Публикации Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета в начальной школе как важная составляющая развития речи учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета в начальной школе как важная составляющая развития речи учащихся
Автор: Гончарова Ксения Александровна

Гончарова К.А.Учитель-логопед, МБОУ «Гимназия №7»г. НорильскаGoncharova K.A.Speech therapist teacherGymnasium 7, Norilsk.E-mail:Gon4arovaksusha@mail.ruПредметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета в начальной школе как важная составляющая развития речи учащихсяThe subject-spatial developing environment of the speech therapy room in primary school as an important component of conditions for the development of students' speechАннотация: в данной статье рассмотрено создание предметно–развивающей среды в деятельности учителя–логопеда начальной школы обусловлена преодолением сложностей в работе, поиском путей решения встающих перед учителем–логопедом задач по коррекции речи и предупреждения дисграфии.Abstract: in this article is considered the creation of a subject–developing environment in the activities of a primary school speech therapist due to overcoming difficulties in work, finding ways to solve the tasks of speech correction and prevention of dysgraphy facing a speech therapist teacher.Ключевые слова: предметно–развивающая среда, учитель-логопед, начальная школа, коррекция речи, дисграфия.Key words: subject–developing environment, speech therapist teacher, elementary school, speech correction, dysgraphy.Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в дошкольных и школьных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС - с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью педагогов и руководителей к модернизации и преобразованию образовательного пространства в коррекционных группах и кабинетах специалистов - с другой стороны.Большой вклад в изучение проблемы предметно-развивающей среды внесли С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина и др.По определению Л.С Новосёловой предметно-развивающая среда в общеобразовательных учреждениях рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром.  Создание предметно–развивающей среды в деятельности учителя–логопеда обусловлена преодолением сложностей в работе, поиском путей решения встающих перед учителем–логопедом задач:• Проводить коррекционную работу с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.• Организовывать предметно-развивающую среду с корригирующим и оздоравливающим компонентом.• Обеспечивать научно-методическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса.• Оформлять логопедическую документацию.• Организовывать информативные блоки для родителей и педагогов.Речевая развивающая среда в деятельности учителя – логопеда раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда  повышает эффективность работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста по профилактике и коррекции речевых нарушений.Предполагается, что правильная организация предметно-развивающей среды кабинета учителя - логопеда  создает условия для:• эффективного развития грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;• благополучного и комфортного пребывания детей в кабинете учителя-логопеда;• создания коммуникативной «близости» в работе учителя-логопеда с детьми;• оптимальной организации профессиональной деятельности учителя-логопеда;• возможности проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями [1, с.15].Данные задачи и условия можно реализовать в соответствии со следующими принципами:1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Это организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми.2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения.3. Принцип комплектования и гибкого зонирования. В кабинете учителя-логопеда дети могут заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.4. Принцип эмоциогенности и индивидуальной комфортности детей и взрослых. Детям также как и взрослым необходимо находится комфортной обстановке и испытывать эмоционально-положительные чувства.5. Принцип учета половых и возрастных различий детей. При создании среды необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и интересы, наклонности девочек и мальчиков.6. Принцип эстетической организации предметно-развивающей среды. Этот принцип включает в себя сочетание привычных и неординарных элементо [3, с.118].    В результате создания предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда будет обеспечено следующее:• специализированная диагностическая, консультативная, коррекционно-восстановительная и психологическая помощь детям, имеющим речевые дефекты;• благоприятные условия для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;• привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий;• предупреждение возможных трудностей у детей в процессе школьного обучения;• улучшение показателей речевого развития детей. Рассмотрим Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам:• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. Организация предметно-развивающей среды требует особого внимания учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Это подтверждается исследованиями психологов: на развивающийся организм ребенка большое влияние оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда.Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Только совместная деятельность логопеда, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение вперёд, поскольку именно успех и радость победы заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Среда, окружающая детей в кабинете:- обеспечивает чувство психологической защищенности;- является средством полноценного развития- сочетает привычные и инновационные методы. Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной предметно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.Формирование слоговой структуры слов.Пополнение активного и пассивного словаря.Формирование навыков звукового анализа и синтез.Развитие общей и мелкой моторики.Работа над речевым дыханием.Развитие психологической базы речи.Активное сотрудничество с родителями. Список литературы:
  • Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. - № 1-2. – С. 14-25.
  • Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. - дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  • Щелконогова Е. Н. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции Логопед. – 2011.- № 2. – С. 117-120.
  • Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М., 1997.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010 — 31 с.