Публикации Викторина «Юные исследователи»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Викторина «Юные исследователи»
Автор: Фролова Валерия Андреевна

Приложение 1к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экология»Оценочные материалы Практическая работаТема: «Вода, свойства, значение, охрана»Практическая работа №1 «Изучение качества водопроводной воды посёлка, города» Введение. Сегодня экологи всего мира бьют тревогу: наша цивилизация в опасности. Ведь даже такая простая вещь как обычная питьевая вода вполне может в обозримом будущем стать дороже нефти. Как говорил Д.И. Менделеев «Капля воды дороже алмаза» Развитие биосферы и человеческого общества немыслимо без воды, которая является постоянным спутником и необходимым условием воспроизводства живого органического мира. Источники воды не безграничны. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относится к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. На сегодняшний день более 1 миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде. Человек за год в процессе питания потребляет 60 тонн этой живительной влаги и 300 тонн для личных нужд. Занимая промежуточное положение между атмосферой и литосферой, гидросфера постоянно находится в тесной взаимосвязи с ними. Поэтому загрязнение воды отрицательно скажется на состоянии других оболочек нашей планеты и приведёт к изменениям в них в худшую сторону, что, несомненно, отразится на благосостоянии человека и на его здоровье. Актуальность: вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Оно было отмечено еще в глубокой древности, но сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной. Цель: ознакомиться с качеством питьевой воды в своем городе и её влиянием на процессы жизнедеятельности человека. Сравнить показатели питьевой воды с нормами СанПина.Задачи:
  • Оценить качество воды, используем для пищевых, бытовых и технических целей.
  • Выявить способы очистки воды.
  • Выяснить, какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека.
  • Дать рекомендации по улучшению качества воды.
  • Методы исследования:- Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.- Эмпирический: мониторинг – лабораторные наблюдения.- Математический: статистика. - Экспериментальный: постановка опыта.Гипотеза исследования: Если состав и органолептические свойства питьевой воды качественные (в норме), то жизнедеятельность человека будет без патологий. В разных источниках разные показатели качества воды. Место проведения исследования: МБУДО «Центр внешкольной работы «Ровесник» г.КусаОбъект исследования: питьевая водопроводная вода.  Значимость: Ввиду дефицита чистой питьевой воды важное практическое значение имеет изучение качества источников питьевой воды.Практическая значимость: полученные результаты можно использовать на занятиях экологии, уроках биологии, ОЗОЖ, химии.I.Теоретическая часть1.1. Значение воды для человека Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Согласно современным представлениям, само происхождение жизни связывается с морем, ведь недаром химический состав нашей крови близок по составу с морской водой. Здоровье населения находится в прямой зависимости от состава природных вод в источниках, из которых осуществляется регулярное водоснабжение данной территории. Ежедневно человек употребляет 1,5-2,5 литра воды, которая не должна, в идеале, содержать никаких вредных примесей, негативно воздействующих на здоровье человека. В то же время, питьевая вода должна содержать достаточное количество микроэлементов, участвующих в обменных процессах человека. Человек примерно на 65% состоит из воды, с возрастом содержание воды в организме уменьшается. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза(99%). Самая бедная – эмаль зуба (0,2%).1.2. Качество воды и здоровье человека Давно отмечена связь между заболеваемостью населения и характером водоснабжения. Еще в древнем мире были известны некоторые признаки воды, опасной для здоровья. Однако лишь в середине XIX в. эпидемиологические наблюдения и последующие бактериологические открытия Л. Пастера и Р. Коха позволили установить с достаточной достоверностью, что вода, содержащая патогенные микробы, может способствовать возникновению и распространению заболеваний среди населения. Обращали люди внимание и на химический состав воды как возможную причину заболеваний инфекционной природы. В настоящее время при обосновании гигиенических нормативов качества питьевой воды проводят ее всесторонние комплексные исследования. Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Влияние качества воды на здоровье человека было отмечено ещё в глубокой древности. Например, Гиппократ рекомендовал употреблять кипяченую воду. По подсчётам специалистов, 800 млн. человек на земном шаре страдают от болезней, вызванных нехваткой питьевой воды. Среди них желудочно-кишечные заболевания, катаракты, болотная лихорадка и т.д.2.Практическая часть.2.1. Исследование водопроводной питьевой воды.Опыт 1. Определение запаха воды Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Реагенты: исследуемая вода.Анализ проводится по методике определения запаха воды, а также при помощи цифровых лабораторий. Оборудование: колба коническая 100 мл, крышка пластмассовая, термометр электронный со щупом. Печатные материалы: карточка 2. Ход работы: Исследования проводят органолептическим методом, ориентируясь на ГОСТ 3351-74 «Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха и мутности», при температуре пробы 20 о С и 60о С. Оценка проводится по пятибальной шкале. В колбу 2/3 наливают исследуемую пробу при температуре около 20оС. Накрывают колбу крышкой и вращательными движениями несколько раз перемешивают содержимое, затем поднимают крышку и определяют характер и интенсивность запаха, используя карточку 2. Вывод.Опыт 2. Определение прозрачности воды. Условия исследования: комнатная температура. Реагенты: прозрачный мерный цилиндр, шрифт (буквы 2 мм, толщина линий букв - 0,5 мм), линейка.Анализ Берем прозрачный мерный цилиндр, наливаем исследованную воду, под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна подкладываем шрифт, сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет читаемым этот шрифт. Измеряем высоту столба оставшейся воды линейкой и выразим степень прозрачности в сантиметрах.Вывод.Опыт 3. Определение цвета.Условия исследования: комнатная температураОборудование: цилиндр мерный 50 мл, воронка, фильтр обеззоленный. Печатные материалы: карточка 1. Ход работы: Качественную оценку цветности производят, оценивая окраску воды непосредственно или в сравнении с дистиллированной водой. Для этого в мерный цилиндр наливают исследуемую пробу до отметки 50 мл. При дневном освещении рассматривают ее сверху и с боку на белом фоне, определяют окраску, используя карточку 1. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.При наличии в пробе взвешенных частиц предварительно профильтровывают ее через фильтр, вставленный в воронку. Вывод.Опыт 4. Определение рН.Условие проведения реакции: комнатная температура. Оборудование: рН – метр электронный, колба с пробой. Выполнение анализа: В нашу пробу с водой опускаем рН-метр электронный и определяем кислотность воды. Вывод. Опыт 5. Обнаружение ионов железа.Реагенты: 20г NH4 CNS растворить в дистиллированной воде и довести до, 100 мл, азотная кислота (конц) пероксид водорода (ш=51) Условие проведения реакции: 1) рН< 3 2) температура комнатная 3) действием пероксида водорода ионы железа (II) окисляют до железа (III) .Выполнение анализа: К 10 мл пробы воды 3-х источников прибавляем по 1 капли HNO3, затем по 2-3 капли Н2 О2 и добавляем по 0,5 мл NH4 CNS, обнаруживаем очень слабое розовое окрашивание. Вывод.Опыт 6. Исследование жесткости воды. Оборудование: колба коническая 100 мл, ложка-шпатель.Реактивы: натрия гидрокарбонат NaHCO3 Ход работы: В колбу наливают пробу воды до отметки 100 мл, с помощью ложки-шпателя добавляют соду и размешивают. Если в течении одной минуты проба помутнеет, значит, исследуемая вода обладает высоким содержанием кальция и магния, а, следовательно, жесткая. Вывод.Выводы. Рекомендации.Тема: «Вода, свойства, значение, охрана»Практическая работа № 2«Определение загрязненности воды (определение температуры и органолептических характеристик воды)»Цель работы: определить загрязненность воды пресного водоёма.Оборудование: термометр; колба (250 мл) с пробкой; пробирка высотой 15–20 см; линейка.Объект: пресный водоём города, посёлка.Ход работы:I. Определение температурыПогрузить термометр непосредственно в воду не менее, чем на одну треть шкалы и выдержать в погруженном состоянии не менее 5 мин. Не вынимая термометр из воды, отметить его показания (с точностью до половины минимального деления).Определить температуру воды (t,°C) в нескольких местах водоема, отстоящих друг от друга не менее, чем на несколько сот метров.