Публикации Программа развития одаренности обучающихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа развития одаренности обучающихся
Автор: Жовнер Татьяна Евгеньевна

Программа развития одаренности учащихся СодержаниеВведение. Актуальность проблемы работы по развитию интеллектуальной одаренности учащихся в условиях современного непрерывного образования.Часть 1. Концептуальные основы программы развития интеллектуальной одаренности обучающихся в средней школе.Часть 2. Комплекс мероприятий по развитию интеллектуальной одаренности учащихся.Введение. Актуальность проблемы работы по развитию интеллектуальной одаренности учащихся средней школы в условиях непрерывного образования.Актуальность проблемы развития интеллектуальной одаренности учащихся средней школы заключается в острой необходимости наращивания интеллектуальных ресурсов общества, нуждающегося в интеллектуалах, способных эффективно реализовывать экономические, социальные, политические реформы для повышения конкурентноспособности страны на мировом рынке. Современная реформа образования требует повышение качества обучения детей с учетом их интеллектуальных, личностных ресурсов. В настоящее время государство осуществляет политику развития не только элитарного, но в первую очередь доступного широким слоям населения обучения детей и подростков, молодежи в условиях общеобразовательной школы.Часть 1. Концептуальные основы программы развития интеллектуальной одаренности студентов в условиях университетского образования. Разработка данной программы осуществлялась на основе анализа природы интеллектуальной одаренности и современных отечественных концепций интеллектуального, творческого развития личности Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В. Д. Шадрикова, зарубежных концепций одаренности (развития латерального мышления Э. де Боно, теорий одаренности Р. Стернберга и других). Учтены рекомендации Междисциплинарной научно практической видеоконференции с международным участием на тему « Интеллектуальный потенциал российского общества: состояние и актуальные проблемы исследования» ( апрель 2006г.).Наш концептуальный подход к развитию интеллектуальной одаренности учащихся учитывает возрастные характеристики развития операционального мышления (по Ж. Пиаже). Обобщив данные исторического экскурса природы одаренности от рассмотрения одаренности как божьего дара до изучения таланта как результата сложных комбинаций генов, на основе анализа современных теорий одаренности, где главным фактором при наличии других является интеллектуальный (Б.Спирмен, Д. Старг, К.М. Гуревич, В.С. Юркевич и др.), концепции творческой одаренности как самостоятельного фактора, имеющего свою локализацию (Д. Гилфорд, П. Торренс и др.), теории развития в деятельности специфических видов способностей и одаренности как синтеза индивидуальных свойств личности (Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская и др.), мы под интеллектуальной одаренностью понимаем интегративную характеристику личности, обладающей потенциалом для высоких достижений и создания общественно значимых продуктов интеллектуально творческой деятельности. Согласно нашей концепции развитие интеллектуальной одаренности возможно осуществлять в «обогащенной», психологически комфортной среде, активизирующей развития интеллекта и способствующей гармонизации развития личности (физического развития, развития интеллектуально - творческой, духовно - нравственной, эмоционально - волевой, коммуникативной и операциональной сфер), при этом именно гармоничность личности, а не "конфликты души", по К. Юнгу, выступает согласно воззрениям Л.И. Анцыферовой, внутренней движущей силой полноценного развития человека, что не противоречит, а углубляет теорию борьбы противоположностей, ибо противоречия как движущие силы развития сохраняются наряду с тенденцией к гармонии, интеграции личности как целостной саморазвивающейся сложной многоуровневой системы. Цель программы: разработка комплекса мероприятий, способствующих развитию интеллектуальной одаренности учащихся в общеобразовательной школе. Задачи программы :
  • Формирование компетентности преподавателей в области развития интеллекта и интеллектуальной одаренности в условиях инновационного, личностно ориентированного образования.
  • Формирование мотивации учащихся к «высоким достижениям», к самоактуализации личности.
  • Организация психолого педагогической поддержки одаренной личности в системе общеобразовательной подготовки.
  • Разработка мониторинга развития интеллектуально одаренной личности.
  • Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
  • Базисные принципы.1. Принцип научности касается основ отечественного, базирующегося на достижениях современных наук, в том числе психолого педагогических, что позволяет осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения, организацию экспериментальной деятельности на строго научной основе. Современное среднее образование должно соответствовать высокому уровню образовательных стандартов. Формирование основных компетенций и развитие творческого мышления способствует повышению качества образования. Принцип научности нацеливает на обеспечение единства учебной, развивающей и воспитательной педагогической деятельности.2. Принцип опережающего образования, способного адаптироваться к будущему (А.Д. Урсул, А.Л. Романович, О.В. Долженко) предполагает изменение содержания образования: от трансляции установленных научных фактов, современных теорий и концепций к моделированию будущего в процессе футуризации науки (эволюции знаний от изучения прошлого, настоящего к будущему); развитие прогностического мышления, ноосферного сознания обучающихся. 3. Принцип гуманизации предполагает создание субъект субъектных отношений всех участников образовательного процесса от учащихся, преподавателей до управленческого персонала, основанных на уважении к личности ученика, позитивном подкреплении мотивации достижений в различных областях деятельности; гуманизация образования предполагает организацию психолого педагогической поддержки, сопровождения развития одаренной личности в условиях общего среднего образования.4. Принцип гуманитаризации и культуросообразности образования предлагает отказ от образования узко интеллектуального и предметно центрированного, ориентацию на общекультурное развитие , ориентацию на творческое развитие личности, стремящейся к самосовершенствованию на основе самопознания, приобщения к культуре. Включение учащихся в культурное пространство, которое В. И. Вернадский назвал ноосферой, В.П. Зинченко «ментальным полем», «геномом духовного развития», интеграции предметов в области наук (составной культуры) способствуетвует формированию целостного научного гуманно ориентированного мировоззрения, активизируют интеллектуально творческое развитие способных и одаренных учеников.4. Принцип демократизации предусматривает доступ интеллектуально одаренных детей, подростков и молодежи к качественному образованию, создание демократических условий для развития свободы и прав личности, развитие системы ученического самоуправления, способствующего соответствие состояния образования потребностям учащихся в условиях развивающегося рынка.5. Принцип развивающего образования (В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, И.Н. Семенов, Н.Н. Нечаев и др.) ориентирован на взаимосвязь образования и развития интеллектуально способной и одаренной личности ученика. Развивающая деятельность в школе предполагает формирование у учащихся потребности в самообразовании, самосовершенствовании, самоактуализации и интеллектуально творческой самореализации. Образовательный процесс направлен на то, чтобы субъект образования стал творческой личностью, способной к непрерывному образованию.
