Публикации
Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры
Автор: Шкробов Никита Олегович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры
Автор: Шкробов Никита Олегович
Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культурыМАОУ «Гимназия №4», г. НорильскШкробов Никита Олеговичучитель физической культурыОсобое значение физкультура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этой категории физическая культура и спорт являются мощным средством социальной адаптации и интеграции их в общество.Физическая культура и спорт для данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации. Под их влиянием не только улучшается психическое и физическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и развивается самодисциплина, самоуважение, дух соревнования и дружбы, качества, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции детей этой категории в общество.Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение. Они способствуют полному раскрытию физических возможностей ребенка с ОВЗ, позволяют испытать чувство радости, полноты жизни, дают возможность самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. болезни.Основная цель АФК: коррекция физического развития детей с особыми образовательными потребностями. Занятия физкультурой способствуют:1. Повышению интереса к занятиям спортом;2. созданию положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья обучающихся;3. адаптации организма к физическим нагрузкам.В своей работе с детьми с ОВЗ применяю основные принципы коррекционной работы:- индивидуальный подход к каждому ученику;- предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного инвентаря;- проявление педагогического такта, поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.В нашей школе созданы все условия для повышения эффективности занятий физкультурой и спортом. Есть спортивный зал, тренажерный зал и зал ЛФК, типовой набор спортивного инвентаря и оборудования.Система АФК включает:1. Утреннюю гигиеническую гимнастику (способствует организованномуначалу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся);2. Спортивные секции (создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта, приобщают учащихся к систематическим занятиям, содействуют их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта);3. Соревнования, спартакиады (способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности, проводятся по разным видам на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию - пионербол, баскетбол, футбол, флорбол);4. Спортивные праздники (массовые зрелищные мероприятия, стимулируют желание школьников к самостоятельным занятиям физкультурой, посвящены тематическим датам - «А, ну-ка, парни», «Мальчишки, вперед!», «А, ну-ка, девочки»);5. Спортивные часы (позволяют снять функциональное напряжение и утомление, переключить детей на новый вид деятельности, создают положительный эмоциональный настрой);6. Дни здоровья (снимают утомление, повышают работоспособность учащихся, популяризируют физкультуру и прививают школьникам любовь к ней, способствуют формированию навыков ЗОЖ у учащихся, способствуют активному отдыху и интересному проведению досуга).Особенно хочу отметить значение дней здоровья. Формы их проведения разнообразны: кроссы, эстафеты, прохождение полосы препятствий, конкурсы подвижных игр и туристические походы. И результат всегда замечательный - зрелищность, массовость и эмоциональность.О результативности занятий адаптивной физической культурой можно судить по следующим данным:- охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 100 %;- увеличилось количество учащихся, желающих принять участие в спортивных соревнованиях.Таким образом, занятия адаптивной физической культурой способны повысить физическое здоровье детей с ОВЗ, значительно улучшить их психическое и физическое состояние, приобщить их к физкультурной и спортивной жизни. И главное, АФК способствует приобретению детьми с нарушениями в развитии навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе, социальной адаптации и интеграции их в общество.Список используемой литературы1. Анциперов В.В. Повышение эффективности формирования двигательного навыка у детей // Адаптивная физическая культура, 2006.2. Гаврилова Т. М. Через спорт к здоровому образу жизни //Адаптивная физическая культура, 2000, № 3-4.3. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов; Б.И. Марьянов. - М.: Академия; 2004.4. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании - М.; Академия; 2002.5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.-М.: Советский спорт. Том 1; 2005.1. Анциперов В.В. Повышение эффективности формирования двигательного навыка у детей // Адаптивная физическая культура, 2006.2. Гаврилова Т. М. Через спорт к здоровому образу жизни //Адаптивная физическая культура, 2000, № 3-4.3. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов; Б.И. Марьянов. - М.: Академия; 2004.4. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании - М.; Академия; 2002.