эффективных идей. Настоящий успех проекта зависит от того, как хорошо каждый участник справится со своей задачей, и как команда будет работать в целом. Этому процессу посвящена большая часть проектной деятельности, и он зачастую оказывается более сложным, чем разработка технических решений. Стоит помнить, что реализация проектов – это результат планирования, открытости к критике и исправления ошибок, позитивного настроения команды и готовности к сотрудничеству.В основе работы наставника лежит идея помочь студентам получить не только профессиональные знания и навыки, но и подготовить их к жизни в обществе. Наставник в проектной деятельности - это специалист, который помогает студентам учреждений среднего профессионального образования освоить проектнную деятельность. Его основная задача - содействовать формированию компетенций, необходимых для реализации проектов в различных областях жизни. Основные функции наставника в проектной деятельности:- Помощь студентам в выборе темы проекта;- Работа над формулировкой целей и задач проекта;- Поиск информации и анализ данных, необходимых для реализации проекта;- Координация работы над проектом;- Анализ и оценка результатов проектной деятельности. Проекты в учреждениях СПО могут быть разнообразными: от работы над созданием нового продукта, до организации мероприятий по вовлечению студентов в социальную жизнь учреждения. Проектная деятельность позволяет студентам не только приобретать новые знания и навыки, но и развивать креативность, стремление к самореализации и командную работу. Основы проектной деятельности включают в себя знания и умения по постановке целей, разработке планов и контролю результатов реализации проекта. Они способствуют формированию у студентов уверенности в своих силах и способности решать сложные задачи в различных сферах трудовой деятельности. Таким образом, наставник в проектной деятельности играет важную роль в развитии проектной компетентности студентов и обучении их правилам успешной организации и реализации проектов. Важно, чтобы учреждения СПО уделяли внимание развитию проектной деятельности в своей образовательной программе для будущих специалистов.Хороший наставник в проектной деятельности должен обладать такими качествами, как:1. Ответственность за результат. Наставник должен понимать, что от его работы зависят успехи студентов в проектной деятельности и быть готовым заниматься этой работой с полной ответственностью.2. Коммуникабельность. Для эффективного сотрудничества с коллегами и студентами наставник должен уметь слушать, задавать вопросы и давать конструктивные рекомендации.3. Опыт и знания. Наставник должен быть компетентен в области проектной деятельности и иметь опыт работы с проектами.4. Терпение и толерантность. Понимание и уважение к различным мнениям и подходам помогут наставнику и студентам работать в команде.5. Мотивация и вдохновение. Наставник должен уметь мотивировать и вдохновлять студентов на работу над проектом, поощрять проявление творческой инициативы. Однако не все могут стать хорошими наставниками. Для этого нужно не только иметь необходимые знания и навыки, но и обладать специфическими характерными чертами, такими как: умение работать в команде, готовность к открытому общению и заботе о студентах. Важно, чтобы наставник был внимательным, терпеливым и готовым предоставлять наставление и советы практически в любое время. В XXI веке наставничество становится все более важным в образовательной сфере. Благодаря наставничеству, студенты получают не только новые знания и навыки, но и мотивацию на развитие и достижение новых высот. В условиях быстрого развития технологий и изменения требований рынка труда, наставничество помогает подготовить квалифицированных специалистов, готовых к постоянному обучению и применению новых знаний в своей работе.Важно отметить, что наставничество должно быть взаимным процессом. Наставник должен также получать от обратную связь и учитывать его мнение и предпочтения. Только в таком случае наставничество может быть эффективным и успешным.Быть наставником – это не только одна из самых ценных вещей, которые человек может сделать ради других, это также уникальная возможность для личного роста и развития.