Публикации ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
Автор: Щербаков Кирилл Андреевич

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИАннотация. Статья посвящена вопросам формирования доходов бюджетных систем Российской Федерации в обстановке экономической турбулентности. Автором были выделены ключевые факторы экономической турбулентности, определено направление их влияния на состояние налогового бюджета и сформулирован подход к оценке воздействия каждого из факторов на принятие координационных вердиктов экономическими агентами.Ключевые слова: бюджетная система, экономическая турбулентность, налоговая система, налоги. PECULIARITIES OF THE FORMATION OF TAX REVENUES OF THE BUDGET SYSTEM IN CONDITIONS OF ECONOMIC TURBULENCEAbstract. The article is devoted to the formation of revenues of the budgetary systems of the Russian Federation in an environment of economic turbulence. The author identified the key factors of economic turbulence, determined the direction of their influence on the state of the tax budget, and formulated an approach to assessing the impact of each of the factors on the adoption of coordination verdicts by economic agents.Key words: budget system, economic turbulence, tax system, taxes.Налоговые доходы бюджета РФ являются неотъемлемой частью и одной из существеннейших составляющих всего процесса администрирования бюджетной системы государства в целом. Нестабильная экономическая обстановка приводит к необходимости более детального и глубокого изучения процессов, происходящих в рамках управления бюджетной системой Российской Федерации. Развитие экономики государства во многом будет зависеть от того, насколько результаты исполнения бюджета по доходам соответствуют прогнозам и, главное, плановым показателям.Основными задачами государственного регулирования в сфере доходов бюджетов являются:
  • создание условий для рационального распределения государственного бюджета;
  • обеспечение сбалансированности бюджетов;
  • выполнение расходных обязательств в рамках установленного законодательством объема и сроков;
  • установление и исполнение федерального, региональных и местных бюджетов; изменение поступлений и обязательств бюджетной системе Российской Федерации; разработка и осуществление эффективной долговой политики государства;
  • реализация мер по повышению эффективности управления доходами и расходами бюджетов бюджетная системы Российской Федерации.
  • Реализация данных задач обеспечивается системой нормативов, методов и способов государственного регулирования доходов бюджетов с использованием прямого государственного регулирования, а также посредством косвенного государственного регулирования. Прямое государственное регулирование налогообложения состоит в контроле ответственности государственных доходов налогоплательщиков за достижение нормативов финансовых расходов. Косвенное государственное регулирование доходов бюджетов осуществляется посредством прямого государственного финансирования и регуляции косвенных налогов.Механизм прямого государственного финансового регулирования доходов бюджета реализовывается посредством строгой последовательности принятия управленческих решений государственных органов государственной налоговой службы по вопросам налогообложения. Реализация указанного механизма с помощью нормативно-правовых актов создает возможности не только для практического применения налогового законодательства, но и поиска оптимальных управленческих (финансовых) решений для обеспечения задач сбалансированности бюджетов [7, c. 8]. При этом с помощью различных методов прямого и косвенного регулирования доходов государственная налоговая служба обеспечивает: 1) определение количества налоговых поступлений в бюджет при достаточной величине государственных доходов; 2) возможность выбора уровня расходной части бюджетов по основным налогам и установления предельных значений доходной части по тем налогам, которые предполагается уменьшать; 3) установление величины коэффициентов бюджетной классификации (КБК) по средствам, направляемым на финансирование расходов бюджетов; 4) контроль за использованием средств государственных внебюджетных фондов, в том числе переданных в местные бюджеты; 5) установление объема государственного финансирования в соответствии с прогнозируемыми (планируемыми) результатами реализации государственных программ; 6) контроль и методическое руководство вопросами, связанными с привлечением и использованием средств местного бюджета; 7) контроль расходования средств государственного бюджета по назначению; 8) разработку мер по совершенствованию налогового законодательства и практики его применения на территории соответствующего района; 9) методическое обеспечение процедур размещения государственных и местных заказов; 10) пересмотр налоговых ставок в соответствии со сроками уплаты налогов; 11) разработку и проведение мероприятий по снижению налогового бремени на нужды социально-экономического развития районов с учетом финансовых возможностей бюджета и спроса на товары и услуги местного уровня.