Публикации Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Автор: Шаталина Светлана Вячеславовна

Формирование функциональной грамотности на уроках географии.Что мысльогда ни с кем не делится она?Что гордый умогда он сам в себе замкнётся?Что рукописьогда она не прочтена?Душаогда она к другой душе не рвётся?А.С.Пушкин. Чему учителя обучают своих учеников? Конечно, — знаниям.Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка,исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее.Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что кудаважнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельноработать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это«базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческимикогнитивными задачами».В чем сущность понятия «функциональная грамотность»Функционально грамотный человек — это человек, который способениспользовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения инавыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач вразличных сферах человеческой деятельности, общения и социальныхотношений.Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграцииличности в быстро меняющееся общество, социализации личности всовременном мире. Естественнонаучная грамотность – это способность человека заниматьактивную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественныминауками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.Естественнонаучно грамотный̆ человек стремится участвовать варгументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным науками технологиям, что требует от него следующих компетенций:– научно объяснять явления,– оценивать и планировать научные исследования,– научно интерпретировать данные и доказательства.Задача формирования естественнонаучной грамотности и достиженияобразовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования ксодержанию учебной деятельности на уроке.Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умениеприводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основныхестественнонаучных понятий.2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельныхявлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука,определение элементов научного исследования.3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенныхисследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценкаразличных точек зрения.На формирование знания учебного материала использую следующиезадания:1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них4. Найдите в тексте возможные ошибки5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярнойлитературе, энциклопедии.Пример. Определите, истинно или ложно данное утверждение:1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитымхозяйством и культурой.3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.На формирование понимания изучаемого материала целесообразно даватьследующие задания:1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу.2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либозадания.3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему,таблицу, рисунок).4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие,правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем»,«Почему» и т.д.Пример. Прочитайте суждения:1. - Самая высокие горные вершины расположены в Азии.Гора Джомолунгма – самая высокая вершина мира.2. Сформулируйте новое умозаключение на основе этих суждений.На формирование умений и навыков применяю такие задания:1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать длявыполнения данного задания.2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления:«Почему …», «Как …», «Каким образом …».Пример. Найти ошибку в текстеТекст. В саваннах Африки.«Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чемэкваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаютсябаобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи.Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поискахводоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можновстретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная гориллапривела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов иносорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичкафенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетелстрашный самум, несущий смерть всему живому».На развитие внимания предлагаю задания1. Продолжите предложенный текст.2. Задайте вопросы по данному тексту.3. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице.4. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их вопределенном порядке.На развитие мировоззрения можно использовать задания:1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности,описываемых данным свойством, явлением и т.д.2. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученногоматериала.Пример. 1. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которыхгорит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответобоснуйте.2. Подумайте, как человек может использовать в своей практическойдеятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живыеорганизмы.Для того чтобы естественнонаучную грамотность успешно сформироватьнужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся осознавали его ходи активно в нем участвовали. Но не всякая деятельность на уроке интересуетучащихся: привлекают ребят поиск, исследования. Интерес развиваетсяактивно, если удовлетворяется естественное стремление ученика самому«открывать» новое и вырабатывать собственное суждение. Переход отнаблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому наоснове теоретического анализа – эту работу можно проводить при выполненииисследовательских заданий на повторение и закрепление материала. Описаниемногих удивительных явлений природы может также послужить основой длясоздания ситуации неожиданности. Кроме того, можно использовать ситуациюопровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагаетсядоказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнутьантинаучный вывод и др. Самостоятельный эксперимент учащихся на урокахспособствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческиеспособности. Это осуществляется в форме практической работы.Одним из основных средств формирования естественнонаучнойграмотности является выделение общей для всех естественнонаучныхпредметов номенклатуры учебных заданий, которые непосредственнонаправлены на формирование компетентностей естественнонаучнойграмотности.