Рассчитать разницу в значениях температуры.II. Определение запахаЗаполнить колбу водой на 1/3 объема и закрытьь пробкой.Взболтать содержимое колбы.Открвть колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определить характер и интенсивность запаха. Если запах сразу не ощущается или неотчетливый, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 60 °C (подержав колбу в горячей воде).Интенсивность запаха определите по пятибалльной системе согласно табл. 1.Определите характер запаха, пользуясь табл. 2.Определение цветностиЗаполнить пробирку водой до высоты 10–12 см.Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном).Подчеркнуть наиболее подходящий оттенок из приведенных в табл. 3, либо заполнить свободную линейку в таблице.Определение мутности1 вариант: Заполнить пробирку водой до высоты 10–12 см.Определить мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном).Нужное подчеркнуть в табл. 4.2 вариант: определить мутность с помощью датчиков цифровой лаборатории.Обработка результатовЗанести полученные результаты в таблицу 5. Привести данные для каждой точки отбора пробы (каждого анализа).ВыводыСделать выводы об экологическом состоянии водоема (качестве воды) по проанализированным показателям.Тема «Воздух, свойства, значение, охрана»Практическая работа 3.«Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице»Введение. Одним из наиболее неблагоприятных факторов внешней среды, особенно в условиях города, является загрязнение воздуха пылью.Пылью считаются любые твердые частицы, взвешенные в воздухе. Экологическая опасность пыли для человека определяется ее природой и концентрацией в воздухе. Наиболее токсична пыль, содержащая сложные белковые молекулы и простейшие организмы (живые и отмершие) например, пыль белково-витаминного концентрата, пыль хитинового покрова отмерших бытовых насекомых – мух, тараканов, муравьев и др. Такая пыль вызывает аллергические заболевания, как при вдыхании, так и при попадании на кожу (при контакте). Некоторые виды пыли могут создавать взрывоопасные смеси с воздухом (древесная, хлопковая, мучная и т.п.). Поэтому так важно контролировать пылевое загрязнение в целях обеспечения безопасности помещений.I. Цель работы: изучить степень запыленности воздуха в различных местах города и разных помещений учреждения.Объекты исследования: территория города, учебные кабинеты учреждения. Материалы и оборудование: прозрачная клейкая пленка, листья растений.Ход работы1. Собрать листья растений в разных участках территории города и на разной высоте (в глубине зеленой зоны, вблизи автомагистрали, со стороны жилых домов и т.д.). Приложить к поверхности листьев клеящуюся прозрачную пленку.2. Расположить (от нескольких часов до суток) клеящуюся прозрачную пленку в нескольких местах (3-4) исследуемого помещения.3. Снять пленку с листьев вместе со слоем пыли, приклеить ее на лист белой бумаги. С клеящейся пленкой из исследуемых помещений учреждения поступите аналогично.4. Сравнить отпечатки образцов между собой.5. Сделать вывод.II. Цель работы: определить относительную запыленность воздуха.Материалы и оборудование: предметные и покровные стекла (их количество зависит от количества проб), микроскоп, пипетка, вода, пинцет.Ход работы1. Нанести одну каплю воды на предметное стекло.2. Установить предметное стекло в выбранном месте на 15 минут.3. Накрыть каплю с осевшими на нее пылинками покровным стеклом, приготовив, таким образом, микропрепарат.4. Поместить микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добиться такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа попала как можно большая часть капли.5. Сосчитать количество пылинок в поле зрения микроскопа и описать их качественный состав (вид, структура, взаимное расположение, особенности строения и др.).6. Определить количество пылинок, осевших за 15 минут на поверхности капли такой же площади после выдерживания предметного стекла с каплей в разных местах одного и того же помещения; в разных помещениях. Для этого накрыть каждую каплю покровным стеклом и провести подсчеты пылинок в поле зрения микроскопа при том же увеличении.7. Сделайте вывод.III. Цель работы: определить качественный состав пыли.Материалы и оборудование: лопатка, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, микроскоп, 10% соляная кислота и 10% азотная кислота.