Публикации Методический доклад «Использование современной музыки на уроке классического танца как фактор инновационно-педагогической деятельности концертмейстера»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический доклад «Использование современной музыки на уроке классического танца как фактор инновационно-педагогической деятельности концертмейстера»
Автор: Яфанова Наталия Владимировна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой городского округа ТольяттиМетодический доклад Использование современной музыки на уроке классического танца как фактор инновационно-педагогической деятельности концертмейстераСоставитель:концертмейстерЯфанова Наталия Владимировна2022 Концертмейстерское искусство является одной из областей музыкального образования и исполнительства и является многофункциональной творческой деятельностью. Концертмейстер ставит в своей деятельности цели, направленные на:-создание условий, благоприятствующих развитию творческого потенциала учащихся, повышение их уровня знаний;- стимулирование к более глубоким познаниям в сфере своей специализации;-расширение кругозора.В связи с этим перед концертмейстером, работающим на хореографическом отделении, стоят чрезвычайно сложные и важные задачи, связанные с повышением требований к обучению учащихся:-воспитание музыкального вкуса;-накопление слухового опыта;-развитие способностей к художественно-образному и эмоционально- ценностному восприятию музыкальных произведений;-формирование положительной мотивации и умений учебной деятельности;-воспитание потребности в расширении музыкального кругозора.Главным критерием отбора музыкального материала для уроков является танцевальность, вне зависимости от того,  для учеников младших классов или старших предназначены музыкальные фрагменты. При постепенном усложнении приемов движений и танцевальных комбинаций обогащается и музыкальное оформление. Приобщение учащихся к музыке лучших классических балетов необходимо, начинать уже с первых лет обучения классическому танцу. Это могут быть несложные в музыкально-ритмическом плане фрагменты из балетов или хореографических сцен опер. Например, галоп из балета Цезаря Пуни «Эсмеральда», фрагменты из балета Людвига Минкуса «Баядерка», скерцо-полька из балета Лео Делиба «Ручей», «Коппелия» и «Сильвия». Этими фрагментами балетов список не ограничивается. В настоящее время на просторах интернета можно найти много интересной и доступной для восприятия учеников балетной музыки. Использование данного музыкального материала должно быть тщательно отобранным и строго ограниченным. Использование на уроках высокохудожественных музыкальных произведений обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус, формируется музыкальный кругозор детей. Процесс выбора музыкального материала является трудоемким этапом подготовительной работы концертмейстера. Обычно на уроках классического танца используются различные по стилю фрагменты музыкальных произведений.Возможность использования в музыкальном оформлении уроков классического танца музыки современных авторов соответствует духу и темпу нового времени. Современная музыка неизбежно впитывает в себя новейшие тенденции в области стилей, интонаций, гармонии, впитывает в себя все то, что ее окружает. Она подвижна, свежа и актуальна. Она обладает своими  правилами и канонами. Она пытается украсить хореографическую форму духом окружающей жизни, новыми ритмами и новыми манерами.Современная музыка, понятна, интересна и близка молодому поколению. Она с успехом может применяться на уроках хореографии, как на этапе разминки, на уроке ритмики, так и на уроках классического танца. Такая музыка помогает учащимся выразить в движении все устремления их сложного противоречивого внутреннего мира, поможет понять самих себя в новом современном мире звуков. Безусловно, на уроке в хореографическом классе должна звучать музыка специально подобранная, обработанная и преобразованная для упражнений  классического экзерсиса, а также для конкретных учащихся определенного возраста. Музыкальный материал должен подбираться совместно с преподавателем-хореографом. Любая творческая работа преподавателя в классе, а особенно работа по созданию композиции, не может не совершаться в тесном творческом контакте с концертмейстером. Взаимопонимание, сотрудничество хореографа и концертмейстера, являются самым важным условием успешного разрешения профессиональных задач. Этот процесс подбора и апробирования новой музыки  достаточно сложен и требует больших умений и вкуса. Тем не менее он полон творчества, новых открытий, находок, новых идей. Как известно, основу хореографической подготовки учащихся составляет урок классического танца.  Однако это не значит, что урок нечто застывшее и нерушимое. В педагогической хореографии, как и в любой другой сфере культуры, искусства, науки, необходимы и востребованы инновационные подходы к обучению, так как они способствуют преобразованию учебного процесса с целью улучшения его результатов и заинтересованности учащихся.  Новые творческие задания и более сложные задачи на уроках классического танца побуждают учащихся обучаться более активно, целеустремленно, развивать свои музыкально-двигательные способности, художественное восприятие и вкус.На уроке классического танца может быть использована музыка современных отечественных и зарубежных авторов, композиторов-песенников, фрагментов инструментальной музыки и музыки современного кинематографа, музыки современных мюзиклов, джазовых композиций. Конечно, вся эта музыка должна быть тщательно проработана, изучена, интерпретирована и приспособлена концертмейстером для классического экзерсиса. При отборе музыкальных произведений, стоит учитывать не только уровень образных представлений учащихся, но и соответствие степени художественной значимости, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности музыки содержанию и характеру предлагаемых преподавателем заданий. Несоответствие, несовместимость музыки и движения, может проявиться в экзерсисе, где большей частью представлены упражнения, а не танцевальные па…». В средних классах на процесс музыкального восприятия учащихся влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества ранее прослушанного музыкального материала. Дети, которые несколько лет обучались хореографическому искусству имеют в этом отношении очень качественный и полезный опыт. Они воспитывались и изучали лучшие образцы классической музыки. Углубленная и эмоциональная отзывчивость на классическую музыку, помимо той другой музыки, которая окружает их повсюду, у них сформировалась достаточно рано, потому что с первых шагов, с первых уроков ритмики, а затем и классического и народного танцев они жили в окружении «высокой» музыки. Но это ни в коем случае не говорит о том, что они не любят и другую, современную музыку, а именно джаз и красивые мелодии неоклассики.Роль современной музыки и эффект ее влияния на учащихся нельзя недооценивать. Это особенно проявляется в юношеской среде, поскольку для подростков музыка – это важный атрибут, неотъемлемая часть их жизни.  Если говорить о неоклассике, или неоклассическом нью-эйдже, (нью-эйдж (дословно «новая эра») - жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием. Нью-эйдж сочетает инструменты и приёмы, характерные для   и , и характеризуется, как правило, плавным темпом, использованием лёгких и поднимающих настроение мелодий) то это особый стиль в современной музыке. В основе неоклассики лежит музыка раннего барокко и привычная всем классическая музыка, получившие новое дыхание в результате современной обработки или сыгранные на современных музыкальных инструментах. Нередко неоклассика представляет собой переложение известных классических произведений в современных интерпретациях. Достаточно часто встречаются и оригинальные произведения современных авторов, сочетающие в себе элементы разных классических стилей и новшества современной музыки. Произведения неоклассического характера очень близки к стилизации.  Эта музыка всегда гармонична и мелодична. Она пишется по всем канонам классической музыки. Композиции в этом стиле сегодня встречаются очень часто. Этому жанру присущ некий творческий эксперимент, смешение стилей и культур, внедрение новых техник исполнения. Столь же сильно на музыку неоклассики повлияла и продолжает влиять рок-музыка – и, прежде всего, такое ее направление, как лирический рок.Как для преподавателей, так и для учащихся, музыкальная интерпретация современной музыки в классическом танце представляется непривычной. Знакомство учащихся с музыкальным языком современного искусства и современной музыкой должно проходить постепенно и очень аккуратными шагами. Говоря конкретно о музыкальных примерах, которые можно  использовать на урока классического танца, следует сказать, что они должны быть достаточно разнообразны. Пример: это могут быть инструментальные композиции современных композиторов Игоря Крутого, Евгения Доги, Раймонда Паулса; фрагменты музыкальных номеров из детского мюзикла композитора Егора Шанина «Дюймовочка»; фрагменты современной зарубежной инструментальной и вокальной музыки, инструментальная музыка южнокорейского пианиста и композитора Ли Рума. Его самые известные композиции «River Flows in You», «May Be» и «Kiss the Rain», а также композиция «Over the Horizon»; Хочется отметить, что такой музыкальный материал необходимо вводить на уроках классического танца крайне осторожно, учитывая уровень музыкального развития детей конкретного класса. В противном случае незнакомый, непривычный язык музыки не вызовет в детях эмоционального отклика, бывает, даже характер музыки им будет определить довольно сложно. Однако при грамотном выстраивании музыкального материала происходит постепенное накопление музыкально-слухового опыта учащихся, который помогает понять музыкальный язык современного искусства.