Публикации Специфика современного урока географии, ориентированного на формирование функциональной грамотности у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика современного урока географии, ориентированного на формирование функциональной грамотности у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Автор: Новикова Елена Николаевна

Новикова Е.Н.учитель географии МБОУ СОШ 22, г.КовровСпецифика современного урока географии, ориентированного на формирование функциональной грамотности у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. «Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.» Цицерон.Одной из приоритетных задач образования на современном этапе является организация деятельности учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико -ориентированных знаний и умений. В данной статье освещены аспекты формирования естественно-научной грамотности на уроках географии с использованием учебных заданий по предмету. Рассмотрим некоторые методические рекомендации по включению их в урок.Включение в урок. В своей работе я использую технологию проблемного обучения. В качестве проблемы в начале урока можно взять задание на формирование функциональной грамотности и на его примере развивать у учащихся умение определять своё знание и незнание и искать подходящие способы решения возникающих трудностей.Задания на формирование ЕНГ могут использоваться, как элемент заданий на закрепление в конце изучения темы, связывая изученный материал с жизненной ситуацией.Так же, задания на формирование функциональной грамотности можно предложить в качестве домашнего задания. В этом случае их необходимо переделывать из уже имеющихся во избежание нахождения учащимися готовых ответов.В контрольные и самостоятельные работы необходимо тоже включать задания на функциональную грамотность, чтобы посмотреть, насколько ребенок может справиться с таким заданием, будет ли его выполнять. Если ученик выполнять его не будет, то необходимо выяснить причины затруднений. А у тех, кто делает эти задания, оценить прогресс.По результатам международного тестирования PIZA выявлено, что российские школьники затрудняются в
  • Интерпретации научных фактов.
  • Анализе процессов проведения исследований.
  • Проведении оценочных расчетов.
  • Осуществлении поиска информации по ключевым словам.
  • Международная организация PIZA проверяет сформированность следующих естественно – научных компетенций:
  • Научно объяснять явления.
  • Оценивать и планировать научные исследования.
  • Научно интерпретировать данные и доказательства.
  • Рассмотрим принципы построения заданий.
  • Фабула ( сюжет ) заданий
  • Погружает учащихся в ситуацию, которую ему надо решить.
  • Опирается на реальные ситуации.
  • Имеет интегрированный характер.
  • Стимул заданий
  • Дополнительная информация, окошечко, подсказка.
  • Формулирование задачи
  • Всегда начинается с глагола
  • К одной фабуле (сюжету) мы можем подбирать разные вопросы из фраз клише, которые ученики должны знать, не бояться разных формулировок заданий (конструктор формулировки задач Л.С. Илюшина). Один вопрос можно сформулировать по разному, и тем самым формировать разные умения.
  • Обучать решать эти задания так же, как мы обучаем заданиям ОГЭ, ЕГЭ. Читать вопросы, находить в них опорные слова, подсказки, которые выведут на правильный ответ. В своей работе, мы часто используем формулировки ( найди верный ответ), а например, сформулируй гипотезу, приведи аргумент – редко . Когда дети попробовали разные формулировки, варианты заданий, можно брать уже готовые задания из банка данных PIZA, ОГЭ, ЕГЭ и других источников.
  • Оценивание заданий.
