Публикации
Конспект занятия по познавательному развитию "Природа нашего края"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по познавательному развитию "Природа нашего края"
Автор: Сёмина олеся Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по познавательному развитию "Природа нашего края"
Автор: Сёмина олеся Сергеевна
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию«Природа нашего края»Программные задачи:Обучающие: познакомить детей с заказником, находящимся на территории Кандалакшского района, закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. Дать знания о способе очистки воды при помощи природных материалов.Развивающие: Развивать логическое мышление, способность анализировать, выделять главное, делать выводы, развивать исследовательские качества: любознательность, целеустремлённость - стремление доводить дело до конца, настойчивость;Воспитательные: Воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу. Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок о природе;Словарная работа: заповедник, заказник, орхидея, фильтр;Пособия и оборудование: видеоматериал «Лесник», карта заказника Кутса, рюкзаки, кепки, фигурки животных, фотоальбом «Растения», аудиозапись «Звуки птиц», видео «Водопад», воронки, природный материал: песок, уголь, вода; емкости для воды, памятки.Ход занятия:Воспитатель: - Здравствуйте дети, меня зовут Олеся Сергеевна.Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте мы их с вами поприветствуем.Дети: - Здравствуйте гости!Воспитатель: - Дети, вы знаете, что на территории вашего города есть заповедник?Дети: - Да, знаем!Воспитатель: - Как он называется?Дети: - Кандалакшский заповедник!Воспитатель: - Что такое заповедник?Дети: - Заповедник – это участок земли, который находится под охраной страны.Воспитатель: - Дети, недалеко от поселка Алакуртти, из которого я к вам приехала, есть удивительное место, где я побывала этим летом. Называется это место Заказник Кутса. Вы знаете, что такое заказник?Дети: - (ответы детей)Воспитатель: - Заказник, дети, это парк, в котором, как и в заповеднике в естественном состоянии сохраняются леса, водоемы, в которых обитают редкие животные и растения. Вы хотели бы побывать в этом месте?Дети: - Да!Воспитатель: - Нам пришло видеописьмо от лесника, который работает в заказнике Кутса. Давайте его посмотрим.( Воспитатель предлагает обратить внимание на экран. Демонстрация видеописьма на экране)Воспитатель: - Лесник пригласил нас в гости и передал карту, чтобы мы с вами не заблудились.(Воспитатель демонстрирует 3D карту, на которой изображен ландшафт Заказника Кутса)Воспитатель: - Дети, посмотрите какая красивая и интересная карта. Скажите, а что изображено на карте зеленым цветом?Дети: - Леса, растения.Воспитатель: - А что изображено голубым цветом?Дети: - Реки, озера.Воспитатель: - Правильно! Молодцы! Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие в Заказник Кутса. Отправимся мы как настоящие туристы. Что нужно туристу для путешествия?Дети: - Карта, рюкзак, кепка, компас.Воспитатель: - Правильно! Карта у нас есть, компас я взяла, одеваем рюкзаки и кепки, и в путь!(Дети надевают кепки и рюкзаки, заранее приготовленные и под музыку, за воспитателем идут по залу, останавливаются на 1 станции)Воспитатель: - Дети, мы пришли на первую станцию. Что вы тут видите?Дети: - Растения!Воспитатель: - Правильно, дети, мы пришли на станцию «Растительный мир». На большой охраняемой территории Заказника Кутса, растет великое множество растений. Какие растения, растущие в лесу, вы знаете?Дети: - Ель, Сосна, Осина, Береза…Воспитатель: - Правильно, молодцы, вы знаете много лесных растений.Здесь же можно встретить и очень редкие растения арника альпийская, вороника кустарничковая и удивительной красоты цветок, Орхидея Калипсо, которая растет в ущелье Пюхакуру.(при рассказе о редких растениях воспитатель демонстрирует фото альбом с изображенными в нем растениями)Воспитатель: - Вот такой загадочный растительный мир Заказника. (Дети с воспитателем под музыку переходят к следующей станции)Воспитатель: - Мы пришли на вторую станцию. Что вы тут видите?Дети: - Птиц!Воспитатель: - да, дети, совершенно верно! Эта станция «Птичья гостиная».Каких птиц обитающих в лесу знаете вы?Дети: - (ответы детей)Воспитатель: - Молодцы дети! А сможете ли вы узнать птиц по их голосу? Дети: - Сможем!Воспитатель: - Сейчас вы будете слушать звуки птиц, и называть какой птице они принадлежат, готовы?Дети: - Да! (дети отгадывают птиц по фонограмме)Воспитатель: - Молодцы, дети, вы справились с заданием, я вижу, вы хорошо знакомы с птицами! В заказнике Кутса можно встретить и редких, и хорошо охраняемых птиц. (включается фонограмма «звук филина» - дети не узнают)Воспитатель: - Это филин – одна из охраняемых птиц в заказнике.