Публикации «Основы религиозных культур и светской этики в условиях реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Основы религиозных культур и светской этики в условиях реализации ФГОС»
Автор: Чванова Лариса Анатольевна

«Основы религиозных культур и светской этикив условиях реализации ФГОѻ силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. На уроках главной функцией является воспитание. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. «Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ». ( Г. Дьяченко.Полный церковно-славянский словарь).С точки зрения литературы, притча это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» «тча» «теча» «теку» (бегу, поспешаю) тот же самый, что и в слове «предтеча». В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» при, «мия» путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни. Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям. Каждая притча выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Притча №1
  • Раввин и мыловар
  • (Данную притчу можно использовать при изучении «Основы иудейской культуры» или «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ.) Шли однажды вместе раввин и мыловар. — Что толку в еврейской религии? — спросил мыловар. — Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо? Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребёнок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин: — Посмотри на этого ребёнка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он — весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребёнок остаётся грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло? — Но рабби, — возразил мыловар, — мыло не может помочь, если им не пользоваться. — Верно! — оживился раввин. — Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!
  • Словарная работа с понятиями притчи
  • Равви́н  — в  , обозначающее квалификацию в толковании  и . Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в  и быть членом религиозного суда (). Вопреки распространённому мнению раввин не является .Раввин, равви, рабби — учитель, наставник.Раввин (ивр. рабби) - «учитель», служитель культа в иудаизме, учёный знаток Талмуда и ритуала. Как правило, исполняет функции главы местной общины. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Главная задача раввина - служить духовным наставником и разрешать вопросы, касающиеся еврейского закона. То́ра в ашкеназском произношении: То́йро, Тэ́йро — в широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона.Тора в переводе с иврита означает «закон». В Пятикнижии Моисея Торой называется совокупность каких-либо законов и религиозных постановлений, которые относятся к определенной теме, например, «закон (тора) всесожжения». С давних времен и до наших дней Торой обычно называют именно Пятикнижие Моисеево, хотя иногда название распространяется на всю Библию (то есть ТаНаХ – совокупность Пятикнижия, книг пророков и писаний).3.Анализ притчиПочему притча так называется? Какая основная проблема в ней содержится?Притча называется так потому, что действующими лицами притчи являются: иудейский священник – раввин, сомневающийся иудей - мыловар. Это обобщенные образы. Речь в ней идет об истинности иудейской веры. Образование рассматривается как ничем не заменимое средство воспитания законопослушного и морально ответственного человека, ибо «невежда не может быть праведным», какучил мудрец Гилель две тысячи лет назад. Разумеется, «закодексированность» отнюдь не приводила автоматически к тому, что буквально все вели себя соответствующим образом. В этом отношении данная притча очень примечательна. По городу идут раввин и мыловар. Мыловар, увидев нарушающего этические предписания человека,укоряет рэбэ: «Столько веков существует религия, а есть ещетакие люди». Раввин, увидев грязного человека, отпарировал ему: «Мыло появилось еще раньше, но до сих пор не все ходятчистыми».Àбсолютного законопослушания и исполнения морального кодекса быть не может (хотя бы в силу биологическихи психологических отклонений у многих людей), но до тех пор,пока законопослушно и морально подавляющее большинство,общество может чувствовать себя прочным и спокойным.- Что в тексте притчи указывает на принадлежность к той или иной религиозной традиции? Или – что в тексте есть такого, делающего содержание притчи невозможным для раскрытия смыслов в другом вероисповедании? (Указать конкретные понятия, образы, имена,символы)Данная притча относится к иудаизму (религия евреев). Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные лица, что даёт привязку к реальному месту и времени, а в христианских или индуистских действующие лица чаше всего не определены, обобщены.В данной притче содержится обращение к священной книге иудеев – Торе, к мудрости праведников и идеалам иудейских пророков.5 книг Пятикнижия (Тора):