Нестабильная экономическая обстановка приводит к необходимости более детального и глубокого изучения процессов, происходящих в рамках управления налоговыми доходами в бюджетной системе РФ. Экономическая турбулентность выражается в снижении темпов экономического развития, высокой безработице, уязвимости национальной экономики перед внешними и внутренними угрозами. Необходимость объективного анализа существующих финансовых регуляторов обуславливается еще и тем, что без решения этих проблем сложно реализовывать задачи структурной перестройки экономики, экономико-социальной стабилизации, а также обеспечения экономической безопасности России.В настоящее время в России действует трехуровневая налоговая система:
  • первый уровень представлен федеральными сборами (налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, подоходный налог с физических лиц и пр.);
  • региональная ступень включает налоги на имущество организаций, транспортный налог и налог с игорного бизнеса;
  • местная (налогообложение имущества физических лиц, земельный налог и торговые сборы) [5, c. 3].
  • Российская Федерация является развивающейся страной, что обусловлено процессом интеграции ее экономики в мировую экономику. Расширение общего рынка способствует появлению новых возможностей для отечественного бизнеса, однако в современных экономических условиях каждый новый рынок открывает новые риски и вызовы. В современных условиях процесс формирования благоприятного инвестиционного климата требует от органов государственной власти постоянного мониторинга, координации и совершенствования нормативно-правового регулирования.Достижение поставленных целей невозможно без повышения эффективности налоговых органов. На сегодняшний день налоговая система, сложившаяся в России, имеет достаточно много недостатков, которые негативно сказываются на деятельности компаний, влекут за собой множество проблем и несут значительные издержки. Для того, чтобы устранить существующие налоговые проблемы, минимизировать налоговые риски бизнеса, а также повысить эффективность реализации налоговой политики, необходимо обеспечить соблюдение существующих правил и норм налогового законодательства, а главное, своевременно вносить в него необходимые изменения и дополнения.Налоговая система РФ призвана обеспечить выполнение бюджетной системой возложенных на нее функций:
  • обеспечение сбалансированности и пропорциональности в распределении доходов между федеральным, региональным и местным бюджетами;
  • стимулирование развития приоритетных для республики отраслей экономики;
  • создание условий для привлечения инвестиций, социально-экономического развития субъектов Федерации и пр.
  • Прогнозирование налоговых поступлений осуществляется путем изучения взаимной связи налоговых доходов и распределения по отдельным объектам налогообложения, применительно к стране. Обобщение и систематизация информации по изменениям налоговой базы, налоговых ставок, сроков уплаты налогов и других финансово-экономических показателей позволяют создать основу для принятия эффективных налоговых решений, что является одним из важных аспектов налогового планирования.В настоящий момент налоговая система – это надстройка, которая является неотъемлемой частью самой экономической системы. Несмотря на то, что налоги представляют собой абстрактную форму изъятия части национального дохода, на практике существует определенная связь между источниками формирования данного типа государственных доходов и необходимыми формами и методами налогового администирования, ведущими к решению стоящих перед экономикой задач [4, c. 119]. Одной из наиболее важных функций налоговой системы является перераспределительное воздействие. Оно осуществляется, когда налоговые доходы доходят до граждан страны и организаций, работающих на ее территории. Кроме того, в этот процесс включается перераспределение доходов между отдельными территориями в рамках реализации органами государственной власти федеральных и региональных программ. Таким образом, на макроуровне налоговая политика является инструментом реализации различных социально-экономических задач, которые ставит перед собой государство и общество.