Публикации ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЦЕССА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЦЕССА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Автор: Филиповик Полина Жан- Франсуа

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда»Индивидуальный проект«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЦЕССАКОЛЛЕКТИВИЗАЦИИВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (сопоставительный анализ произведений М. Шолохова «Поднятая целина», Б.Можаева «Мужики и бабы») Выполнила: Филиповик Полина Жан-Франсуа, учащаяся класса Руководитель: Лысенко Ирина Викторовна, учитель литературыВолгоград, 2023Содержание
  • Вступление.
  • Глава I: исторический аспект коллективизации.
  • Глава II:
  • «С потом и кровью»: практическая часть – сопоставительный анализ отдельных эпизодов из произведений М.Шолохова «Поднятая целина», Б. Можаева «Мужики и бабы».
  • Заключение.
  • Используемая литература.
  • Приложения.
  • Вступление Александр Дюма в XIX веке заявлял, что история — это гвоздь, на который вешаются романы. В современном российском обществе на гвоздь истории можно повесить вообще все — он выдерживает и мифологизированные мнения, и подтасовку фактов, и политизацию, и историзированную политику… «Год великого перелома» — под таким названием вошла в историю пора «сплошной коллективизации»: она захватила 1929—1930 годы. В литературе это историческое явление отражено широко. Это и понятно: большое, переломное событие всегда находит свое многоаспектное освещение. В 30-е годы вышли такие произведения, как «Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Муравия» А. Твардовского, «Котлован» А. Платонова. Журнал «Красная новь» в третьем номере за 1931 год напечатал повесть «Впрок» А. Платонова. Прочитав эту повесть, отражающую истинную картину коллективизации, И. Сталин оставил на полях экземпляра «Красной нови» грубые пометы («дурак», «пошляк», «балаганщик», «беззубый остряк», «болван») и направил в редакцию журнала саркастичную записку: «Рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения и опубликованный головотяпами-коммунистами с целью продемонстрировать свою непревзойденную слепоту. Надо бы наказать и автора и головотяпов так, чтобы наказание пошло им “впрок”». Одной из тенденций современного литературного процесса является «переоценка ценностей». В наши дни многие произведения, посвященные событиям советской истории, которые до этого считались бесспорными, сейчас пересматриваются, переосмысливаются. К их числу относятся и произведения, раскрывающие трагизм эпохи «великого перелома». Возникает настоятельная потребность по-новому взглянуть на происходившее в деревне и в годы коллективизации. К этому побуждают и публикации ученых-историков, и новые художественные произведения, созданные в 80-90-е годы ХХ века. Наибольший интерес представляют романы В. Белова «Кануны» и «Год великого перелома», Б. Можаева «Мужики и бабы», И. Акулова «Касьян Остудный», Н. Скромного «Перелом», повести С. Антонова «Овраги», Ф. Абрамова «Последняя поездка», рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» в , а в белорусской – повести В. Быкова «Знак беды» (ретроспективные страницы), «Облава», «Стужа». Данные произведения дают принципиально новую оценку «великому перелому». В этом и заключается актуальность моего исследования. Цель исследовательского проекта определить особенности авторского освещения «великого перелома» в деревне, выделить общее и различное в изображении методов вовлечения в колхоз, в поступках и характерах героев произведений М. Шолохова, Б. Можаева. Объект исследования: романы М. Шолохова «Поднятая целина», Б. Можаева «Мужики и бабы». Предмет исследования: освещение процесса коллективизации в отечественной литературе 30-х и 70-80 годах 20 века.Задачи проекта:- изучить историческую роль коллективизации;-провести сопоставительный анализ сцен раскулачивания, уничтожения хозяина земли – мужика; образы «коллективизаторов», «леваков-перегибщиков».