Публикации
Нетрадиционные формы в обучении иностранным языкам
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные формы в обучении иностранным языкам
Автор: Аскерова Лейла Шахмирзаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные формы в обучении иностранным языкам
Автор: Аскерова Лейла Шахмирзаевна
Нетрадиционные формы в обучении иностранным языкам. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко - развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные люди, обладающие знанием основ наук, общей культурой, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы, умениями самостоятельно и гибко мыслить. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в тоже время эффективными. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функцию контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при проведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из - за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех обучающихся группы, класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: -осуществляется контроль знаний, умений, навыков по определенной теме; -обеспечивается деловая, серьезная атмосфера, отношение обучающихся к уроку;-предусматривается минимальное участие на уроке учителя.Интернет обладает колоссальными информационными возможностями, но важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например: для включения материалов сети в содержание урока, для самостоятельного поиска информации в рамках работы над проектом, ликвидации пробелов в знаниях, совершенствования умения аудирования на основе аутентичных текстов сети интернет, пополнения словарного запаса, формирования устойчивой мотивации иноязычной деятельности. Преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной системы. Но необходимо прежде всего помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности обучающихся, обусловленными определенными целями образования. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и другие. Роль учителя заключается в подготовке обучающихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи обучающимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании обучающихся по ходу выполнения проекта соучастника. Работа по проектной методике требует от обучающихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Это сегодня очень актуально, при реализации ФГОС нового поколения.Видеоурок имеет большое значение в целях приобщения школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, отсюда следует важность проведения уроков-экскурсий. Например, экскурсия по городу Архангельску, рассказ иностранным гостям о самобытности русской культуры и русского Севера.Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественной зарубежной литературы на уроках английского языка совершенствует произносительные навыки обучающихся, обеспечивает создание успешной коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Уроки – спектакли делают интересными уроки по домашнему чтению, когда дети не только пополняют свой словарный запас, развивают разговорную речь и анализируют прочитанное произведение, но и через инсценирование переживают чувства своих героев, отношения с другими героями, что носит и воспитательный характер данной формы урока.Весьма интересной и плодотворной формой обучения является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания обучающихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к англоязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Например, « Рождественские традиции», «Праздники и фестивали». Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность обучающихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок- интервью. Урок - интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, обучающиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автономном режиме. Например: панорама, телепередача, телемост, устный журнал. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысление усвоения.Интегрированный урок – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Ведут его несколько учителей. Например, мы часто используем данную форму при обучении детей по программе регионального компонента по темам «Флора и фауна Архангельской области» (английский язык, география биология), « Писатели Севера» (английский язык, русский язык, литература) и т.д. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания обучающихся по смежным предметам. В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор обучающихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.Особенности бинарного урока – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. Бинарный урок – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла (или образовательной системы) в одном уроке. Несмотря на трудоемкость данного вида организации учебного пространства он представляется весьма результативным, о чем может свидетельствовать высокий уровень овладения коммуникативными умениями говорения, аудирования, чтения и письма, устойчивый интерес к предмету, развитие творческих способностей обучающихся.