Публикации ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ-СКАЗКИ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ-СКАЗКИ»
Автор: Борзунова Ольга Михайловна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ-СКАЗКИ»Борзунова Ольга Михайловна,МБДОУ «Центр развития ребенка – д/с №3»г. ТулаУже давно подтверждено, что воздействие сказки на эмоциональную сферу детей огромно. Заставляя детей удивляться, познавать новое, сказка побуждает их самостоятельно находить решение в необычной обстановке, открывать новое и осмысливать свой опыт. Наполненный диковинами, тайнами волшебный сказочный мир постоянно притягивает детей. Дети охотно погружаются в фантастический несуществующий мир сказки, перевоплощаются в сказочных персонажей, воспринимая все, что происходит в сказке, за действительность. Превращаясь в героев той или иной сказки, дети увлеченно и с большим желанием реализовывают творческие задания и играют в сказку, чем, если бы они были просто Сережей, Никитой, Алисой, Настей.Дошкольники очень любят сказки. Они помогают детям приобретать знания о мире, о взаимоотношениях людей, о преградах, появляющихся у них на жизненном пути. Сказки учат детей преодолевать препятствия, находить выход из нелегких и опасных ситуаций, заставляют поверить в силу добра, любви и справедливости.Приступая к организации работы с детьми в рамках проекта «Методика формирования основ музыкально-эстетической культуры средствами музыкальной игры-сказки» мы поставили следующие цели:
  • формировать основы музыкально-эстетической культуры детей через музыкально-эстетическое воспитание;
  • приобщать детей к музыкальному наследию, ценностям культуры;
  • развивать способность творческого воображения при восприятии музыки.
  • Для достижения поставленной цели в ходе подготовки и проведения занятий решались следующие задачи:
  • развивать и обогащать представления детей об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения;
  • донести до детей смысл, содержание музыкальной сказки, помочь прочувствовать выразительность музыкальных характеристик образов, соотнося их с явлениями действительности;
  • формировать умение выражать свои впечатления в музыкальной деятельности, в художественном восприятии искусства;
  • развивать у детей умение творчески осмысливать содержание образов музыкальной сказки, используя ритмопластику на основе восприятия классической музыки.
  • стимулировать творческую активность, инициативу, эмоциональную естественность.
  • Для достижения целей и задач мы руководствовались следующими методическими принципами:
  • принцип деятельности. На занятии дети постоянно познают что-то новое, находят новые способы действий, самореализуются. Игра выступает как действие, как способ постижения, переживания, личного участия;
  • принцип вариативности. Каждый участник игры может индивидуально выразить свои чувства и эмоции через реализацию права выбора решения проблемных ситуаций. Ребенок неизменно прав, если объясняет свою позицию, что является основным методическим правилом;
  • принцип креативности. Во время подготовки музыкальной игры-сказки педагог побуждает и стимулирует творческую активность детей, создает такие условия, в которых каждый ребенок превращается в артиста и проявляет творчество в совместной и индивидуальной деятельности;
  • принцип гуманности.  На каждом занятии, прививая детям любовь к жизни, к искусству, к человеку, к окружающему миру, создавая творческую атмосферу, происходит формирование личности и освоение общечеловеческих ценностей.
  • «Проживание» ребенком сказочной ситуации через знакомство с шедеврами классической музыки, танцевальными движениями, жестами, пластикой, способствует формированию основ музыкально-эстетической культуры, положительно влияет на его эмоции и чувства. Для этого важно, чтобы ребенок умел сравнивать, сопоставлять себя с главным героем сказки, разделять его судьбу.  Создание музыкальной игры-сказки основывается на сюжете волшебной или бытовой сказки и может разворачиваться в жанре: игра-опера, игра-балет и др. Мы остановили свой выбор на игре-балете, которая строится на ритмопластических и танцевальных импровизациях. Основой ритмопластики является музыка и для полного ее осмысления и восприятия, передачи музыкальных характеристик героев сказки используются такие средства как различные упражнения, ритмопластические, пантомимические и танцевальные движения, музыкально-образные этюды. Успешное использование музыкально-ритмических движений активизирует у детей понимание характера мелодии, качества ее звуковедения (плавного, отрывистого и др.), средств музыкальной выразительности (динамики, регистра, темпа, ритмического рисунка, фраз, пауз, акцентов, оттенков настроения и т.д.). Такие особенности музыкальной речи побуждают детей эмоционально откликаться, используя для этого движения рук, танцевально-образные движения, и способствуют развитию музыкальных образов в сказке. В нашей игре-сказке мы решили использовать детские музыкальные инструменты, способствующие развитию музыкальных способностей детей, дополняющие выразительность творческих образов. Во время игры на музыкальных инструментах у детей происходит развитие представлений о выразительных и изобразительных возможностях музыки, творческого мышления и воображения, воли, стремления достичь цели и т.