Публикации Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности на уроках английского языка
Автор: Лилия Владимировна Завистовская

«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка» Все существующие актуальные федеральные нормативные документы включают задачу формирования функциональной грамотности. Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская и др.) Читательская грамотность является одним из главных показателей качества современного образования. В наш информационный век проблема чтения становится государственной. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Россия также теряет статус самой читающей страны. Телевизор и компьютер отодвигает привычку читать на второй план. Между тем, от умения читать и понимать прочитанное зависит успех всего обучения ребенка в школе независимо от учебного предмета. На протяжении нескольких лет одной из методических проблем в нашей школе является формирование читательской грамотности. Педагоги работают над тем, как посредством изучения учебного материала различных предметов формировать умение читать и понимать прочитанное. Что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.» (К. Д. Ушинский). Учитывая все вышесказанное, цель моей работы - формирование читательской грамотности на уроках английского языка. Для достижения цели необходимо решать следующие задачи при работе с различными видами текста:-учить понимать смысл прочитанного;-учить извлекать и анализировать информацию;- учить умению задавать вопросы и отвечать на них;- учить находить главную мысль и передать основное содержание прочитанного.-строить на основании прочитанного простые суждения и размышления. Основной идеей практики является то, что при изучении иностранного языка можно формировать читательскую грамотность так же, как и при изучении родного языка. При работе с иноязычными текстами формируются те же навыки, что и при чтении текстов на родном языке (читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др.). В нашей школе активно применялась технология ИОСО, одним из направлений которой является работа с различными видами текстов. Разработчики технологии подробно представили инструментарий для развития читательской грамотности. Применение индивидуально-ориентированного способа обучения помогло мне в выборе средств для реализации представляемой практики При работе с различными текстами мною используются следующие методы и приемы:- метод «разорванного текста»;- вопросо-ответные упражнения;-поисковое, ознакомительное, просмотровое чтение;- приемы из методики Ривина;- описание-использование таблиц и схем; К сожалению, ранее я не проводила мониторинга полученных результатов. В связи с тем, что мои учащиеся еще не выполняли каких либо независимых внешних диагностических работ по английскому языку, направленных на выяснение уровня сформированности читательской грамотности, я могу основываться на собственных наблюдениях, результатах контрольных работ и тестов. Однако, проведя сравнительный анализ некоторых умений, можно сказать, что систематическая работа по развитию читательских навыков у обучающихся дает неоспоримые результаты. Для примера приведу следующие результаты: По моему убеждению, данная практика помогает формировать читательскую грамотность, а именно, уметь читать и понимать прочитанное, формулировать собственную речь, аргументировать, делать выводы. Также при работе с текстами развиваются память, внимание, мышление, логика, что необходимо не только при обучении, но и для расширения своих знаний и возможностей, для дальнейшего полноценного участия в социальной жизни, для достижения своих целей. Проверить читательскую грамотность можно по трём параметрам:
  • Нахождение информации
  • Найти и извлечь информацию, заданную в явном виде, сформулировать суть основных частей текста, сделать простой вывод на основе прочитанного, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста. 2. Интерпретация текста:Обобщить информацию, расположенную в различных частях текста, соотнести текст со своим жизненным опытом и др.