Факторы экономической турбулентности являются центральной категорией в концептуальной системе авторов, цель которой - сформировать оригинальный подход к пониманию природы этого явления. Именно факторы экономической турбулентности составляют фундаментальную характеристику среды, собственно экономическую турбулентность [3, c. 65]. Общим положением является то, что в современной экономической теории все чаще издается перечень факторов, которые надо учитывать в экономической стратегии менеджмента на всех уровнях, что объясняется потребностью в уточнении и конкретизации основных характеристик экономической турбулентности в условиях экономической нестабильности, становления рыночных отношений и усиления воздействия конкуренции на рыночные механизмы. В процессе исследования особое внимание обращено на выявление общих закономерностей экономической турбулентности, их проявление в масштабе предприятий, хозяйствующих субъектов, региона, страны.В то же время факторы неопределенности создают риски, то есть ситуации, возникающие из-за того, что недостаток информации у экономических субъектов превышает допустимые уровни, создавая альтернативы при принятии решений, разрешение которых может привести к негативным последствиям или отсутствию позитивных последствий. Наличие действующих или потенциальных рисков всегда обостряет проблему экономической турбулентности, так как неопределенность заставляет экономические субъекты более интенсивно реагировать на внешние и внутренние сигналы в условиях, отличных от их обычного равновесия. По отношению к экономической среде в экономической турбулентности можно выделить внутренние и внешние факторы. Например, на доходы регионального бюджета может повлиять кредитный фактор внешней или внутренней турбулентности. В этом случае корпоративные налогоплательщики не могут с необходимой точностью оценить влияние кредитных ограничений в международном или национальном экономическом пространстве [8, c. 194-195].Внутренние факторы включают доступность информации об условиях для инвесторов, а также основные правила ведения бизнеса в регионе и регулирующие акты. К внешним факторам относятся конкурентные позиции, гибкость государственного регулирования бизнеса, уровень занятости, объем производства и занятости, кредитование, налоговый и исполнительный контроль, таможенный контроль и т. д.По влиянию на управленческие решения разделяют факторы прямого, косвенного и смешанного влияния. Факторы прямого влияния – это фундаментальные, лежащие в основе принятия решений моменты, которые не зависят от конкретной организации и государства. Однако, не обладая нужной информацией, государственные структуры не могут сделать правильных выводов, чтобы эффективно отрегулировать налоговую политику. К факторам прямого влияния можно отнести сильную волатильность курса национальной валюты, которая влияет на изменение величины национальной валюты каждый день, что затрудняет прогнозирование цен, размеров процентов и других финансовых показателей [6, c. 98]. Факторы косвенного воздействия – это интегральные, формирующиеся под влиянием других факторов влияния или других событий из макроэкономического и отраслевого контекстов. К ним можно отнести действия самого государства в отношении налогоплательщиков, улучшение условий ведения бизнеса, введение дополнительных мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Негативное влияние косвенных факторов связано с увеличением затрат, а также увеличением риска для бизнеса. Таким образом, государство будет вынуждено повышать налоги, чтобы снизить давление на бизнес и организации при повышении курса доллара, а потенциальные возможности государства, вынужденного тратить запасные резервы для снижения давления на бизнес из-за изменения курса валюты, также снизятся. Косвенные факторы также имеют большую степень влияния на экономическую деятельность государственных органов и на принятие управленческих решений. Смешанные факторы влияния одновременно демонстрируют прямое и косвенное воздействие на