д. Вызывая интерес детей к выразительным тембрам музыкальных инструментов (колокольчик, треугольник, бубен), применяя образные сравнения, характеристики, мы предложили детям оркестровать фрагменты музыкальных произведений. Оркеструя небольшой фрагмент «Любимого вальса» И. Штрауса дети, прочувствовав выразительные возможности инструментов, научились применять многообразие тембровых окрасок. В процессе оркестровки их импровизации стали более благозвучными и выразительными.Для выражения своего отношения к музыке, используемой в музыкальной игре-сказке, детям приходит на помощь художественное слово, которое формирует истинную красоту литературного языка, эмоционально окрашивает содержание музыкальной игры-сказки, оказывает положительное влияние, воспитывает. Сказки, являясь высокохудожественными и доступными детям литературными произведениями, пробуждают у них положительные эмоции, формируют у детей художественный вкус, умение высказывать оценочные суждения о литературном произведении. Выразительное чтение способствовало более глубокому пониманию выразительности музыкальных образов сказки, восприятию фрагментов музыкальных произведений Д. Шостаковича, И. Штрауса. На комплексных занятиях и в самостоятельной игровой деятельности дети рассматривали иллюстрации к сказкам, картины художников, которые созвучны настроениям событий сказки. Художественно-эстетическое воспитание через продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию) способствовало самовыражению детей в художественно-творческой деятельности, развитию мышления и творческого воображения. В процессе занятий по изобразительной деятельности и самостоятельной музыкально-игровой деятельности дети рисовали, лепили, проявляя характер персонажей, настроения и эмоции героев.Приобретение детьми умений и навыков для музыкально-образного перевоплощения проходит в разных видах музыкальной деятельности. Активно осваивая разнообразные способы творческой деятельности, используя музыкально-ритмические движения, оркестровку музыкальных фрагментов на музыкальных инструментах, дети непринужденно погружаются в музыкальную игру-сказку.Работа над музыкальной игрой сказкой проходила поэтапно, где дети вживались в мир сказочных музыкальных образов.На I подготовительном этапе – проходило введение детей в мир музыкальной сказки. Вначале дети были ознакомлены с жанром музыкальной сказки, ее особенностями, которые заключаются в том, что в музыкальной сказке драматургическим ядром и эмоциональным стержнем выступают музыкальные образы нескольких произведений, объединенных в единое игровое пространство. Интересно прошло НОД «Сочиняем сказку» (речевое развитие), где дети учились отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, делать правильный, нравственный выбор, при создании собственных сказок учились правильно употреблять элементы сказочной поэтики.С увлечением дети принимали участие в беседах на темы «Моя семья», «Я и мои родители» целью, которых было закрепление представлений детей о семье, как о дружном, любящем и заботливом коллективе, формирование представлений о социальной роли каждого члена семьи. В процессе беседы «Секреты дружбы» дети познакомились с секретами (правилами) дружеских отношений, закрепили знания пословиц, поговорок и стихов о дружбе; научились понимать и оценивать чувства и поступки других. Знакомство детей с музыкальными сказками проходило на музыкальных занятиях, в процессе которых расширялся опыт восприятия музыкальных произведений различного характера. Использование ритмопластических и танцевальных движений в музыкально-образном этюде «Хоровод сказочных героев» способствовало формированию у детей умения изображать сказочных персонажей, развитию эмоциональной отзывчивости на яркие сказочные образы. После чего проходил обмен мнениями по поводу прослушанного и увиденного, коллективное обсуждение воспитательных ситуаций на темы: о красоте и благородстве, о доброте, сочувствии и способности к состраданию, чести и отваге, совести, единению и солидарности и т.д. В группе в игровой увлекательной форме воспитателями были проведены игры «Что сначала, что потом?», «Собери сказку по порядку и наоборот», где дети упражнялись в восстановлении последовательности в знакомых сказках.Объединяя в себе разные виды искусства – музыку, литературу, изобразительное искусство, театр, музыкальная игра-сказка является интегрированным видом игры. В связи с этим были проведены интегрированные занятия, на которых дети рассматривали сказочные иллюстрации по теме русских народных сказок и др., слушали отрывки из музыкальных произведений «Щелкунчик» П. Чайковского, «Золушка», «Петя и волк» С. Прокофьева; «Волк и семеро козлят на новый лад» Алексея Рыбникова и др. В конце I этапа свой выбор мы остановили на русской народной сказке «Волк и семеро козлят». Дети познакомились с различными интерпретациями этой сказки. После обсуждения было решено придумать, сочинить свой вариант, свою сказку, которую мы назвали «Волшебный колокольчик».