  • Бытие — где описывается Сотворение мира, Потоп, история Авраама, Исаака и Иакова до смерти последнего в Египте;
  • Исход — где рассказывается как еврейский народ освободился от египетского рабства под водительством Моисея;
  • Левит — где содержится изложение закона и ритуальных предписаний, данных Богом Моисею;
  • Числа — где излагается история двенадцати племён Израилевых в пустыне, перед приходом в Святую Землю;
  • Второзаконие — где содержится повторение Закона и призыв к его соблюдению;
  • Слова-символы, которые встречаются в притче и их значение:Мыловар – сомневающийся иудей. Грязь – человеческие грехи, «грязные поступки», земное бытие человека. Мыло – иудейская вера (молитва, обряды, иудейские традиции, Тора, заповеди, путь добра и справедливости, благие человеческие поступки).Ребенок – неверующий еврей; еврей, который не придерживается канонов иудейской религии; грешник.Какие религиозные идеи, смыслы (в понимании человека ли, Бога ли, или добра и зла, устройства мира ли и т.п.)нашли свое отражение в притче?В основе притчи лежит глубокая религиозность и этическая идея. Её исходная точка — единство человеческого рода, поэтому все отдельные индивиды в нравственном отношении равны между собой. Не раса и не происхождение обуславливают различия между людьми и народами, а участие нравственных сил в их жизни.Иудаизм неотделим от Истории, которая выступает как движение человечества, направляемое Богом. История есть не что иное, как реализация Божественного плана Творения: согласно иудаизму, человек должен своими действиями очистить мир, чтобы Бог мог присутствовать в нём. Целью иудаизма является царство мира и справедливости, которое установится под водительством человека -Мессии, избранного Богом и являющегося потомком царя Давида. Человечество будет жить в изобилии, и еврейский народ дождётся конца своего изгнания: он вернётся на Святую Землю и покаянием избавится от своих прегрешений. Весь мир признает Бога и примет его власть. Иудаизм требует любви к Богу и доверия к Нему.Какие принципы, правила морали и ценности отражает притча? Познание добра, правды и справедливости через исповедание иудейcкой веры (религиозный подход). Путь к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).)Основная мысль притчи заключается в том, что в основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей иудейской религии, для того, чтобы от них избавится нужно быть истинным иудеем (религиозный подход). Для того чтобы прийти к справедливости, добру, мудрости, необходимо всю свою жизнь подчинять этим ценностям (культурологический подход).)4.Вопросы для детей к тексту притчиТеоретические вопросы:1.Что такое Тора?2.Что означает Тора, и в переводе с какого языка?3.Можно ли назвать автора Торы и почему?4.Сколько книг включает Тора? Назовите ее основные части.5.Почему Тору читают до сих пор?Практические вопросы (к притче):1.Что стало причиной спора? 2.Какова точка зрения мыловара, наблюдающего за ребенком? Согласен ли с ним раввин?3.Сравните героев? Чем они похожи, чем отличаются?4.Какие уроки дал раввин мыловару? 5.Какой урок (заповедь) может сделать для себя человек, прочитав притчу?6.В чем причина того, что люди продолжают совершать зло?7.Какие символы вы встречаете в притче? Что, или кого может означать каждый из героев притчи?8.Точка зрения кого из героев вам наиболее близка? Почему?5.Какие компетенции можно развить с помощью данной притчи?Кроме общепредметных и предметных компетенций с помощью данной притчи можно развивать ключевые компетенции, которые находятся в основе успешности деятельности, а именно:
  • Ценностно-смысловая компетенция: уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков, уметь принимать решение
  • Общекультурная компетенция: формирование духовно-нравственных основ жизни человека; роль религии в жизни человека;
  • Учебно-познавательная компетенция: самостоятельная познавательная деятельность; умение ставить цель; ответы на поставленные вопросы; формулировать свою позицию
  • Информационная компетенция: проанализировать притчу; дать определения основным понятиям из притчи, используя словари и справочники; найти дополнительную информацию о иудаизме
  • Коммуникативная компетенция: уметь работать в группе по заданиям учителя; инсценирование притчи
  • Социально-бытовая компетенция: иметь представление о системах социальных норм и ценностей в разных странах;
  • 6.Какими приемами, работая с текстом притчи, можно активизировать каждую из пяти форм деятельности?Познавательная деятельность: приобретение новых знаний о религии иудеев при чтении притчи; сформулировать вопросы или ответить на поставленные;Общение:инсценировка притчи;рассмотреть притчу с ролевой позиции (раввина и мыловара);Преобразовательная деятельность: притча без окончания (обсуждение, как она могла бы закончиться);Художественно-эстетическая деятельность: выделить ключевые слова   понятия, с последующим комментированием;сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста); творческое осмысление и собственное оценивание данной притчиЦенностно-ориентационная деятельность: обсуждение основной идеи и смысла притчи; определение ценностей, которые отражает притча;анализ смысла притчи через иллюстрацию к ней; сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.Притча № 21.Христианская притча о комаре, пчеле и мухе.Спросил как-то комар муху: - Скажи, есть ли в окрестностях цветы?- Насчет цветов ничего не знаю, - ответила муха. – А вот консервных банок, навоза, всякой грязи в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные свалки и сараи, на которых ему непременно нужно побывать.Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу.- Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь мусорные свалки?- спросил он у неё.- Свалки? Грязь? Нет, нигде не замечала, - удивилась пчела. – Зато здесь так много благоуханных цветов! И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились пахучие гиацинты.2.Анализ притчиПочему притча так называется? Какая основная проблема в ней содержится?В названии притчи используются символы насекомых: комара, пчелы и мухи. Возникновение притчи было закономерным проявлением свойственного древнему человеку образно-аналогического типа мышления, которое стремилось отвлеченную мысль облечь в образ.Пчела — необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. В христианстве благодаря своему трудолюбию, пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. О святых, прославившихся своими речами, таких как св. Амвросий и св. Иоанн Златоуст, говорится, что их слова были сладкими, как мед. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая неустанно трудится и остается преданной своему улью. Улей, таким образом, является символом сплоченной религиозной общины и означает упорядоченное и благочестивое сообщество. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающая в воздухе пчела - это душа, вступающая в Царство Небесное. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности.Христианская традиция усвоила иудаистическое восприятие мухи как носительницы зла и моровой язвы (эпидемий), а сверх того сделала это насекомое символом греха, морального и физического разложения. Множество мух является знаком преимущественно демонических проявлений, как, например, тучи бесов, мучающие в пустыне отшельника — Св. Макария. В подгруппу персонажей с отрицательным значением входят и комары.Человек свободен в выборе друзей, и не зря в народе говорится «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», поэтому надо к этому выбору относиться очень серьезно и внимательно.Известный греческий старец отец Паисий часто вспоминал эту притчу в беседах с людьми и говорил: «Одни люди похожи на пчелу, другие – на муху. Те, кто похожи на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем не видят ни капли доброго. Те, кто похожи на пчелу находят доброе везде и во всем. Всегда думайте, с кем бы вы хотели быть?»…Что в тексте притчи указывает на принадлежность к той или иной религиозной традиции?(Указать конкретные понятия, образы, имена, символы)Символы и значения, используемые в притче:Пчела – добрый, чистый, трудолюбивый человек.Муха – человек, склонный к дурным поступках…Мусорные кучи – пороки, человеческие грехи.Цветы – добрые дела, красота человека, чистота, любовь, добродетели.В христианской культуре есть понятие двух основных типов сознания человека: сознание мухи и сознание пчелы.В чём отличие? И муха, и пчела одинаково нужны в природе. И та, и другая любят сладкое.Они могут жить в одном пространстве, но совершенно разными жизнями. Пчела целеустремлённо летит к цветам и добывает нектар, из которого потом сделает мёд:«Пчела отыщет цветы даже на помойке, муха и в дивном саду найдёт мусор»Муха тоже летит к цветам, но по пути постоянно отвлекается на встречныймусор и заинтересованно начинает разбираться — а что же это такое? Спускается вниз посмотреть…В итоге она так погружается в исследования мусора( пороков, человеческих грехов), что чаще всего вообще забывает, что летела к цветам(добрые дела, чистота, любовь).Какие религиозные идеи, смыслы( в понимании человека ли, Бога ли, или добра и зла, устройства мира и т.п.) нашли свое отражение в притче?Свобода выбора, понятия добра и зла нашли свое отражение в этой притче.. Каждый из нас, выбирает среди информационных полей путь или пчелы, или мухи. Пчела, даже залетев на помойку ищет цветы, которые дадут ей нектар и пыльцу. Муха же, залетев и в дивный сад, найдёт мусор.Сознание мухи«Сознание мухи – это находить во всём негатив и погружаться в него»  Человек с сознанием мухи всегда замечает «мусор». А главное — он всегда хочет разобраться в этом вопросе.Кто оставил? Когда? Почему? В каждой «кучке» надо поковыряться обязательно. Обсудить, предположить, расследовать…Люди-мухи во всём замечают негатив, в любой ситуации чем-то недовольны.Сознание пчелыЧеловек с сознанием пчелы знает, что в мире существует добро и зло, красота и мусор, низкое и высокое. Он четко осознает, что это его выбор – обращать внимание на то или другое, концентрироваться на негативной информации или же позитивной.«Сознание пчелы – это находить во всём позитив и радоваться жизни»Человек-пчела стремится нести в мир добрые дела и положительные эмоции. Он не вешает на других свои проблемы, редко ноет и никогда не критикует. Всегда пытается найти во всём лучшие стороны и стремится к позитивному мышлению, как пчела движется к нектару — минуя грязь и помойки.Пчеле не интересен чужой мусор. Она хочет видеть красоту цветов, вдыхать их аромат и собирать нектар. Ее интересуют только хорошие качества луга, то есть позитив, красота, польза – всё самое лучшее. Это сознание пчелы – находить позитив и радоваться жизни. Углубляя наш взгляд на окружающий мир и на самих себя, притчи помогают выбраться из порочного круга ошибок и нелепостей и осознать себя частью всеобъемлющего целого.Какие принципы, правила морали и ценности нашли свое отражение в тексте притчи?Ценности: свобода выбора (поступка, жизненного пути, друзей).Основная мысль: вокруг человека окружает много хорошего и плохого, доброго и злого, прекрасного и безобразного. Важно уметь увидеть хорошее и не ошибиться в выборе друзей.Как-то спросил комар муху- Есть ли здесь где-то цветы?- Я про них мало, что знаю,Но вот помоек тут тьмы.Грязи, навоза в канавах -Просто раздолье и воньОт старых отбросов и банок,Я покажу тебе, сколь.Комар полетел по указке,Встретил пчелу по пути.Где тут помойки и банки?Ты помоги мне найти.Что? Нечистоты? Канавы?Где это? Здесь не видать.Рядом цветочки и травы,Солнышко и благодать.Я покажу тебе место,Где запах лилий пьянит.А чуть подальше, недавноЯркий расцвёл гиацинт.Притча короткая эта,Но в этой мудрости словСразу понятно, что с кем ты,Значит твой выбор таков.В этой жизни люди разделяются на две категории. Третьей не существует: человек будет или в одной категории, или в другой. Одна категория людей подобна мухе. Другая категория людей похожа на пчелу. Кто Вы – пчела или муха?Задумайтесь — чьё поведение Вам ближе? Как часто Вы отвлекаетесь на различный мусор на пути к нектару, к своей цели? Как Вы ведёте себя в различных жизненных ситуациях — как пчела или как муха?Однажды увидев прекрасное, уловив аромат цветов и попробовав нектар, старайтесь возвращаться к этому все чаще и чаще. Важно не терять ориентир, сделать нацеленность на позитив образом мыслей, образом жизни.«Наше восприятие притягивает ту реальность, на которое направлено наше внимание»Мы есть то, что мы думаем. Поэтому, первый и самый главный шаг к осуществлению коренных и долговременных перемен в жизни — это понимание разницы между двумя типами сознания — пчелы и мухи.Второй шаг – это сделать осознанный выбор в пользу сознания пчелы.Третий – неуклонно следовать этому выбору.Необходимо постоянно находить личностей, которыми мы восхищаемся и уважаем, чье поведение можем смоделировать. Намного лучше сознательно выбрать позитивные примеры, опыт, который можно взять на вооружение, чем позволить плохим образцам воздействовать помимо нашего сознательного выбора.3. Вопросы и задания для детей к тексту притчиУчитель читает притчу учащимся (до слова «Зато…»).1.Как вы думаете, о чем рассказала пчела комару дальше?2. Вспомните, о чем спросил комар муху?3. Значит ли это, что комар прилетел в это место, чтобы найти что-то хорошее и красивое? (Да, мысли его были, наверное, об этом).4. Куда его направила муха? (На грязную мусорную свалку, сказав, что ничего о цветах не знает).5. Послушался ли комар совета мухи? (к сожалению, да) Мог ли он не лететь в ту сторону? ( Конечно, ведь он искал цветы, но почему-то послушался совета мухи). 6. Кто помог комару найти цветы? 7.Вспомните, комар спросил о грязной свалке. Почему же пчела заговорила о цветах? ( Пчела всегда летит на душистые запахи цветов, замечая только их благоухание …).8.Задумался ли комар? Перед каким выбором он оказался? (Продолжать ли искать грязную свалку или вместе с пчелой лететь к цветам, которые он искал с самого начала).9. Как вы думаете, куда направился наш комар?10. Какова основная мысль притчи? Что она помогла вам понять? 11. Важно ли для человека – сделать правильный выбор, правильно выбрать друга? (Подводим учащихся к мысли, что с одним человеком можно попасть в неприятный круг знакомств, в беду, а с другим – в замечательный круг новых знакомых с интересными и умными увлечениями, добрыми делами.)4.Какие компетенции можно развить с помощью данной притчи?На примере данной притчи можно развивать ключевые компетенции, которые находятся в основе успешности деятельности, а именно:
  • Ценностно-смысловая компетенция: уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков, уметь принимать решения
  • Общекультурная компетенция: формирование духовно-нравственных основ жизни человека
  • Учебно-познавательная компетенция: самостоятельная познавательная деятельность; умение ставить цель; ответы на поставленные вопросы; формулировать свою позицию, отстаивать свое мнение
  • Информационная компетенция: проанализировать притчу; дать определения основным понятиям из притчи, используя словари и справочники; найти другие притчи с такой же главной мыслью
  • Коммуникативная компетенция: уметь работать в группе по заданиям учителя; инсценирование притчи, подбор пословиц о добре и зле
  • Социально-бытовая компетенция: иметь представление о системах социальных норм и ценностей в разных странах и конкретно в нашей стране
  • 5. Какими приемами, работая с текстом притчи, можно активизировать каждую из пяти форм деятельности?Познавательная деятельность: приобретение новых знаний о христианской религии при чтении притчи; сформулировать вопросы или ответить на поставленные; объяснить понятие символов притчи «пчелы» и «мухи»Общение: инсценировка притчи; рассмотреть притчу с ролевой позиции (пчелы и мухи);Преобразовательная деятельность: притча без окончания (обсуждение, как она могла бы закончиться);Художественно-эстетическая деятельность: выделить ключевые слова   понятия, с последующим комментированием; сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста); творческое осмысление и собственное оценивание данной притчи; выполнение проекта по составлению книги любимых притч;составление коллажа в форме символа-ассоциации к основной теме притчи: добро, зло, друзья и т.п.Ценностно-ориентационная деятельность: обсуждение основной идеи и смысла притчи; определение ценностей, которые отражает притча;анализ смысла притчи через иллюстрацию к ней; сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;прием «Ромб ассоциаций» - прием актуализации субъективного опыта при анализе текста притчи: посередине листа (доски) чертится ромб. Сверху записывается тема притчи (о чем?), слева – фразы, слова, словосочетания из текста; справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Внизу – вывод в форме афоризма, морали, синквейна, хокку, танку и т.п. Необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении. Заключение: Одна древнерусская притча предполагает такой рецепт обретения телесного и душевного здоровья: «Накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия, сварить на огне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полной надеждою ожидать исцеления».