экономическую деятельность страны. Если факторы прямого воздействия напрямую влияют на экономическую турбулентность, а косвенного – задают риски, смешанные сочетают в себе оба процесса [2, c. 117]. По экономическому содержанию выделяют кредитные, валютные, инвестиционные и другие условия экономической турбулентности. Перечисленные факторы влияют на формирование налоговых доходов бюджета следующим образом: в зависимости от развития каждого экономического института и степени привлечения финансов в тот или иной субъект РФ будет расти или снижаться доход бюджетной системы государства. К примеру, объем НДПИ учитывается при формировании доходов федерального бюджета наряду с другими видами налогов. С помощью налога формируются основные экономические статьи бюджета, подлежащие налогообложению в соответствующем году.В случае падения спроса зарубежных покупателей на полезные ископаемые в России налоговое бремя возрастает. В свою очередь, наращивание экспортного потенциала влечет за собой падение доходов. Вместе с тем в условиях нестабильности предложения сложно стабилизировать цены. Это сдерживает рост доходов и в сторону их уменьшения.В отличие от западных рынков, российский рынок нефти тяжело адаптирован к колебаниям цен на углеводороды. Снижение цены на сырье — не единственная проблема: в основе российской экономики лежат инфраструктурные проекты, которые сейчас стоят в замороженном состоянии. В этих условиях падение цены, скорее всего, приведет к сокращению не только объемов добычи, но и к закрытию проектов. Перспективы восстановления экономики останутся туманными, если цены на энергоносители станут стремительно падать. Таким образом, решение низкой цены на «черное золото» может оказаться весьма краткосрочным и крайне жестоким по отношению к самим инвесторам.Рисунок 1- Распределение налоговых и неналоговых расходов в разрезе функциональной классификации бюджетно-налоговой системы России в 2014-2022 гг., млн. руб.В связи с этим был реализован ряд мер:− внедрение контрольно-кассовой техники (ККТ) в целях обеспечения передачи данных в центры обработки данных ФНС в режиме «онлайн» и достижения наиболее полного охвата розничной торговой сети. Нужно отметь, что малый бизнес, работающий в рамках специальных налоговых режимов: единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и патентная система налогообложения, получили право уменьшить платежи по специальным налоговым режимам на величину стоимости кассовой техники до 18 000 руб. на один приобретенный аппарат;− создание автоматизированной информационной инфраструктуры: межведомственной информационной системы ФНС-ФТС, системы управления рисками, а также прослеживаемости движения товаров, пересекающих границу России от момента оформления при ввозе, до момента приобретения конечным потребителем. Пилотный проект «сквозного прослеживания» в цепочке «граница»-«розничное звено» реализовывался в рамках интеграционных процессов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эксплуатация подобных систем прослеживаемости дала положительные результаты, что позволило сформировать планы интеграции данной системы в Единую государственную автоматизированную информационная систему (ЕГАИС), а также распространить маркировочные процедуры на широкий спектр товаров [13].Цифровое инфраструктурное развитие также затронуло и социальные платежи – массивы данных об их поступлении были сформированы в рамках межведомственного взаимодействия между ФНС и внебюджетными фондами России. Параллельно был создан государственный регистр записей актов гражданского состояния и сведений о гражданах России;− применение автообмена налоговой информацией на межгосударственном уровне российских налоговых органов и налоговых органов низконалоговых юрисдикций. Сформированный механизм сбора данных включал в себя два крупных направления: сведения, поступающие от международных групп компаний (МГК) – организации с показателями выручки более 50 млрд. руб., а также от институциональных участников финансового рынка России – о клиентах, выгодоприобретателях, контролирующих и аффилированных лицах.В России основными налогами, составляющими государственный бюджет, являются: налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, НДС, акцизный налог и налог на доходы физических лиц. Но по мере развития экономики их значение как источников доходов бюджета меняется. Итак, налоговые поступления в консолидированный бюджет в 2017-2018 гг. составили 83%, в 2019-2020 гг. - 92,4%, а основным налогом, формирующим федеральный бюджет на исследуемый период, был НДПИ, доля которого в 2018 году достигла 51%, в 2019 году - 48%, а в прошлом 2020 году - 35%.