Основной идеей сказки является любовь и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, способность уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Один из самых главных воспитательных моментов – это развитие у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме, формирование представления у детей о роли и обязанностях мамы в семье, необходимости помогать маме по дому.II этап – основной (творческо-организационный), был направлен на поиск и освоение способов творческих действий.На данном этапе решались следующие задачи:- развитие художественного восприятия и эстетического вкуса,- развитие у детей чувства сопереживания героям сказки, - развитие умения выражать свои чувства и эмоции через вслушивание в музыку, различение и запоминание музыкальных характеристик образов сказки, поиск вариантов передачи настроений в музыке.Слушая отобранные музыкальные произведения «Материнские ласки» А. Гречанинова, «Мама» П. Чайковского, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, дети проявляли эмоциональную отзывчивость на содержание художественного образа музыки мимикой, движениями, эмоционально-образными высказываниями. Мы побуждали детей к эмоциональному отклику посредством игровых уподоблений, которые в свою очередь углубляли процесс восприятия музыкальных произведений, способствовали активному включению детей в творческий процесс, накоплению опыта музыкального восприятия. Использование игр-уподоблений позволило детям ощутить содержательную выразительность музыки в игровой форме, которая не разрушала музыкальный образ, а преобразовывало его в индивидуальное эмоционально-эстетическое переживание. Большое значение в работе над музыкальной игрой-сказкой играло использование нами музыкальных игр-инсценировок, например таких как «В мире животных» и др. Эти игры способствовали восприятию содержательной выразительности музыки в игровой форме, проявлению эмоционально-эстетического переживания, умению выразительно передавать характер движений разных персонажей в творческих импровизациях. Дети пробовали, находили наиболее выразительные движения для передачи музыкального образа, а главное каждый ребенок индивидуально, по-своему перевоплощался и эмоционально передавал сюжетно-ролевое действие. На данном этапе мы активно использовали в работе с детьми проигрывание музыкально-образных этюдов, игр с последовательным изучением мимики, походки, жестов, которые характеризовали определенное эмоциональное состояние сказочного персонажа: интерес, гнев, испуг, радость и др. Были применены игровой метод, метод сотворчества педагога с детьми, беседа, метод уподобления звучания музыки, практический, метод побуждения к творчеству.На III заключительном этапе, когда дети овладели различными способами передачи образов, мы перешли к обогащению творческих действий. В музыкально-образных этюдах, играх-инсценировках, например «Коза и козлята» дети изображали разный характер и эмоциональное состояние героев. Например, козлята – радостные, удивленные, испуганные; волк – злой, хитрый, страшный, добрый и т.д.На данном этапе работа над музыкальной игрой-сказкой была направлена на развитие умений находить наиболее выразительные движения для передачи музыкального образа, проявлять индивидуальность в перевоплощении и эмоциональной передаче сюжетно-ролевых действий.Сказка является одним из любимых детьми видов художественного творчества, поэтому детям было предложено поиграть в музыкальную сказку. Большую трудность у детей вызвало размещение по залу, дети учились не сбиваться, не загораживать друг друга.Одним из важных разделов данного этапа было распределение ролей путем совместного обсуждения. Дети проявляли фантазию, импровизировали, ярко выражали эмоции, каждый старался ярко раскрыть образ своего героя сказки. Следуя законам сценического искусства, для эффективной работы игра- сказка была разделена на смысловые фрагменты. Дети принимали в этом активное участие, пересказывали каждый эпизод, дополняя друг друга, придумывали им название. В последовательном проигрывании эпизодов дети передавали образы героев сказки в развитии, во взаимодействии между собой.И вот наступил долгожданный момент, когда все роли были распределены и дети погрузились в волшебный мир музыки, танца, сказки, перевоплотившись в персонажей этой замечательной истории о волшебном колокольчике. Дети с удовольствием играли как на занятиях, так и в свободной деятельности. Освоив музыкальную игру-сказку для себя, дети решили показать ее в виде спектакля родителям.Премьера музыкальной игры-сказки «Волшебный колокольчик» состоялась 6 марта 2014 года на празднике, посвященном Международному Женскому дню 8 марта.Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальная игра является творческим процессом и способствует развитию фантазии ребенка, эстетических и нравственных чувств. Музыкальная игра-сказка – это привлекательный вид деятельности для детей. Она способствует проявлению творческой активности, познанию культурных ценностей, формированию основ музыкально-эстетической культуры.