  • Со свободным ответом
  • - ответ принимается полностью- ответ принимается частично- ответ не принимается
  • Тестовые задания с множественным выбором и с кратким ответом
  • - верный ответ- частично верный- неверныйТакая формулировка критериев выбрана, поскольку некоторые вопросы не имеют верного ответа как такового, все ответы будут верными. Ученик должен выбрать ответ и его обосновать. Каждый ответ будет верным, если ученик сможет привести к нему доказательства. Ответ будет ранжироваться по степени, в которой ученик демонстрирует понимание темы. Введение 3 рубрик позволяет распределить ответы учащихся на 3 группы, различные по степени.Предлагаю рассмотреть примеры разных заданий на основе одной фабулыФабула ( из ежегодного доклада Арктического и Антарктического научно исследовательского института) Мнение ученого , кандидата географических наук И.М. Ашика, участника ледовых разведок и арктических экспедиций относительно ледовой обстановки в Арктике совпадает с общепринятыми представлениями. В последние 10–15 лет в Северном Ледовитом океане наблюдаются очень серьезные изменения в состоянии ледяного покрова. Резко уменьшилось количество многолетних льдов в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана, арктические моря стали очищаться ото льда в более ранние сроки, а замерзать позднее, то есть заметно увеличился так называемый безлѐдный период. В 2020 г. кромка дрейфующих льдов сместилась к северу до 85°с. ш. Таких ледовых условий не наблюдалось за весь период активных исследований Арктики, то есть, как минимум, на протяжении последних 100 лет.Стимул.Ученые пока не могут дать однозначного ответа , являются ли эти процессы необратимыми или в ближайшее время произойдет возврат к прежней ситуации, имеют ли они природное или антропогенное происхождение ? Но для того чтобы предсказать изменения в будущем, нужно знать, почему происходят эти изменения. Таяние льдов – это только одно, может быть, наиболее заметное проявление изменений климата. Играя вполне самостоятельную и даже значительную роль в климатической системе, льды все-таки являются продуктом взаимодействия атмосферы и океана.Задания, проверяющие компетенцию научно объяснять явления:
  • Назовите условия, при которых можно остановить процесс таяния льдов Арктики (снизить антропогенную нагрузку, количество выбросов в атмосферу, поиск альтернативных источников энергии, защита ледников)
  • Опираясь на данные карты, назовите возможные антропогенные факторы, которые могут привести к таянию льдов Арктики (интенсивное судоходство, захоронение радиоактивных отходов)
  • Задания, проверяющие компетенцию оценивать и планировать научные исследования:
  • Сформулировать тему, цель и гипотезу исследования на основе анализа ситуации (Тема: Льды Арктики. Цель: исследовать ледовую обстановку в Арктике. Гипотеза: вследствие глобального потепления климата происходит таяние ледников)
  • Сформулируйте проблему, на которую можно получить ответ, используя данное научное исследование (проблема глобального потепления климата)
  • Сделайте вывод, соответствующий имеющимся данным.
  • Задания, проверяющие компетенцию научно интерпретировать данные и доказательства:
  • На основе анализа ситуации сформулируйте проблемные вопросы естественно- научного характера, которые можно взять за основу исследования (Глобальное потепление – результат природных или антропогенных факторов? Современное изменение климата – процесс цикличный и режим Северного Ледовитого океана вернётся к прежнему состоянию, или многолетние льды исчезнут полностью в ближайшем будущем?)
  • На основе анализа ситуации сформулируйте положительные и отрицательные последствия таяния льдов в Арктике
  • Плюсы + таяние ледников открыло несколько новых островов, в результате чего территория России приросла + полярный судоходный маршрут между Тихим и Атлантическим океанами. Маршрут сократит время в пути в Азию на 40 %, что позволит России зарабатывать на экспорте нефтегазовых ресурсов в Китай, Японию огромные деньги. Такие доходы позволят снизить цены на некоторые товары в магазинах, прежде всего, в северных районах страны.+ добыча полезных ископаемых – общемировые запасы золота 40%, нефти 60%, природного газа 90 %.Минусы- повышение уровня Мирового океана, затопление низменных участков.- уменьшение источников пресной воды.- сокращение биоразнообразия.
  • Даны результаты исследования. Необходимо пояснить, достаточно ли полученных данных для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования?
  • Обучающимся необходимо давать больше вариаций заданий ЕНГ, показывать какие разнообразные они бывают, чтобы сформировался опыт их выполнения. Задача учителя - научить школьников использовать свои знания в повседневной жизни, выделять реальные проблемы, которые можно решить с помощью научных методов , делать выводы для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений.