Публикации Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Стоцкая Елена Викторовна

Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возрастаОсновное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста занимает игра. Она необходима детям для общения и взаимодействия между собой. Игра вызывает положительные эмоции, благодаря которым психические процессы проходят быстрее и позитивнее. С помощью игры отображаются способности ребенка, уровень знаний и представлений [2].Множество исследований посвящены проблеме игры детей, они направлены на изучение теории ролевой творческой игры Л.С. Выготского, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ф.И. Фрадкиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, А.В. Черкова, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Р.А. Ивановой и др. Изучением особенностей и значением дидактических и подвижных игр занимались Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова, З.М. Богуславская, Б.И. Хачапуридзе, В.Н. Аванесова и др. Значением игры в художественном воспитании детей занимались Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина и др.В процессе деятельности видно как протекает развитие психических процессов. Каждый возраст сопровождается одним из видов деятельности, который является ведущим, А.А. Люблинская [7].В игре происходит воспитание дошкольников, обучение действиям с предметами, средствам общения, поэтому этот вид деятельности часто используется взрослыми. В процессе игры у ребенка формируются стороны психики, всесторонняя личность, от общения с людьми будет напрямую зависеть успешность трудовой и учебной деятельности. В игре моделируются задачи для коллективной деятельности, формируется саморегуляция действий ребенка [8].Исследования, посвященные проблеме игры различны и многозначительны. Одни раскрывают значение художественного воспитания, другие на дидактические и подвижные игры, третьи на изучение ролевой творческой игры. Вследствие чего в педагогической науке появилось новое направление – игровая педагогика.Главным методом в данном направлении выступает игровая форма.Ф.Н. Блeхер, З.М. Богуславской, Л.А. Вeнгера, А.К. Бондаренко доказали взаимосвязь игры и обучения, определили структуру для игрового процесса, методы и формы руководства дидактическими играми.Виды игровой деятельности:
  • сюжетно-ролевая игра важна тем, что в ней осуществляется диалог. Происходит овладение языком речи, словарным запасом и улучшением грамматического строя. В процессе диалога речь становится более складной;
  • подвижные игры также обогащают словарь ребенка, но воспитывают звуковую культуру речи;
  • игры – драматизации благоприятствуют художественно-речевой деятельности, выразительности речи, развитию речевой активности.
  • Игры являются ведущими, т.к. их употребление в работе способствует решению различных задач речевого развития. Их рассмотрим более подробно.Дидактические игры можно разделить на настольно-печатные, с предметами и словесные игры.Предметные игры – с предметами народного происхождения (матрешки, мозаика), различными природными материалами (семена, бобы и т.д.). Подобные предметы у детей улучшают восприятие цвета, формы, величины.Настольно-печатные – совершенствуют знания об окружающем мире, способствуют улучшению мыслительных операций и процессов (обобщение, анализ, синтез.). Эти игры можно подразделить: лото, домино, парные картинки и картинки по сходству.Словесными играми являются игры, например «Черное и белое» Их применение фокусирует на сообразительность, связную речь, реакцию.Дидактические игры, в целом, по развитию речи совершенствуют словарь и точность словоупотребления ребенка. Дидактическая игра необходима для усвоения лексики, т.к. приобретается способность свободно пользоваться лексическими средствами языка, выбирать нужные и ненужные слова, знать их смысловую нагрузку [3].Дидактическая игра – эффективный способ закрепления грамматических навыков словообразования. Ребенок в процессе игры выполняет задания, упражняясь в повторении новых словоформ. Дидактическая игра вовлекает детей своей динамичностью, что вызывает у них эмоции и заинтересованность в процессе.В игре, ребята учатся составлять свой текст, связно, верно выражать мысли, объяснять, формировать языковые обобщения [1].В состоянии игры ребенок самостоятельно преодолевает мыслительные задачи, оговаривает, описывает предметы, выделяет признаки, определяет различие и сходство, отгадывает и группирует предметы по свойствам. Речевые игры улучшают умственное и сенсорное развитие (образных представлений, сравнению предметов, обучению анализу), способствуют обогащать и закреплять приобретенные знания, развиваются речевые возможности ребенка [5].Малышей постоянно побуждают к общению, комментированию своих действий, тем самым закрепляя навыки пользования разговорной речью, пополнения словаря, грамматического строя языка и т. д.Дидактические игры на хорошем счету в педагогическом процессе. Имеют познавательное значение, учат выделять свойства предметов, расширяют кругозор. Игра развивает внимание к речи, память, наблюдательность и многое другое.Главную роль в процессе обучения ребенка служит его заинтересованность в процессе, поэтому для того, чтобы приобрести навыки связной речи и лексико-грамматического строя, необходимо создать данную обстановку заинтересованности. Проводя индивидуальную и фронтальную работы, воспитатель приводит к тому, что дети становятся более внимательны к своей речи, использовании слов, что прокладывает путь к обретению грамотности, умению согласования слова друг с другом.В последнее время в литературе появилось большое количество речевых и словесно-логических приемов и игр, применение которых благотворно влияет на познавательную активность детей;Первым отечественным педагогом, рассмотревшим дидактическую игру как средство развития речи, была Е.И. Тихеева [10].«Предметная игра - благоприятные условия для развития языка. Ребенок получает повторное общение, легче воспринимает, лучше остается в памяти.Тихеева Е.И. предложила 15 упражнений для развития словаря:
  • подбор эпитетов к предмету, узнавание по эпитетам предмета;
  • подбор к предмету действий;
  • подбор обстоятельств;
  • вставление детьми пропущенных слов;
  • составление предложений с определенным словом, с несколькими данными словами;
  • объяснение слов и др.
