Публикации
Использование дидактических игр на уроке истории в пятом классе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование дидактических игр на уроке истории в пятом классе
Автор: Ирина Александровна Усова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование дидактических игр на уроке истории в пятом классе
Автор: Ирина Александровна Усова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ ИСТОРИИ В ПЯТОМ КЛАССЕ
В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности разнообразные формы обучения школьников, например дидактические игры. На мой взгляд, это связано усилением самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети сегодня увеличивают поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развитию подобных умений способствует дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра способна решить ещё одну проблему. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра – это естественная форма обучения. Она часть жизненного опыта ребенка, т. к. он знаком с ней с детства. Учитель, использующий игру, ориентирует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.
В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по - особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В игре моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.
В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.[2] Игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведет к более осмысленному усвоению знаний, если учитываются следующие условия игровой деятельности на уроке:
игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;
используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала;
четко организуются;
соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся 5 класса.
Учитывая особенности предмета истории можно выделить несколько видов игры на уроке в 5 классе.
Игры, направленные на элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета. Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по типу Что? Где? Когда?, Поле чудес с историческим уклоном.
Игры, направленные только на хронологию. Так называемые исторические задачи в рамках урока – игры.
Игры, направленные на знания об основных сферах жизни общества, знания исторической личности. Например: игры – реконструкции, игровое моделирование, проблемная игра, игра – дискуссия, игра – имитация.
Игры, направленные на знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, конкретных исторических событий. Например: ролевая игра.
Игры можно использовать в качестве части урока, к примеру, при работе с хронологией и терминами, или в качестве проведения целого урока. Для 5 класса очень удобно проводить повторительно–обобщающие уроки с использованием дидактических игр. С огромным успехом в своей работе я использую игры при изучении нового материала. Приведу в качестве примера ряд игр по истории для 5 класса, которые я использую на своих уроках.
Например, игра Кто я? по теме Общество Древнего Египта.К доске вызывается любой ученик, который выступает и показывает фараона (но не называет себя) и рассказывает, как выглядел фараон и какие функции он выполнял. Остальные учащиеся внимательно слушают, затем читают учебник и таким образом соглашаются, опровергают или дополняют ученика. Затем по очереди, к доске выходят ученики, которые изображают вельмож (как военноначальников, так и советников), писцов, жрецов, землевладельцев, ремесленников. Учащиеся вновь внимательно слушают, затем читают учебник и снова угадывают персонажа и дополняют выступающих. Таким образом, обучающиеся принимающие участие в игре и мысленно переносятся в другую эпоху. Ученики заполняют безлюдную историю персонажами, которые они сами же и изображают. Через понимание мыслей, чувств и поступков персонажей истории, которых учащиеся изображают в игре, школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую историческую эпоху.
Следующая игра Узнай историческую личность по описанию. Учитель предлагает ученикам описание внешности исторических личностей. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом. Например, я в ходе повторительно-обобщающего урока по теме Древняя Греция использую следующие описания личностей:
Карточка 1. Физических недостатков он не имел, только голова была удлиненной и слишком большой относительно других частей тела. Именно поэтому на всех статуях он изображен со шлемом на голове. Очевидно, скульпторы не хотели изображать его в непривлекательном виде. Однако аттические комедиографы называли его схинокефалом, то есть лукоголовым (Перикл).
Карточка 2. У него был незаметный легкий наклон шеи влево и ласковый взгляд. Один из художников, рисуя его в образе громовержца, не сумел передать цвет его кожи, так как придал ей оттенок темнее, смуглее, чем она была на самом деле. По свидетельствам, он имел светлую кожу, которая переходила, особенно на груди и лице, в розовую (Александр Македонский).
На уроках посвященных темам по социально-экономической жизни или быту древних людей, жителей Древнего востока я использую игру Сколько способов применения предмета ты знаешь?. Перед тем как начать изучение темы показываю фото или рисунок какого-либо предмета быта древних людей, их орудия труда и т. п. Ученикам необходимо назвать как можно больше разнообразных способов их применения (способ применения может быть нетрадиционным, но реалистичным). Например, это могут быть орудия труда неандертальца. Поощряются самые неожиданные и оригинальные варианты. Но в конце урока после изучения темы мы сравниваем функции данного предмета с теми, которые назвали ученики. Победителем называется тот ученик у кого ответы в большей степени совпадают. Эта игра активизирует и развивает основные параметры креативность.
Для активизации интереса к изучению личности или исторического персонажа я использую игру Бюро находок. На доске вывешиваются предметы, которые в исторической традиции связаны с деятельностью определенной личности. Ученики должны установить, кому и с какой целью они отдали бы найденные вещи. Например, бочка и фонарь — собственность великого греческого философа Диогена, который отрекся от любых удобств, жил в бочке, днём ходил по городу с зажжённым фонарём, говоря, что ищет человека, достойного носить это звание. Сандалии с крыльями — это собственность бога Гермеса и т. д.
Многие учителя считают, что для проведения игры в пятом классе требуются большие усилия и подготовка, что дети после игры долго не могут успокоиться и настроиться на дальнейший урок. Но если проводить игры не сложные и, что самое главное, периодически, то дети легко привыкают к этому и затем без особых усилий могут сконцентрироваться после игры.
С помощью игры их неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. А. Я. Гуревич справедливо заметил, что: Умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на подпольную игровую деятельность.[1, с. 15]
Подводя итог, можно выделить положительные и отрицательные моменты использованию игр на уроках истории в 5 классе. Отрицательные: игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание, развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы[3]. Повышается усидчивость, а от сюда и интерес к истории.
Гуревич А.Я. История к. XX века в поисках метода. М., 1999. С. 15.
Макарова Н. И. Игровые технологии на уроках истории // www.festival.1september.ru/articles/603914.
