Публикации Использование тестового контроля знаний на уроках точно-технологического цикла

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование тестового контроля знаний на уроках точно-технологического цикла
Автор: Кузнецова Елена Анатольевна

Кузнецова Елена Анатольевна,учитель технологииКрючкина Наталья Викторовна,Учитель математикиТрифанова Наталья Анатольевна,учитель физикиМБОУ "СОШ № 34"Россия, Алтайский край, г. Бийск Использование тестового контроля знаний на уроках точно-технологического циклаВ настоящее время перед школьным образованием стоит проблема –подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.Качественная подготовка школьников на современном этапе определяется необходимостью внедрения в учебный процесс целостной системы контроля знаний обучаемых, которая позволяет, с одной стороны, определить степень усвоения материала, с другой – выявить и исправить недостатки образовательного процесса.Проверка и оценка знаний, умений и навыков является важной частью учебного процесса. От ее правильной постановки зависит во многом успех всего процесса обучения. Овладение методикой проверки знаний и выставления оценок является одной из важнейших и труднейших задач, стоящих перед педагогом. В настоящее время все большее распространение получает такая форма контроля, как тестирование.Являясь наиболее перспективным видом контроля знаний, умений и навыков обучающихся, тестирование выступает в качестве одного из основных методов диагностики, позволяющих надежно проверять и оценивать количественные и качественные показатели обученности.В этой связи следует отметить, что тестовая методика имеет следующие основные преимущества использования:
  • объективность;
  • дифференцированность оценки;
  • наглядность в продвижении каждого обучающегося к цели;
  • большой потенциал для развития навыков самопроверки и взаимоконтроля у учащихся;
  • возможность вовремя выявить направления корректировки знаний и умений учащихся;
  • возможность оценки степени надежности результатов тестирования;
  • повышение мотивации у учащихся за счет более полной информации о собственных достижениях.
  • Содержание обучения по дисциплине «Технология», а, следовательно и объекты контроля по этой дисциплине, могут быть выделены и представлены на трех уровнях:
  • уровень узнавания;
  • уровень воспроизведения;
  • продуктивный уровень.
  • Тесты первого уровня усвоения должны проверять качество узнавания учащимися ранее изученного учебного материала. Они содержат одновременно и задание, и ответ, а от учащегося требуется узнать их соответствие. По форме различают три типа тестов первого уровня: опознание, различение и классификация.Заданиями тестов на опознание являются простые, естественные вопросы типа: «Все ли волокна по своему происхождению делятся на натуральные и химические?». Возможные ответы: «да» или «нет». Задание теста на различение обладает некоторой искусственной формой, не часто встречающейся в реальной обстановке, задание теста содержит как вопрос, так и варианты ответов для выбора. Между вопросом и выбором ответа никаких действий, кроме прямого выбора, производить не требуется. Вот пример такого теста: «Укажите, по какой нити растяжимость больше»: а) по основной нити; б) по уточной нити.Задание теста на классификацию представляет собой задачу на сопоставление взаимно соответственных элементов. К примеру: «Установите соответствие»: 1) свойство композиции, от которого зависит впечатление; 2) свойство композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой; 3) свойство композиции, определяющее слитность отдельных частей в целое; 4) свойство композиции, в которой ничего нельзя изменить, добавить или изъять, не разрушив. Второй ряд соответствий: а) равновесие; б) завершенность; в) выразительность; г) целостность.Тестами второго уровня усвоения проверяется умение учащегося воспроизводить усвоенную информацию по памяти, без внешней подсказки, и решать на этой основе типовые задачи, т.е. такие задачи, условия которых допускают непосредственное применение усвоенных алгоритмов, правил или формул для ее разрешения.Различают три разновидности тестов второго уровня:
  • тесты-подстановки,
  • тесты конструктивные,
  • типовые задачи.
  • Тесты-подстановки требуют от учащегося дополнить высказывание, представленное в любой форме: речевой, символической или материальной при наличии намека на число элементов ответа. Речевая форма: «Ткань – это, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей». Символическая форма: «Дополните формулу: сумма растворов вытачек определяется: ∑В = (…. + ….) – (….. + …..)». Материальная форма: «Укажите недостающий элемент (элементы) в конструкции».Конструктивные тесты требуют от учащихся воспроизведения информации по памяти без намеков и подсказок. Вот как будут выглядеть приведенные выше тестыподстановки в конструктивном виде: «Что такое ткань?»; «Напишите формулу суммы растворов вытачек»; «Из деталей данного набора соберите конструкцию».Тесты – типовые задачи требуют от учащегося воспроизведения известного правила действия и применения его для получения искомого результата. Например, «Укажите, в какой последовательности снимаются мерки». Ответ учащийся либо припоминает, либо находит по таблицам в справочнике.Тесты третьего уровня – это нетиповые задачи, которые требуют от учащегося эвристической деятельности, то есть преобразования исходных условий и часто поиска дополнительных данных для подведения задачи под типовой алгоритм. Например, «Определите величину припуска на швы основной детали фартука: по нижнему и боковым срезам?».При использовании программированного контроля для оперативной оценки знаний школьников по дисциплине «Технология» можно руководствоваться следующими рекомендациями, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов.
  • Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя обучаемого анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку.
  • В некоторых заданиях стоит привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы. Подобный прием позволяет уяснить на практике возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к решению предлагаемой задачи.
  • Правильное утверждение не должно быть полностью созвучно определению, данному в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускаются заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках (на лекциях) определениям.
  • Желательно, чтобы варианты ответов расчетных задач содержали не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.
  • Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и их навыки в решении расчетных задач.
  • Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе учащихся. Этот метод, в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов.
  • Следует отметить, что тестами не отменяются все другие методы контроля усвоения. Каждый из видов контроля имеет свои свойства и свою область применения: тесты применяются тогда, когда надо получить точный и объективный ответ о качестве обучения. Тесты можно применять на различных этапах изучения материала, для получения поэтапной или итоговой ориентировки о ходе процесса обучения. Очень важно также проводить этап корректировки познавательной деятельности учащегося. Осознать и исправить допущенные ошибки при исполнении теста также важно, как и первоначально изучать предмет. Важно только, чтобы учащийся самостоятельно это сделал, а не только лишь получил указание преподавателя о наличии ошибок. Другими словами, этап корректировки – это элемент целостной учебной деятельности, а не некоторый довесок к ней. Учителям начальной школы удается полноценно проводить этот этап обучения в виде «работы над ошибками». Учителя старших классов часто игнорируют этот этап обучения, считая достаточным лишь указать учащемуся на ошибку, не предлагая ему специальных упражнений для ее полноценного осознания и исправления. А ведь учащийся, совершивший ошибку, не просто исправляет ее, он исправляет неверное усвоение, которое уже в некоторой степени автоматизировано. На это требуется почти такое же усилие, как и на первоначальное усвоение.Опыт использования программированного контроля знаний при проверке знаний по предметам точно-технологического цикла у учащихся позволил сделать вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим школьникам в освоении изучаемых дисциплин. Использование тестовой технологии требует много усилий. Но в то же время результаты работы дают чувство удовлетворения учащимся, а опыт работы является важным фактором профессионального роста учителя.