Использование современной музыки на уроках классического танца позволит учащимся воспринимать классический танец как часть современной, а значит, и молодежной культуры. Используя  ее в самых сложных и самых «изящных» проявлениях в сочетании с классическим танцем, помогает учащимся ориентироваться в потоке современной культуры и понимать, что искусство должно нести информацию и носить образовательную функцию. Классический танец не статичная форма, его техника, эстетика постоянно совершенствуются и видоизменяются, его резервы слишком велики, его нельзя назвать архаичным и неинтересным для современного культурного человека. В настоящее время существует много способов пополнения концертмейстерами своего репертуара самой разнообразной музыкой для оформления различных  уроков хореографического цикла. Это, прежде всего, информационные ресурсы в сети Интернет, где можно найти множество прекрасных произведений современных авторов из кинофильмов, мюзиклов, современное песенное творчество. Также можно пополнять свой репертуар, изучив экзаменационные выступления классов ведущих хореографических училищ. Весь этот музыкальный репертуар необходимо подбирать, так как в нотном изложении очень трудно найти то, что нужно концертмейстеру на уроке хореографии. Если все же удается в Интернете найти нужный нотный материал, то все равно необходимо его приспосабливать для использования на уроках классики или ритмики. Если говорить о построении таких музыкальных примеров, то они достаточно затруднительно соотносятся с задачами классического экзерсиса. И здесь, в первую очередь, необходимо обратить внимание на то, что такие произведения часто имеют не квадратную форму. Для того чтобы максимально приблизить звучание этой музыки к специфике хореографического упражнения, в выбранном музыкальном материале бывает необходимо значительно изменить мелодию, ее ритмический рисунок, фактуру изложения, иногда размер, тональность, добиться квадратности изложения, убрать синкопы, если это необходимо, и если нужно, количество тактов. К любой комбинации, необходимо вступление (preparation). Длина музыкального вступления зависит во многом от того, сколько подготовительных движений совершает учащийся перед началом комбинации. Вступление может быть простым затактом в три ноты, длится один или два такта. Оно может содержать в себе два, четыре или восемь тактов и звучать в характере и темпе предстоящей танцевальной композиции. Чаще всего вариантом вступления могут быть последние два или четыре такта разучиваемой комбинации.ЗаключениеВ заключение хотелось бы повторить, что музыкальный материал, использованный на уроках классического танца, будь то современные или классические произведения, должен быть тщательно продуман, грамотно подобран в плане стилевого-жанрового разнообразия, только тогда он будет способствовать воспитанию музыкального вкуса учащихся. Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчеркивать метро-ритмические, темпо-динамические и структурные компоненты учебно-танцевальных заданий.Использование на уроке классического танца качественно нового нотного материала, основанного на современной музыке, в дальнейшем еще требует тщательной проработки и анализа. Это была совершенно новаторская идея. Концертмейстеру в содружестве с преподавателем важно было добиться необходимой стилевой манеры звучания данной музыки и гармоничной связи ее с движением. Список литературы1. Абдоков Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. - М., 20092.Безуглая, Г. А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца : работа с репертуаром / Г. А. Безуглая. – СПб., 20052. Гурьянова, Л. Е. Основы ритмики, хореографии и современного танца / Л. Е. Гурьянова. – Пермь,  20013.Концертмейстер на уроках хореографии: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .4. Кубанцева Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. - 20015. Ревская Н. Классический танец. — СПб.: композитор, 20046.Специфика подбора музыкального материала к урокам классического танца: [Электронный ресурс]. – Режим доступа.7.Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей / Т. И. Суворова. – СПб., 20058.Шабалин, Т. Л. Профессиональный рост концертмейстера хореографии / Т. Л. Шабалин.  – М., 2002