  • Рефлексия и оценка
  • Понять и осмыслить сложный текст, оценить представленную информацию, сформулировать на её основе гипотезу и выводы и т.п.В качестве заданий можно предложить различные тексты: фрагменты художественных произведений, газетные, журнальные статьи и рекламные объявления, инструкции, деловые документы и товарные ярлыки, рекламные буклеты и расписания движения транспорта и т.п. Информация в них представляется не только в текстовом виде, но и в других формах: рисунки, таблицы, схемы, графики, карты, диаграммы и т.п.Содержание текстов, используемых для диагностики, должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и находиться в сфере их познавательных интересов. При отборе контекста необходимо предусмотреть возможность конструирования заданий, ориентированность на реальные жизненные ситуации. Задания по работе с текстами направлены на проверку трех групп умений: 1) общая ориентация в тексте;2) глубокое понимание текста;3) оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах. Задания для проверки общей ориентации в тексте предполагают поиск и выделение информации, представленной в явном виде, например:приводить фрагменты текста, подтверждающие определенное высказывание;определять значение терминов из текста;сопоставлять информацию из разных частей текста (сопоставлять информацию, представленную в разных знаковых системах — текст и рисунки или фотографии; описывать на основе текста значение графических символов);устанавливать в тексте последовательность действий (определять последовательность событий в тексте, ранжировать объекты на основе информации из текста). Задания для проверки глубокого понимания текста требуют обобщения и интерпретации информации, представленной в тексте, преобразования информации из одной знаковой системы в другую. Здесь могут проверяться следующие умения:выделять главную мысль отдельных частей текста;делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства;преобразовывать информацию из текста в схему и наоборот;ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;выделять информацию, не соответствующую содержанию текста и т. п. Задания для проверки умений оценивать и применять информацию из текста в учебно-практических задачах предполагают анализ ситуаций с применением знаний из информационных блоков текста, а также создание текстов оценочного характера. В завершение хочу отметить что, самой большой проблемой для меня является то, что не всегда удается уделить достаточно времени на уроке работе с текстами. Что хотелось бы посоветовать? Как показывает опыт, хорошие результаты получаются только в том случае, если работа по решению какой-либо проблемы проводится систематически. Это, конечно, относится и к формированию читательских навыков. Если планомерно и постоянно уделять внимание работе с текстами, то у учащихся постепенно будет формироваться умение читать. Хотелось бы, конечно, что бы у детей появилась еще и потребность читать. Приложение Я работаю по УМК «Spotlight» (авторы Ю.Е.Валиулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс). Хочется отметить, что авторы данного учебника включили различные упражнения для работы с текстом. Авторы подобрали тексты разных видов (художественные тексты, статьи, объявления и др.) с учетом возрастных особенностей, разной сложности и объема. Я предлагаю своим ученикам задания к текстам из учебника. Примеры некоторых заданий для работы с текстом на уроках английского
  • Найдите лишнее слово в предлагаемых цепочках слов.
  • 1) boots, sandals, trainers, shirts 2) sweater, pullover, suit, cardigan3) earrings, bracelets, glasses, chains
  • Read the text and complete the sentences.
  • My favorite Season.I think there is something fine in each season. I like snow and frost. We have much snow in winter and we can ski, skate and play snowballs. It,s very fun. Spring brings longer days, warmer weather and new activities. Мy favorite season is summer. The school is over. We can have exciting holidays. In summer. I usually find interesting activities in different weather. Nobody makes you do homework. I walk with my friends as much as I want.
  • Kate likes snow and ______________________.
  • They have ______________snow in winter.
  • They can______________and play snowballs.
  • Kate,s favorite season is____________________
  • Kate usually find interesting activities in______________.
  • Выпишите из данного текста глаголы
  • Выпишите из текста предложения, в которых говориться о…
  • Я думаю, в каждом сезоне есть что-нибудь приятное.
  • У нас много снега зимой.
  • Мой любимый сезон лето.
  • Никто не заставляет меня делать уроки.
  • Также , в зависимости от содержания текста, даю следующие задания:
  • Составьте предложения
  • Поставьте части текста в правильном порядке
  • Выпишите из данного текста глаголы в Present Simple (Present Continuous, Past Simple и др.)
  • Найдите ответы на следующие вопросы.
  • Найдите и обведите слова в данной цепочке
  • Bootssandalstrainersblouseshirts
  • Вот пример задания поискового чтения.
  • What does Steven say about himself? Fill in the table below. Steven.I can,t be aggressive. I am tidy, helpful, friendly and sociable. I,m not bossy. My friends say that I have a good sense of humour. My parents say that I am not serious. . I,m a bit liazy and chatty.