Воспитатель: - Послушайте, знаком ли вам этот звук птицы?(включается фонограмма «звук орла – беркута» - дети не узнают)Воспитатель: - это, дети, Орел Беркут - властелин воздушного пространства, король орлов. Беркут прирожденный охотник. Свою добычу он видит с огромного расстояния. У Беркута и человека есть одна общая черта - это умение различать цвета, что является большой редкостью в животном мире.Воспитатель: - Продолжим наше путешествие. (Дети с воспитателем под музыку переходят к следующей станции)Воспитатель: - А вот и еще одна станция, на которой мы с вами остановимся. Она называется «Водоемы». Какие водоемы вы знаете?Дети: - Реки, озера, моря..Воспитатель: - Заказник Кутса, богат водоемами, быстрые реки Тумча и Кутса притягивают в заказник множество посетителей, любящих водные виды спорта. Главной достопримечательностью водного мира Заказника является водопад «Янискенгас», или как его еще называют «Маманя». Он удивляет своим величием и красотой, давайте посмотрим на него.(видео демонстрация водопада)Воспитатель: - Дети, а вы заметили, какая чистая и прозрачная вода в водопаде? Как вы думаете почему?Дети: - Потому что люди не загрязняют ее.Воспитатель: - Правильно, дети, воды Заказника, как и его территория не загрязняется людьми, поэтому она чистая. А еще природа сама помогает водам водоема оставаться чистой. Строение водоема состоит так, что вода, проходя через различные вещества находящиеся в глубинах земли очищается, будто проходит через природный фильтр. Вы хотели бы убедиться, что это действительно так?Дети: - Да, хотим!Воспитатель: - Я приглашаю вас присесть.(дети вместе с воспитателем подходят и садятся за столы, с заранее приготовленными предметами для проведения опыта)Воспитатель: - Дети, давайте вместе проведем эксперимент. Перед вами стоят предметы для опыта, это два сосуда, один из которых наполнен водой, скажите, какая здесь вода? Дети: - Вода в сосуде грязная!Воспитатель: - Правильно, дети, вода загрязнена.Другой сосуд пустой, в который, мы будем фильтровать эту воду, и готовые природные фильтры в воронках. Природный фильтр, дети, состоит из (демонстрация макета фильтра со слоями) первого слоя - это природный уголь, который обладает очищающими свойствами и второго стоя – песка, который обладает свойствами фильтра, благодаря его мелким частичкам. Итак, приступим к выполнению работы.Воспитатель: - В ваших воронках уже готовый природный фильтр. Я расскажу вам как я его приготовила.В воронку, как и на макете, я засыпала перемолотый уголь, а поверх его слой песка.(Воспитатель показывает процесс засыпания веществ в воронку)Воспитатель: - Берем пустой сосуд с воронкой и аккуратно льем в нее загрязненную воду из второго сосуда. Загрязненная вода проходит через слои фильтра и выливается в пустой сосуд. Что мы можем наблюдать? (Дети работают за столами)Дети: - Вода становится чистой!Воспитатель: - Да, дети, правильно, песок и уголь очистили воду, и она стала чистой. Таким образом, благодаря природному фильтру очищается вода в водоемах. (Дети с воспитателем под музыку переходят к следующей станции)Воспитатель: - Эта станция называется «В мире животных». Животный мир заказника велик и прекрасен. Каких лесных животных вы знаете?Дети: - Лиса, медведь, заяц, волк…Воспитатель: - Молодцы, правильно, дети! Эти животные обитают и в заказнике. А еще Заказник Кутса, является местом, где в зимнее время можно наблюдать большое скопление зимующих лосей. Лоси являются самыми крупными представителями семейства оленевых. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Рога являются своего рода антеннами, улавливающими различные звуки и помогающими лосям лучше слышать. След лося отличается от следа других оленей или коровы крупным размером, узкими заостренными копытами и маленькими отпечатками боковых пальцев сзади. (Демонстрация фото лося +макет следов)Воспитатель: - Вот такой интересный и богатый животный мир Заказника. Отправляемся дальше.Воспитатель: - Наше увлекательное путешествие по заказнику Кутса подошло к концу.(Дети с воспитателем под музыку переходят к экрану)(Звучит фонограмма видео звонка)Воспитатель: - Нам кто-то звонит, давайте ответим и посмотрим кто это?Дети: - Давайте!(Включается видео звонок лесника)Лесник: - Дети, вам понравилось путешествие?Дети: - Понравилось!Лесник: - Скажите, как называется место, где вы сегодня побывали?Дети: - Заказник Кутса!Лесник: - Что нового вы узнали во время путешествия? Дети: - (ответы детей)Лесник: - Я очень рад, что вам понравилось и на память дарю вам памятки о Заказнике Кутса, которые вам раздаст воспитатель. До свидания, дети!Дети: - До свидания!Воспитатель: (раздает памятки)