Публикации
Воспитание культуры безопасности в школе. Возможно ли это?
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание культуры безопасности в школе. Возможно ли это?
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание культуры безопасности в школе. Возможно ли это?
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич
Воспитание культуры безопасности в школе. Возможно ли это?Необходимость сохранения жизни и здоровья детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности. Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Цель культуры безопасности - безопасность , достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа). Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопас¬ности образовательного пространства, органам управления образова¬нием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изу¬чении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время. Также очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р). Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.). Значение и функция школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью становления и развития личности ребенка. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы обучения и воспитания личности безопасного типа связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Нравственное воспитание школьников в процессе обучения и воспитания личности безопасного типа необходима и значима. Как показывает жизнь оттого, что человек знает виды и параметры опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на человека, в его жизни ничего не меняется. Жизнь полна опасностей, которые увеличиваются с каждым годом, «благодаря» развитию человеческой цивилизации. Первое и главное понятие предмета ОБЖ – «безопасность», в противном случае надо назвать всю образовательную область со всеми ее предметами – «опасность жизнедеятельности» и воспитывать «культуру опасности». Безусловно, воспитание культуры безопасности должно занимать в целях образования в области безопасности жизнедеятельности приоритетное место, и совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне нравственного развития общества, и главное, нравственного воспитания подрастающего поколения. Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной и внеурочной деятельности. В новом ФГОС для общего образования говорится, что изучение курса основ безопасности жизнедеятельности должно формировать у школьников культуру безопасности, навыки здорового и безопасного образа жизни, дать понимание рисков и угроз современного мира, обучить правилам поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, рассказать как действовать индивидуально и в группах, научить, как при этом сохранить эмоциональную устойчивость, то есть развивать у школьников социокультурные компетенции, которые в будущем будут гарантировать успешность человека.Слова «здоровье», «культура», «безопасность» принадлежат к тем понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.Главной составляющей культуры являются общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. К таким целям и ценностям в составе культуры безопасности относятся жизнь, здоровье, безопасность, личная независимость, свобода, законность, справедливость, гармония. Безусловно, что культуру безопасности школьников как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия «образование» и «культура безопасности»? Создание условий для формирования культуры безопасности в школе требует изучения тех факторов, при воздействии на которые можно получить устойчивый положительный результат. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся индивидуальные особенности ребенка -физические (темп развития, адаптивные возможности) и психические (уровень развития, познавательные возможности). К внешним - социальные факторы среды (микро- и макросреда, эстетика окружения, традиции)В учебном процессе личность педагога является носительницей общей культуры и культуры безопасности в частности. .Формирование культуры безопасности в учебном процессе взаимосвязано с внеклассной и внешкольной работой, с семейным воспитанием и процессом социализации школьников в целом. Помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она ни возникла – цель воспитания культуры безопасности.В учебно-воспитательном процессе особое внимание уделяется формированию моделей поведения в экстремальной ситуации при возникновении пожара, на воде, на льду, при встрече с незнакомым человеком. Формируются представления и навыки безопасного поведения в школе, в общественных местах, при возникновении травм, отрабатываются практические умения по оказанию доврачебной помощи.Установлено, что несчастные случаи со школьниками происходят не только потому, что они сознательно нарушают правила безопасного движения. Часто это происходит по причине легкой отвлекаемости детей. Поэтому в работе по формированию культуры безопасного поведения необходимо помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям] Младшие школьники, например, еще не умеют определять реальность опасности и время, которое необходимо для перехода проезжей части. Дети часто переоценивают свои возможности, не умеют видеть дорожные ситуации, правильно анализировать дорожную обстановку и прогнозировать ее последующие изменения.. У школьников необходимо развивать чувство ответственности за свое поведение на улице, умение прогнозировать возможную опасность, учить их быстро и правильно оценивать обстановку, принимать решения, сохранять самообладание.Поэтому основной задачей формирования культуры безопасности и обучения правилам поведения на дороге, в транспорте является развитие таких знаний, умений, навыков и привычек: сосредоточение внимания, самообладание, уравновешенность в момент опасности.Можно выделить необходимый минимум основных навыков безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:- навык переключения внимания на улицу;- навык спокойного, уверенного поведения на улице;- навык ориентирования в дорожно-транспортной ситуации и принятияправильного решения;- навык наблюдения и оценивания скорости и направления движения;- навык предвидения опасности;- навык самоконтроля.Обучая школьников основам безопасности общей культуре безопасности, формируем в детях качества, необходимые цивилизованному человеку в 21 веке.Именно осуществление задач нравственного воспитания личности в процессе формирования учебной и внеурочной деятельности не исследовано. В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственной подготовки учащихся в процессе обучения и воспитания личности безопасного типа. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной и внеурочной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе внеурочной и воспитательной деятельности. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении. Предмет исследования – процесс нравственного воспитания учащихся в ходе обучения и воспитания личности безопасного типа. На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт, возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу, как к общему; умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу; умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: Видимо, несколько ослабить иногда излишне регламентацию поведения детей на уроке. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. В процессе формирования идейности и нравственности как «сплава» знаний, умений и навыков, развития и обогащения нравственных чувств и нравственных качеств важная роль принадлежит школе. Именно в школьные годы человек должен не только научиться ответственному выбору моральных ценностей, поступков, определить свое отношение к труду и будущей профессии, но и уметь реализовывать их в своей жизни. Нравственное воспитание носит всеобщий характер, так как объектом морального регулирования является область отношений личности и общества. Для осуществления любой общественно-полезной деятельности субъект должен обладать совокупностью нравственных качеств. Поэтому нравственное воспитание в школе в первую очередь направлено на формирование такой совокупности моральных качеств, которая необходима для выполнения любой социальной деятельности, и, прежде всего, учебной и трудовой. Таким образом, в статье рассмотрены основные концептуальные аспекты разработки, и построения перспективной образовательно-воспитательной дисциплины культуры безопасности жизнедеятельности в части воспитания личности безопасного типа. Образование социально безопасной личности является главнейшей задачей культуры безопасности жизнедеятельности. Основная идея обучения в системе ОБЖ скрыта не в механическом усвоении знаний, умений и навыков, а их применения. Методология воспитания личности в современных условиях предусматривает активное использование общеобразовательных и профессиональных знаний в процессе обучения человека в области безопасной жизнедеятельности и экстремальных ситуациях. ОБЖ представляет собой новый подход к проблеме воспитания личности безопасного поведения. В связи с этим, безопасность жизнедеятельности следует рассматривать не только как механизм реализации новой методологии формирования личности, но и как человеко-машинную систему, функционально объединяющую подсистемы информационного обеспечения учебного процесса, учебно-методическую поддержку педагогов посредством использования базы данных, базы знаний, технических и программных средств. В соответствии с вышесказанным, по аналогии с определением понятия цели образования, целью образовательной области ОБЖ является формирование культуры безопасности. Можно считать, что на каждом этапе образования учащиеся овладевают элементами культуры безопасности, являющейся частью общей культуры, к которой человек стремится на всем протяжении жизнедеятельностиНеобходимость сохранения жизни и здоровья детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности. Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Цель культуры безопасности - безопасность , достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа). Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопас¬ности образовательного пространства, органам управления образова¬нием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изу¬чении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время. Также очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р). Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.). Значение и функция школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью становления и развития личности ребенка. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы обучения и воспитания личности безопасного типа связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Нравственное воспитание школьников в процессе обучения и воспитания личности безопасного типа необходима и значима. Как показывает жизнь оттого, что человек знает виды и параметры опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на человека, в его жизни ничего не меняется. Жизнь полна опасностей, которые увеличиваются с каждым годом, «благодаря» развитию человеческой цивилизации. Первое и главное понятие предмета ОБЖ – «безопасность», в противном случае надо назвать всю образовательную область со всеми ее предметами – «опасность жизнедеятельности» и воспитывать «культуру опасности». Безусловно, воспитание культуры безопасности должно занимать в целях образования в области безопасности жизнедеятельности приоритетное место, и совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне нравственного развития общества, и главное, нравственного воспитания подрастающего поколения. Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной и внеурочной деятельности. Именно осуществление задач нравственного воспитания личности в процессе формирования учебной и внеурочной деятельности не исследовано. В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственной подготовки учащихся в процессе обучения и воспитания личности безопасного типа. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной и внеурочной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе внеурочной и воспитательной деятельности. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении. Предмет исследования – процесс нравственного воспитания учащихся в ходе обучения и воспитания личности безопасного типа. На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт, возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу, как к общему; умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу; умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: Видимо, несколько ослабить иногда излишне регламентацию поведения детей на уроке. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. В процессе формирования идейности и нравственности как «сплава» знаний, умений и навыков, развития и обогащения нравственных чувств и нравственных качеств важная роль принадлежит школе. Именно в школьные годы человек должен не только научиться ответственному выбору моральных ценностей, поступков, определить свое отношение к труду и будущей профессии, но и уметь реализовывать их в своей жизни. Нравственное воспитание носит всеобщий характер, так как объектом морального регулирования является область отношений личности и общества. Для осуществления любой общественно-полезной деятельности субъект должен обладать совокупностью нравственных качеств. Поэтому нравственное воспитание в школе в первую очередь направлено на формирование такой совокупности моральных качеств, которая необходима для выполнения любой социальной деятельности, и, прежде всего, учебной и трудовой. Таким образом, в статье рассмотрены основные концептуальные аспекты разработки, и построения перспективной образовательно-воспитательной дисциплины культуры безопасности жизнедеятельности в части воспитания личности безопасного типа. Образование социально безопасной личности является главнейшей задачей культуры безопасности жизнедеятельности. Основная идея обучения в системе ОБЖ скрыта не в механическом усвоении знаний, умений и навыков, а их применения. Методология воспитания личности в современных условиях предусматривает активное использование общеобразовательных и профессиональных знаний в процессе обучения человека в области безопасной жизнедеятельности и экстремальных ситуациях. ОБЖ представляет собой новый подход к проблеме воспитания личности безопасного поведения. В связи с этим, безопасность жизнедеятельности следует рассматривать не только как механизм реализации новой методологии формирования личности, но и как человеко-машинную систему, функционально объединяющую подсистемы информационного обеспечения учебного процесса, учебно-методическую поддержку педагогов посредством использования базы данных, базы знаний, технических и программных средств. В соответствии с вышесказанным, по аналогии с определением понятия цели образования, целью образовательной области ОБЖ является формирование культуры безопасности. Можно считать, что на каждом этапе образования учащиеся овладевают элементами культуры безопасности, являющейся частью общей культуры, к которой человек стремится на всем протяжении жизнедеятельности