Публикации Физическая культура в комплексной реабилитации для детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Физическая культура в комплексной реабилитации для детей с ОВЗ
Автор: Хит Галина Петровна

Физическая культура в комплексной реабилитации для детей с ОВЗХит Галина Петровна, руководитель физвоспитания ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»Реабилитация – это совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов, приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут. Комплексное лечение воздействует не только на патологически изменённые ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом. Лечебная физкультура играет немаловажную роль в комплексной реабилитации детей с ОВЗ. А регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям. Чему способствует ЛФК?
  • Укреплению здоровья 
  • Улучшению психологического состояния
  • Обогащается восприятие 
  • Активизируется память и внимание 
  • Формируются правильные двигательные стереотипы 
  • Ребенок начинает лучше чувствовать свое тело 
  • Происходит снятие телесных напряжений 
  • Развитие невербальных компонентов общения 
  • Расширяются двигательные способности 
  • Помогает скорректировать самооценку
  • Помимо специальных целей для детей с ОВЗ, ЛФК также как и у здоровых детей способствует:
  • Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
  • Правильному формированию осанки и ее коррекции 
  • Укреплению мышц 
  • Развитию силы и выносливости, улучшают координацию движений 
  • Укрепление иммунитета 
  • Снижение восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний 
  • Быстрой адаптации к школьным нагрузкам 
  • Нормализация работы организма 
  • Улучшение аппетита и сна 
  • Положительно влияет на работу дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. 
  • На занятиях ребенок повторяет движения инструктора, играет в паре в мяч, учится подстраиваться и координировать свои движения в зависимости от движений партнера - все это тренирует основы успешной коммуникации, что очень полезно для детей с РАС (расстройство аутистического спектра).Для таких детей занятия физической культурой особенно важны, так как они способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают имитационные способности, навыки произвольной организации движений, помогают не только физически развивать ребёнка с РАС, но также и развивают коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе. Адаптивная физкультура развивает навыки адаптации ребёнка с аутизмом к жизни в обществе через его социализацию. Упражнения на координацию движений (в том числе и мозжечковая стимуляция) улучшают функции мозжечка, который и страдает при расстройстве аутистического спектра.Для лучших результатов, при аутизме рекомендую выполнять такие упражнения:
  • Марш на месте или по площадке. Несложные действия, рассчитанные на улучшение координации подходят для отработки навыка подражания взрослому. Начинать стоит с переступания ногами, постепенно усложняя действия, а в конце добавляя к шагам ритмичные взмахи руками.
  • Прыжки на батуте, на фитболе. Не только помогают развить координацию и моторику, улучшить навыки управления собственным телом, но и снизят частоту припадков повторяющегося поведения. Несколько минут прыжков снимают сенсорную перегрузку, давая необходимый отдых органам чувств.
  • Разнообразные игры с мячом. Начинать стоит с простого перекатывания, постепенно усложняя определенные действия. Это улучшит моторику и навыки слежения за объектом. Позже возможно использовать мячи, организовывая парную работу, улучшая коммуникативные навыки. Например, игровое упражнение « Лови – бросай – кати», « Делай как я» (имитация) и др.
  • Для каждого ребенка нужно составлять специальный комплекс занятий с учетом его физической формы, типа и стадии заболевания. Каждое упражнение заставляет ребенка сосредотачиваться на его выполнении, постепенно увеличивается сложность упражнений, – всё это развивает концентрацию и произвольность внимания, которая так необходима детям с расстройством аутистиеского спектра (РАС), задержкой психического расстройства (ЗПР), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), детским церебральным параличом (ДЦП).Целью моей работы, как руководителя физической культуры является формирование начальных двигательных навыков детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности, развитие гибкости и координации, что способствует формированию двигательной культуры, создаёт положительный эмоциональный настрой. Занятия по физической культуре строю с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, подбираю специальный комплекс упражнений, дозировку физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья.Я отдаю предпочтение интегрированным занятиям и досугам в работе с детьми с ОВЗ, включающим развитие речи детей, движения, ритмики и познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.При работе с детьми применяю основные виды движений: ходьбу, бег, лазанье, бросание, метание. Также задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции правильной осанки, звуковые и дыхательные упражнения. Наблюдения за детьми с ОВЗ показали, что они нуждаются в увеличении двигательной активности.После комплекса занятий улучшается физическое и эмоциональное состояние ребенка. По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе. Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков, это способ активного развития, то для ребенка с ОВЗ - физическая культура является еще одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение таких детей к активным занятиям физической культуры рассматривается как важное звено в комплексе реабилитации.Список литературы:1. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 777 c.2. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. Издательство: Флинта, Наука, 2009. -424 с.3. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / В.П. Правосудов – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 415 с.4.Геслак Д. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом. Методические основы и базовый комплекс упражнений // Рама Паблишинг, 2019.5.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – 2016.