Метод исследования: сравнительно-исторический, структурно-семантический. Структура проекта: вступление, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложенияГлава IИсторический аспект коллективизации Коллективизация в конце 20-х - начале 30-х годов стала самым сложным и драматичным периодом в судьбе русского крестьянства, оценить и осмыслить который до сих пор непросто не только писателям, но и историкам, социологам, философам. После революции деревня изменилась неузнаваемо: на месте старых, покосившихся осиновых изб появились красивые кирпичные дома, улицы замостили камнем, через овраги перекинули мосты. Кто больше работал, тот больше имел. Работать же мужики любили, да и воля им была — делай, что хочешь: "торгуй на всю катушку, расцветай!” В 1929-м году на XV съезде ВКП(б) было принято решение о сплошной коллективизации деревни. По-разному отнеслись к нему жители, но энтузиазма оно не вызвало ни у кого. В село спустили план: одна тысяча пудов зерна на сдачу государству. Местные власти, чтобы выслужиться, увеличили его в пять раз. Застонала деревня. Коллективизация – процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путём кооперирования. Как и в случае с , коллективизация – одна из глобальных задач, стоящих перед большевистским режимом. «Обобществление» необходимо с хозяйственной точки зрения – чтобы построить новую экономику, в которой не будет места для частной собственности. Другая сторона этого же явления – идеология. Большую часть населения государства составляют «крестьяне», а не «рабочие» как должно быть в развитом индустриальном обществе, готовом к быстрому переходу к социализму и коммунизму. Необходимо по-новому упорядочить все крестьянские хозяйства, провести их сплошную коллективизацию. Первые попытки подобных реформ были предприняты ещё в начале 20-х годов – по указанию «сверху» в деревнях насаждались ТОЗы (Товарищества по совместной Обработке Земли), которые должны были стать первой ступенькой к дальнейшему переходу к «колхозам» и «совхозам». На этом этапе «земля» ещё не становится «общей», однако на каждом отдельном крестьянском наделе работает весь коллектив ТОЗа.Подобные организации, рассчитанные на добровольное вступление, потерпели полный крах – общее количество крестьян, отдавших свою собственность в общественное пользование, составило менее 1%. Главные стимулы для вступления, заявленные государством: рационализация хозяйства, механизация (тракторы) и химизация (удобрения) – оказались и не слишком привлекательными, и не вполне выполнимыми. Первые принципиально новые решения по этим вопросам были приняты на XV съезде партии в 1927 году, а также на XVI партконференции в апреле 1929 года.Полтора года между двумя этими событиями «коллективизация» проходит в новом «директивном» режиме. Первыми жертвами массового террора становятся «» - зажиточные крестьяне, использующие на своей земле труд наёмных рабочих (как правило – более бедных крестьян из тех же деревень). Уничтожив самых успешных и зажиточных хозяев (во многих случаях неподчинившихся крестьян убивали, в большом количестве ссылали на принудительные работы – оставшихся и не сбежавших в город заставляли войти в состав новообразованного «колхоза»). Главными средствами достижения цели для большевиков становятся активная пропаганда классовой ненависти – бедных против богатых, а также умышленная дезинформация и сокрытие данных, касающихся реального количества крестьян, вступающих в колхозы. Промежуточные итоги коллективизации по-прежнему «неудачны» - к апрелю 1929 года лишь 4% крестьянских хозяйств стали «колхозными». На XVI партконференции принимаются меры к ужесточению борьбы против «кулаков» под общим лозунгом «Кулак – враг социализма». 7 ноября 1929 года в газете «Правда» (№ 259) выходит статья Сталина, озаглавленная «Год Великого Перелома». В те годы считалось, что для того чтобы выпрямить, нужно перегнуть, 1929 год – год “сплошной коллективизации “, Сталин назвал “ годом великого перелома”. Сегодня можно сказать, что это был год перелома хребта крестьянству. 