Публикации Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольниковКрасота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,творчеству – это источник любви к Родине…Пусть ребенок чувствует красоту ивосторгается ею, пусть в пего сердце и в памяти навсегдасохраняются образы, в которых воплощается Родина.В.Сухомлинский.Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки, и именно в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную; воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. И поэтому, наши задачи сегодня:- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;- уважительно относиться к своим древним корням;- чтить и уважать память предков;- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
  • создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
  • создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
  • использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; мини-музеи);
  • установление сотрудничества с другими учреждениями. (с Тамбовским краеведческим музеем и Тамбовской областной детской библиотекой).
  • Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют недостаточно высокий уровень.Наше ДОУ работает по парциальной образовательной программе программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.Данная парциальная программа были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.Цель: Развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.Для достижения поставленной цели в технологии определены следующиеОбразовательные задачи:• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.• Знакомить детей с русскими народными промыслами.• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.• Знакомить детей с русскими народными праздниками.• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.Развивающие:• Сформировать интерес у детей к истории Руси.• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.Воспитательные:• Прививать любовь к устному народному творчеству.• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.Принципы построения технологии:Организация работы по технологии основывается на следующих принципах:1. Принцип системности и регулярности проведения занятий2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».4. Принцип преемственности.5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.При реализации технологии на занятиях используются разнообразные методы и приемы. Все методы используются в комплексе.Формы работы с детьми: Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:Блоки педагогического процесса. Возможные формы работыЗанятиеЗанятие строится по следующему алгоритму:• Определение темы• Вводная беседа• Инструктаж по безопасному использованию инструментов• Постановка цели• Формулирование задач• Определение этапов деятельности, промежуточных результатов• Словесная инструкция, показ по необходимости• Физкультминутка• Подбор материала• Выбор методов и приемов• Самостоятельная работа• Подведение итоговСовместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстникомБлок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в приобщении детей к истокам русской народной культуре. К этому блоку относятся народные игры, праздники и развлечения. Инсценировка сказок. Обыгрывание потешек. Разучивание закличек.Свободная самостоятельная деятельность детей:Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в саду организована мини-изба, собраны предметы утвари, куклы в национальных костюмах.Приоритетными остаются методы и приемы:
  • Проблемно-поисковые вопросы;
  • Введение нового персонажа;
  • Разбор пословиц и поговорок;
  • Творческие задачи;
  • Объяснение происхождения слов;
  • Метод аналогии;
  • Работа с моделями и схемами;
  • Проектная деятельность.
  • Предполагаемые результаты:У детей будет сформирован интерес к истории Руси, привита любовь к устному народному творчеству, а также в процессе обучения будет сформирована личностная культура, через приобщение их к богатому культурному наследию русского народа.Воспитанник будет знать:• Русские народные сказки, сказочных персонажей.• Русские народные промыслы.• О жизни наших предков, их быте, одежде.• Русские народные праздники.• Малые фольклорные формы.• Историю русского народного костюма, головных уборов.• Русские народные промыслы.• Русские народные праздники.Воспитанник будет уметь:• Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.• Уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.• Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)• Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.Материально-техническое обеспечение:Дидактический материал:• Плакаты,• Книги,• Фотографии,• Дидактические карточки,• Методическая литература,• Музыкальные инструменты,• Декорации,• Костюмы,• Компьютер,Мультимедийный проектор.Демонстрационный материал:Старинная утварь в «Русской избе»: горшки глиняные, крынки, чашки, самовар, ложки деревянные, рушники, прялка, веретено, печка, кухонная утварь.В группе: куклы в народных костюмах, куклы герои сказок, игрушки-забавы, матрешки, макет деревянного дома в русском народном стиле, книжки-раскладушки, деревянные ложки, коромысло - игрушка.Предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию в группах учреждения организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, дом, детский сад, ближайшие улицы, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, обычаями и традициями, национальными праздниками.Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. В своей работе педагоги используют дидактические плакаты.Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.