  • Принцип личностно ориентированного образования требует осознания и принятия всеми субъектами образовательного процесса иерархии системы ценностей в развитии учащихся общеобразовательной школы, где главной является творческое развитие личности , обладающей не только знаниями, умениями и навыками, компетециями, но духовно нравственными, интеллектуально творческими, гражданскими качествами.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации.Принцип дифференциации способствует использованию адекватных интеллектуальной одаренности содержания образования, форм и методов обучения и воспитания, обеспечению участия одаренных учеников в различных формах организации НОУ, в учебно познавательной деятельности, учитывающей мотивацию учащихся к исследовательской, активной познавательной деятельности.
  • Принцип индивидуализации является высокоэффективным средством реализации одаренности, достижения успехов в учебно познавательной, исследовательской, творческой, профессионально ориентированной деятельности. Индивидуальный подход опирается на диагностическую основу. Используются разнообразные формы индивидуальной исследовательской, учебно познавательной, общественно значимой деятельности. Основные содержательные линии Программы.
  • Обеспечение обновления содержания и технологий инновационного образования, включая варьирование и свободный выбор учебно познавательной, исследовательской деятельности, ориентированного на развитие интеллектуальной одаренности учащихся с учетом природы их индивидуальности.
  • Создание образовательного пространства, «обогащенной» образовательной среды как средства гармонизированного развития интеллектуально одаренной творческой личности, способной к длительной, интенсивной деятельности.
  • Формирование компетентности всех субъектов образовательного процесса в понимании природы и факторов, методов развития интеллектуальной одаренности.
  • Разработка и реализация методов диагностики, способствующих своевременному выявлению латентной и реализующейся в процессе образования интеллектуальной одаренности детей и молодежи, динамики развития одаренной личности.
  • Поиск и организация новых, адекватных цели методов и форм общеобразовательной подготовки интеллектуально одаренных детей и молодежи в системе общего среднего образования.
  • Обеспечение преемственности психолого педагогического сопровождения развития одаренности дошкольников, учащихся общеобразовательных школ в системе непрерывного образования.
  • Основные технологии работы с интеллектуально одаренными студентами: - технологии личностно ориентированного образования (индивидуальные образовательные маршруты старшеклассников, одаренных подростков на второй ступени среднего образования);
  • технологии развивающего, инновационного образования, с использованием проблемного, проектного, исследовательского, эвристических, интерактивных методов; современные информационных технологии обучения;
  • новые коллективно- творческие, групповые и индивидуальные методы воспитания;
  • акцент на самообразовании и саморазвитии, развитии самостоятельности в стратегических видах жизнедеятельности.
  • Формы работы с одаренными учащимися:          групповые занятия с одаренными учащимися;          факультативы;          предметные кружки;          кружки по интересам;          конкурсы;          курсы по выбору;          участие в олимпиадах;          работа по индивидуальным планам;          занятия в профильных классах          интеллектуальные марафоны Показатели эффективности программы:
  • рост качества образования (формальных достижений) интеллектуально одаренных учащихся и динамика их интеллектуального, личностного развития (неформальных показателей достижения интеллектуальной зрелости, идентичности, оптимального и высокого уровня самоактуализации);
  • увеличение количества учащихся, участвующих в региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах, рост достижений (наград и т.п.);
  • соответствующий уровень выпускников к продолжению образования;
  • авторитет школы в городе.
  • Комплекс мероприятий по развитию интеллектуальной одаренности учащихсяКачества, необходимые преподавателям в работе с одаренными учащимися- доброжелательность, чуткость, педагогический такт;- компетентность в вопросах педагогики и психологии в области развития интеллектуальных способностей и одаренности детей, подростков и молодежи; иметь высокий уровень интеллектуально творческого развития; компетентность в области науки (культуры, искусства), с которыми связана профессиональная деятельность и общекультурное развитие личности;- способности к партнерскому, диалогическому общению с учащимися;- инициативность в работе, связанной с обучением и воспитанием одаренных учеников;- активность, увлеченность педагогической деятельностью;- стремление к самообразованию и самосовершенствованию;- толерантность к критике, к необычным идеям, мнениям и действиям, поступкам, не выходящим за рамки социально нормативных этических требований;- чувство юмора ( без сарказма).