Янборисова З. Г. Игра как средство повышения интереса к урокам истории // www.festival.1september.ru/articles/520250.
В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности разнообразные формы обучения школьников, например дидактические игры. На мой взгляд, это связано усилением самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети сегодня увеличивают поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развитию подобных умений способствует дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра способна решить ещё одну проблему. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра – это естественная форма обучения. Она часть жизненного опыта ребенка, т. к. он знаком с ней с детства. Учитель, использующий игру, ориентирует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.
В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по - особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В игре моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.
В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.[2] Игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведет к более осмысленному усвоению знаний, если учитываются следующие условия игровой деятельности на уроке:
игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;
используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала;
четко организуются;
соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся 5 класса.
Учитывая особенности предмета истории можно выделить несколько видов игры на уроке в 5 классе.
Игры, направленные на элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета. Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по типу Что? Где? Когда?, Поле чудес с историческим уклоном.
Игры, направленные только на хронологию. Так называемые исторические задачи в рамках урока – игры.
Игры, направленные на знания об основных сферах жизни общества, знания исторической личности. Например: игры – реконструкции, игровое моделирование, проблемная игра, игра – дискуссия, игра – имитация.
Игры, направленные на знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, конкретных исторических событий. Например: ролевая игра.
Игры можно использовать в качестве части урока, к примеру, при работе с хронологией и терминами, или в качестве проведения целого урока. Для 5 класса очень удобно проводить повторительно–обобщающие уроки с использованием дидактических игр. С огромным успехом в своей работе я использую игры при изучении нового материала. Приведу в качестве примера ряд игр по истории для 5 класса, которые я использую на своих уроках.
Например, игра Кто я? по теме Общество Древнего Египта.К доске вызывается любой ученик, который выступает и показывает фараона (но не называет себя) и рассказывает, как выглядел фараон и какие функции он выполнял. Остальные учащиеся внимательно слушают, затем читают учебник и таким образом соглашаются, опровергают или дополняют ученика. Затем по очереди, к доске выходят ученики, которые изображают вельмож (как военноначальников, так и советников), писцов, жрецов, землевладельцев, ремесленников. Учащиеся вновь внимательно слушают, затем читают учебник и снова угадывают персонажа и дополняют выступающих. Таким образом, обучающиеся принимающие участие в игре и мысленно переносятся в другую эпоху. Ученики заполняют безлюдную историю персонажами, которые они сами же и изображают. Через понимание мыслей, чувств и поступков персонажей истории, которых учащиеся изображают в игре, школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую историческую эпоху.
Следующая игра Узнай историческую личность по описанию. Учитель предлагает ученикам описание внешности исторических личностей. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом. Например, я в ходе повторительно-обобщающего урока по теме Древняя Греция использую следующие описания личностей:
Карточка 1. Физических недостатков он не имел, только голова была удлиненной и слишком большой относительно других частей тела. Именно поэтому на всех статуях он изображен со шлемом на голове. Очевидно, скульпторы не хотели изображать его в непривлекательном виде. Однако аттические комедиографы называли его схинокефалом, то есть лукоголовым (Перикл).
Карточка 2. У него был незаметный легкий наклон шеи влево и ласковый взгляд. Один из художников, рисуя его в образе громовержца, не сумел передать цвет его кожи, так как придал ей оттенок темнее, смуглее, чем она была на самом деле. По свидетельствам, он имел светлую кожу, которая переходила, особенно на груди и лице, в розовую (Александр Македонский).
На уроках посвященных темам по социально-экономической жизни или быту древних людей, жителей Древнего востока я использую игру Сколько способов применения предмета ты знаешь?. Перед тем как начать изучение темы показываю фото или рисунок какого-либо предмета быта древних людей, их орудия труда и т. п. Ученикам необходимо назвать как можно больше разнообразных способов их применения (способ применения может быть нетрадиционным, но реалистичным). Например, это могут быть орудия труда неандертальца. Поощряются самые неожиданные и оригинальные варианты. Но в конце урока после изучения темы мы сравниваем функции данного предмета с теми, которые назвали ученики. Победителем называется тот ученик у кого ответы в большей степени совпадают. Эта игра активизирует и развивает основные параметры креативность.
Для активизации интереса к изучению личности или исторического персонажа я использую игру Бюро находок. На доске вывешиваются предметы, которые в исторической традиции связаны с деятельностью определенной личности. Ученики должны установить, кому и с какой целью они отдали бы найденные вещи. Например, бочка и фонарь — собственность великого греческого философа Диогена, который отрекся от любых удобств, жил в бочке, днём ходил по городу с зажжённым фонарём, говоря, что ищет человека, достойного носить это звание. Сандалии с крыльями — это собственность бога Гермеса и т. д.
Многие учителя считают, что для проведения игры в пятом классе требуются большие усилия и подготовка, что дети после игры долго не могут успокоиться и настроиться на дальнейший урок. Но если проводить игры не сложные и, что самое главное, периодически, то дети легко привыкают к этому и затем без особых усилий могут сконцентрироваться после игры.
С помощью игры их неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. А. Я. Гуревич справедливо заметил, что: Умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на подпольную игровую деятельность.[1, с. 15]
Подводя итог, можно выделить положительные и отрицательные моменты использованию игр на уроках истории в 5 классе. Отрицательные: игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание, развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы[3]. Повышается усидчивость, а от сюда и интерес к истории.
Гуревич А.Я. История к. XX века в поисках метода. М., 1999. С. 15.
Макарова Н. И. Игровые технологии на уроках истории // www.festival.1september.ru/articles/603914.
Янборисова З. Г. Игра как средство повышения интереса к урокам истории // www.festival.1september.ru/articles/520250.