  • По ее мнению О.Н. Соловьева дидактические игры должны применяться в обучении детей 3 - 7 лет, как средства закрепления знаний. В игре в этом возрасте дети заинтересованы, поэтому восприятие информации идет без усилий, с интересом, они получают удовольствие от процесса.Для детей постарше дидактические игры, используются для закрепления знаний, изложению мысли, краткому и четкому изложению мысли, воспитанию находчивости.О.Н. Соловьева разработала игры для совершенствования звуковой культуры «Угадай кто это?».Упражнения детей в рассказывании (описания игрушек): также были разработаны игры «Что вы хотите делать» и др.[9].По мнению В.В. Гербовой дидактическая упражнения и игра способствуют быстроте процесса обучения, полностью удовлетворяют потребность в речевой самостоятельности. Гербова В.В. создала игры для решения всех задач речевого развития [4]:
  • упражнения на закрепление и активацию словаря (Назови одним словом);
  • улучшения звуковой культуры речи (Заводные игрушки);
  • игры для грамматически правильной речи (Добавь слово);
  • упражнения и игры для формирования связной речи (Магазин игрушек).
  • Разработчиком дидактических игр стала и Ушакова О.С.. Основные задачи, которые она поддерживала – звуковая культуры речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи [11].В методических источниках, где подробно описана работа со словарем, основным методом применяются игры и упражнения, на понимания значения слов, употребление слов с их смыслом (Почему так называют).Разработанные ею игры делятся:
  • обеспечение разных способов словоизменения и словообразования (Угадай-ка);
  • обучение склонению и употреблению в единственном и множественном числе;
  • находить детенышей (У кого кто?);
  • развитие умения построения простых и сложных предложений.
  • Используемые игры бывают на описание предмета, указывание его признаков, качеств, действий, составление рассказа с сюжетом, учат рассуждать, объяснять.Иванова Н.П. [6] создала ряд упражнений по лексике. Автор доказал целесообразно и оправданно проведения упражнений с детьми, подбор синонимов, задания на словообразование, показ детям многозначности отдельных слов.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. проводили занятия в старшей группе детей с общим недоразвитием речи следующие игры:
  • «Путаница» закрепления предлогов
  • «Чье ухо длиннее?» улучшение навыков употребления притяжательных прилагательных, названий животных;
  • «Мы работаем на фабрике» расширение словарного запаса.
  • На сегодняшний день педагоги разработали и наработали огромное множество материалов, приемов, игр, которые не оставят без решения задачи речевого развития, активизацию и обогащения словаря ребенка, правильное звукопроизношение, развитие связной речи, развитие фонематического слуха.Библиографический список
  • Арушанова А., Николайчук Г. Грамматические игры и упражнения// Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С. 73-80;
  • Блувштейк З. Дидактические игры в логопедической работе // Дошкольное воспитание. – 1984. – №4. – С.25-27;
  • Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1966. – с. 17 – 25;
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984;
  • Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с;
  • Иванова Н.П. Упражнения по лексике // Дошкольное воспитание.– 1978. – №7. – С.22-28;
  • Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1972;
  • Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1996;
  • Соловьева О.Н. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966;
  • Тихеева Е.И. Развитие речей детей. – М.: Просвещение, 1981;
  • Ушакова О.С, Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.