Публикации Статья на тему "Стресс и его воздействие на организм".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья на тему "Стресс и его воздействие на организм".
Автор: Екатерина Васильевна Шаболдина

Учитель биологии МОУ СШ № 102 Дзержинского района ВолгоградаШаболдина Екатерина ВасильевнаТема « Стресс и его воздействие на организм»Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.Стрессор — это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, — это различные факторы, угрожающие безопасности.Виды стресса.Стрессы можно подразделить на:
  • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
  • кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
  • физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные
  • Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы.Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса – шок. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных.2. Причины стресса.Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.2. Конфликт ролей.Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.3. Неопределенность ролей.Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.4. Неинтересная работа.Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.5. Существуют также и другие факторы.Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.2.2. Личностные факторы.На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет смягчить негативные последствия.Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.2.3. Стрессовое напряжение.Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.Признаки стрессового напряжения1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.2. Слишком частые ошибки в работе.3. Ухудшается память.4. Слишком часто возникает чувство усталости.5. Очень быстрая речь.6. Мысли часто улетучиваются.7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).8. Повышенная возбудимость.9. Работа не доставляет прежней радости.10. Потеря чувства юмора.11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.12. Пристрастие к алкогольным напиткам.13. Постоянное ощущение недоедания.14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.15. Невозможность вовремя закончить работу.Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.Причины стрессового напряжения.1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.2. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать.3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.5. Вам постоянно хочется спать - никак не можете выспаться.6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.7. Вы много курите.8. Потребляете алкоголя больше, чем обычно.9. Вам почти ничего не нравится.10. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.13. У вас появляется комплекс неполноценности.14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.15. Вы не чувствуете уважения к себе - ни дома, ни на работе.Вероятно, здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма (с т. зр. его личных ощущений).Анкета: «Мой уровень стресса»Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.В последние месяцы ты:1.Писал контрольную в школе2.Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то3.Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще4.С тобой произошло что-то волнующее5.Чувствовал(а) печаль или одиночество6.Выступал(а) перед классом7.Встретился(лась) с новым человеком8.Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями9.Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях10.Был(а) чрезмерно загружен(а) делами11.Имел(а) проблемы с приготовлением уроков12.Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности13.Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле14.Помогал(а) в организации крупного мероприятия15.Чувствовал(а) замешательствоСложи количество своих утвердительных ответов (да).Шкала оценок:от 0 до 5 – низкий уровень стресса;от 6 до 10 – средний уровень стресса;от 11 до 15 – высокий уровень стресса.Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.