Федеральный бюджет проходит несколько этапов его принятия, таких как:1)Бюджет разрабатывается Правительством РФ, после чего направляется в Государственную Думу, там его могут или утвердить, либо отклонить, во втором случае его отправляют обратно в Правительство для доработки, в первом случае федеральный бюджет переходит к следующей инстанции Федеральному Собранию.2)Федеральное Собрание в свою очередь обладает теми же полномочиями, что и ГД, то есть либо отклоняет или утверждает федеральный бюджет.3)Президент РФ, подписывает данный законопроект.Таким образом, бюджет РФ проходит многоступенчатый путь от начала его планирования до принятия, благодаря такому тщательному анализу, который проводят уполномоченные лица по составлению плана федерального бюджета граждане России, уверенно себя чувствуют, так как они обеспечены всем необходимым начиная от качественного образования и заканчивая ВПК (военно-промышленным комплексом).Доходная часть федерального бюджета формируется из:1)Налоговых поступлений, самую большую долю налогов составляют: НДПИ, НДС, вывозные таможенные пошлины и др. Только на эти 3 налога приходится больше 50 % от всех налоговых поступлений в доходную часть, такая тенденция наблюдается с 2016 года и по сегодняшний день.2)Неналоговые поступления, сюда относятся: полученные доходы от использования, продажи государственного имущества и т.д.Но самая главная составляющая неналоговых поступлений приходится на нефтегазовые доходы именно это и есть особенность нашего федерального бюджета. Бюджет РФ сильно зависит от экспортируемого сырья, если цена на нефть, газ начинает падать, то соответственно бюджет начинает недополучать денежные средства, которые были заложены на 3 года. В качестве примера представлена сводная таблица в период с 2014- 2022 год.Таблица 1 – Сводная таблица бюджета РФНачиная с 2014 года, цена на нефть марки «Юралс» с каждым годом начинает падать, а курс доллара расти, это связано с экономическим кризисом, который продлился 2 года, вплоть до 2016 . [1]Кризис был вызван следующими причинами: страны, которые входили в сделку ОПЕК + отказались сокращать добычу нефти, что в свою очередь привело к нарушению равновесной цены, а это уже отразилось на национальной валюте, произошло ослабление рубля по сравнению с другими валютами, ко всему этому были наложены санкции против России за присоединение Крыма.Таким образом, в бюджет нашего государства в период с 2014 года по 2018 был заложен дефицит. Нужно было его покрывать и государство начало использовать такие экономические инструменты, как: денежно-кредитная и фискальная политика. В 2019 году бюджет страны стал профицитным, в основном за счет его пополнения от нефтегазовых доходов, также еще было экспортировано российского вооружения на сумму $65 миллиардов, были и другие причины профицитного бюджета.В 2020 году весь мир захлестнула волна пандемии, это сыграло решающую роль в формировании бюджета страны, так как многие хозяйствующие субъекты приостановили свое производство, как частные лица, так и государственный сектор, представленный в экономике. Вдобавок ко всему начала снова падать цена на нефть, курс рубля начал слабеть снова, Россия запустила новые социальные проекты, что в итоге привело к дефициту бюджета, который составил 5 903,9 млрд. руб. В 2020 году Россия начинает снова использовать денежно кредитную политику, для стимулирования экономики, в частности была снижена ключевая ставка рефинансирования, на 2021 год она составляет 4,5 % , были введены кредитные каникулы, субсидии, льготы как для физических, так и для юридических лиц. [2]Таблица 2- Динамика структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ, млрд. руб. Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно утверждать, что наибольший рост поступлений как в 2018, так и в 2019 г. наблюдается по налогу на добавленную стоимость. Как было отмечено, такой рост обусловлен повышением ставки НДС до 20%. Также, рост в 2019 г. на 683,2 млрд рублей обеспечен за счет: прироста поступлений по компаниям нефтегазового сектора в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке [4]. Фактор налогового администрирования также обеспечил рост поступлений по данному налогу. Статья налогового дохода – налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – в основном представлена налогом на добавленную стоимость. Этот налог в 2018 г. показал колоссальный рост – на 2016,6 млрд. рублей, однако в 2019 г. прирост составил лишь 66,2 млрд. рублей. Рост поступлений по НДПИ обусловлен в основном увеличением поступлений по НДПИ на добычу нефти в результате роста цены на нефть марки «Urals» в декабре 2017 года – ноябре 2018 года на 34,8% (с 52,1 до 70,2 долл./за барр) при одновременном повышении курса доллара США по отношению к рублю на 5,6% (с 58,7 до 61,9 рублей за долл. США). Еще один фактор увеличения налоговых поступлений по НДПИ – это повышение ставок по налогу: основной налоговой ставки на добычу нефти в декабре 2017 года на 7,2% (с 857 до 919 рублей за тонну добытой нефти). В 2019 году снижение цены на нефть марки «Urals» в декабре 2018 – ноябре 2019 на 10% (с 70,24 до 63,23 долл./за барр.) при одновременном росте курса доллара США в декабре 2018 – ноябре 2019 на 5,1% (с 61,95 до 65,11 рублей за долл. США) привело к снижению поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых [5]. Прирост поступлений налога на прибыль организаций в 2018 году на 233,1 млрд. рублей и в 2019 году на 189,5 млрд. рублей обусловлен в большей степени экономическими факторами, а также фактором налогового администрирования (организация работы по сбору налогов, контроль за исполнением налогового законодательства, выявление схем уклонения от уплаты налогов и т.д.). Экономические факторы, как правило, полагают изменение (увеличение) получаемой прибыли организаций, являющихся плательщиками налога на прибыльСписок литературыНормативные правовые акты1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2.Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года – N 117-ФЗУчебники, учебные пособия, периодическая издания3.Агирбова А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства // Аллея науки. 2017. – Т. 2. – № 15. – С. 565-569. 4.Болатаева А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Известия. 2019. – № 6. – С. 41-45. 5.Бочарова О.Ф., Волошина Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 5 (13). – С. 69-70. 6.Брякина А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2017. – № 3. – С. 57-61. 7.Воробьева, Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 9. – С. 75-76. 8.Горшенина, Е.В. Бюджетно – налоговая система государства // Экономические исследования. 2017. – № 2. – С. 8. 9.Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления ее развития // Бенефициар. 2017. – № 14. – С. 31-34. 10. Зотиков Н.З. Налоговая система России: проблемы и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2017. – Т. 9. – № 3. – С. 76. 11. Имыкшенова Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова // Налоговед. 2019. – № 9. – С. 2-5. 12. Казакова О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики: монография // Казакова О.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Палеотип, 2019.— 164 c. 13. Крохина Ю. А. Налоговое право: учебник для бакалавров / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 495 с. 14. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение / Л.Н. Лыкова. — М.: Юрайт, 2019. — 357 с. 15. Мухина Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы //Apriori. Гуманитарные науки. — 2020. – № 5.16. Николаева Е.В. Сравнительный анализ налога на роскошь в зарубежных странах. Оценка перспектив для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014. – № 5. – С.53-55. 17. Польская Г.А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе // Таврический научный обозреватель. 2017. – № 11-2 (28). – С. 16-20. 18. Пономарев, А.И. Экономический и налоговый потенциал налоговой системы РФ» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. – № 1 (56) – С. 47-51 19. Сидорова А.В. Становление и развитие понятия «Налог» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. – Т. 2. – № 1. – С. 5-11. 20. Страбыкина Ю.С. Налог на «роскошь»: тенденции развития и альтернативы // сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). 2018. — С. 74-79. 21. Худяков А.И. Основы налогообложения: учеб. пособие /СПб.: Европейский Дом, 2019. — 432 с. 22. Шарохина С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 2017. – Т. 6. – № 11 (11). – С. 122-125.Электронные ресурсы 23. ФНС Налоговая аналитика [Электронный ресурс]: (дата обращения: 07.11.2022)