3 декабря 1929 года провозглашена новая политика – политика «ликвидации кулачества как класса ».На вопрос, можно ли принимать кулака в колхоз, Сталин ответил: “ Конечно нельзя, так как он является заклятым врагом колхозного движения.” И началось уничтожение кулаков. Так пишет об этом А.И.Солженицын: “…уничтожено 15 миллионов душ». Узаконенный террор уничтожил экономическую основу старой государственности – земельное крестьянство, разрушил систему до самого основания. Современники сравнивали коллективизацию с «приходом Антихриста» в деревню и ожидали скорого «конца Света», в течение нескольких лет было подавлено не менее сотни восстаний и акций протеста против принятых решений, однако масштабного консолидированного сопротивления организованно так и не было. Наступил апофеоз насаждаемого коллективизма: «Общими были даже слёзы из глаз». Для проведения коллективизации и создания колхозов в деревню было послано 25 тысяч городских активистов. Активисты действовали под лозунгом: “ Кто не идет в колхоз, тот враг советской власти, а с врагами нужно вести беспощадную борьбу.” Врагами Советской власти, в первую очередь , стали кулаки, самые зажиточные и трудолюбивые крестьяне, которым было что терять, отдавая свое имущество в колхоз. Важнейшей составляющей индустриального рывка была коллективизация. Сталин считал необходимым превратить крестьян из самостоятельных хозяев в работников крупных «коллективных хозяйств» («колхозов»), подчиненных государству. В секретных письмах и директивах Сталин предлагал снимать с должности и предавать суду председателей колхозов, продающих хлеб на сторону. В этом и заключалась необходимость коллективизации для осуществления напряженных планов индустриализации – создать послушную систему управления каждым крестьянином, получить возможность брать весь хлеб, оставляя крестьянину лишь минимум. Правда, коллективизация не оправдала надежд Сталина – колхозы не могли длительное время поддерживать высокую производительность труда. В помощь организаторам коллективизации были направлены городские коммунисты и рабочие («двадцатипятитысячники»). Крестьянство неохотно расставалось со своим имуществом, с землей, которую дала революция. Государство не могло обеспечить коллективизацию добровольно, без репрессий. 30 января Политбюро постановило высылать «кулацкие элементы» «с конфискацией имущества и реквизицией инвентаря свыше трудовой нормы». Было проведено «раскулачивание» (ликвидация хозяйства и высылка «кулака»). Решение о том, кого раскулачивать, принимали лидеры местной бедноты. При этом под раскулачивание часто попадали не только зажиточные крестьяне, но и середняки и даже бедняки, которых в этом случае называли «подкулачниками». Часть кулаков арестовывалась и даже расстреливалась. Смысл раскулачивания состоял в устранении крестьянского актива, который мог оказывать сопротивление коллективизации. Деревенские низы и коммунисты уничтожали или выгоняли из деревни крестьянскую «верхушку». Под раскулачивание часто попадали не только зажиточные крестьяне, но и середняки и даже бедняки, которых в этом случае называли «подкулачниками». Массы «раскулаченных» направлялись на «стройки пятилетки». 5 января 1930 г. было принято постановление ЦК «О темпе коллективизации и мерах помощи колхозному строительству», которое ставило задачу: «коллективизация… зерновых районов может быть в основном закончена осенью 1931 г. или, во всяком случае, весной 1932 г.» Низовое партийно-государственное руководство бросилось выполнять новые директивы. Наступление на крестьянство вызывало сопротивление, выливавшееся в волнения и террористические акты. Волнения быстро и жестоко подавлялись. Но недовольство и саботаж работы в колхозах нарастали. На заседании Политбюро 28 февраля 1930 г. И.В. Сталину было поручено выступить со статьей, направленной против перегибов в ходе коллективизации. 2 марта статья Сталина «Головокружение от успехов» вышла в «Правде» (приложение). Статья начинается с самовосхваления курса партийного руководства. Сталин утверждал, что «коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным». Но теперь настало время «закрепить успехи». Крестьян нужно не загонять в колхозы силой, а убеждать в преимуществах колхозной жизни. Тех низовых работников, которые силой форсировали коллективизацию, Сталин обвинил в «антиленинских настроениях». Эта статья и последовавшее за ним 14 марта постановление ЦК «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении» были использованы для укрепления авторитета верхов партии, разоблачивших «перегибы» на местах: «ЦК считает, что все эти искривления являются теперь основным тормозом дальнейшего роста колхозного движения и прямой помощью нашим классовым врагам». Через несколько месяцев все эти «искривления» были возобновлены. Да и в своей статье Сталин давал понять, что в деле коллективизации наметилась лишь передышка – он призывал «закрепить достигнутые успехи и планомерно использовать их для дальнейшего продвижения вперед». 2 сентября Сталин указал Молотову «сосредоточить все свое внимание на организации прилива в колхозы». Б. Можаев считает, что «…надо признать сталинскую коллективизацию преступлением против народа» (очерк «Мужик»).     «Не по-людски» начатая и проведенная, коллективизация обернулась для народа нашего тяжелейшей трагедией. Сколько жизней она унесла, сказать никто не может. Называют разные цифры, причем счет идет на миллионы. Рассказ В. Тендрякова «Пара гнедых» заканчивается документальной репликой: «Уинстон Черчилль в своей книге «Вторая мировая война» вспоминает о десяти пальцах Сталина, которые тот показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации. Десять сталинских пальцев могли, видимо, означать десять миллионов раскулаченных — брошенных в тюрьмы, высланных на голодную смерть крестьян разного достатка, мужчин и женщин, стариков и детей».Глава II«С потом и кровью…»Заключение Роман М. Шолохова “Поднятая целина” можно назвать спорным. Несмотря на то, что автор пытается утвердить жизнеспособность идеи колхозного уклада крестьянской жизни, он, как талантливый художник, отражает глубокие противоречия, обнаружившиеся в процессе “сплошной коллективизации”. Мы видим, что пот и кровь, с которыми вершился сталинский «великий перелом» в деревне, явственно проступает в книге. За какие-нибудь 7-8 месяцев в Гремячем Логе убиты муж и жена Хопровы, два «заготовителя» из ОГПУ, Давыдов и Нагульнов, Тимофей Рваный, умер в ссылке и его отец Фрол, застрелен Дымок, Летьевский, Половцев… По-разному мы относимся к этим персонажам, но все равно, кровь людская – не водица. «Сплошная» у Шолохова идет с «потом и кровью», и не замечать этого можно, только находясь в состоянии, которое Салтыков-Щедрин назвал «нравственным окостенением».    Коллективизация должна была объединить людей, а она, как показали писатели, их разъединила. «Одни безумствуют, сеют ненависть, другие мечутся, страдают, прячутся», — с горечью отмечает учитель Успенский («Мужики и бабы»). Б. Можаев в романе «не просто констатирует горькую правду о важнейшем событии в жизни нашего крестьянства – коллективизации, но пытается осмыслить его в широком историческом контексте как явление, связанное с предшествующими – идеологическим, нравственно-психологическим и культурно-бытовым – процессами в России. Самым страшным следствием сталинской идеологии было всеобщее ожесточение народа. Человеческая жизнь во многом утратила значение высшего гуманистического критерия, а насильственная смерть человека стала восприниматься как привычное дело. Сталинскую коллективизацию Б.Можаев называет «трясучей лихоманкой» - кулакоманией», «адом», «жестокой порой головотяпства», вселенским геноцидом», который, уничтожив мужика, осиротил деревню и оставил деревню беспризорной. С перегибов коллективизации и началось размывание нравственного чувства хозяина на земле, что обернулось постепенным разрушением духовного начала.Используемая литератураМ. Шолохов. Поднятая целина. Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах. М., 2002Б. Можаев. Мужики и бабы. М., «Современник», 1976 Сайт «100 главных документов российской истории»