Ход работы1. Отобрать образец пыли, поддевая лопаткой отложения пыли на «дорожке» в 3-5 см.2. Перенести образец пыли с лопаткой на предметное стекло.3. Накрыть образец пыли покровным стеклом, тем самым, приготовив микропрепарат сухой пыли.4. Поместить микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добиться такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа попала как можно большая площадь микропрепарата.5. Рассмотреть микропрепарат в микроскоп и описать, из чего состоит пыль (внешний вид, форма, размеры, взаимное расположение и цвет частиц и др.).6. Поднять покровное стекло препаровальной иглой и нанести на образец пыли каплю 10 % раствора соляной кислоты. Сразу же накрыт смоченный микропрепарат покровным стеклом.7. Поместить микропрепарат на предметный столик микроскопа. Рассмотреть его в микроскоп и описать изменения, происшедшие с образцом пыли в растворе соляной кислоты.8. Затем снова поднять покровное стекло препаровальной иглой и нанести на образец пыли каплю 10 % раствора азотной кислоты.Примечание. Иметь в виду, что в растворе соляной кислоты растворяются преимущественно частицы известняков и водорастворимые соли, а в растворе азотной кислоты – и большинство других минеральных солей.9. Сделать вывод по работе.Тема: «Воздух, свойства, значение, охрана»Практическая работа № 4.«Загрязнения воздушной среды в районах города, посёлка»Цель работы. Определение степени загрязнения воздушной среды с помощью индикаторов - биологических объектов. Задачи:а) Определение степени загрязнения воздушной среды с помощью индикатора - растения березы, произрастающей в разных районах города.Материал.б) Береза произрастает в пределах города повсеместно. Чтобы не было ошибки, связанной с тем, что березы могут произрастатьна разных почвах, производят отбор листьев с как можнобольшего числа деревьев.Оборудование.а) Бумажные пакеты, для отбора листьев.б) Линейка для измерения листьев.в) Блокнот для записей.г) Банки пластиковые для отбора проб(10 шт. для каждого изучаемого района города).Методика работы.Работая выбранным нами индикаторным объектом – березой, собираем лиственный опад. Рвать листья не нужно, т.к. величина листовой пластинки меняется в зависимости от высоты дерева. Отбирают листья равномерно. Осенью или ранней весной собирают листья под березами в пакеты, минимум по 200 листьев от каждого района города.Подсчёт листьев при сборе не ведётся, просто под каждой группой берез, встреченных в намеченном районе, берётся горсть листьев и таким образом набивается пакет. В условиях учебного класса листья сушат (держат пакеты открытыми). После того, как листья подсохли, их измеряли линейкой и вычисляют среднюю длину и ширину листьев каждого района города. На основании средних величин строят графики.Тема: «Почва, свойства, значение, охрана»Практическая работа №5«Определение свойств и плодородия почвы»Цель: определение свойств и плодородия почв четырёх представленных образцов, взятых на территории г. Куса.Задачи: 1. Научиться определять окраску, структуру, механический состав, плотность, кислотность, влажность, температуру, массу и насыщенность воздухом почвы;2. На основе полученных результатов дать характеристику каждого образца почвы;3. Определить плодородность почвы каждого образца.Объект исследования: образцы почв, взятых с разных участков города.Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение результатов.Ход работы:
  • Оргмомент. Определение цели и задач по теме.
  • Просмотр видео «Разнообразие почв».
  • Выполнение практической работы. Полученные данные заносить в сводную таблицу.
  • «Определение окраски почвы»Оборудование и материалы: образцы почв, таблица определения окраски почв.Задача:определить окраску почв. Для определения окраски почв необходимо:1.Установить преобладающий цвет. 2.Определить насыщенность этого цвета.3.Отметить оттенки основного цвета. По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию: одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску.«Определение структуры почвы»Оборудование и материалы: образцы почв, таблица типичных структурных элементов почв (по С.А. Захарову).Задача: определить структуру почв.Под структурностью почвы подразумевают ее способность естественно распадаться на структурные отдельности и агрегаты, состоящие из склеенных перегноем и иловатыми частицами механических элементов почвы. Форма структурных отдельностей зависит от свойств самой почвы. «Определение массы почв»Оборудование и материалы: образцы почв, электронные весы.Задача:определить массу 50 мл почв.Насыпать в ёмкость одинаковый объём (50 мл) каждого образца почвы и с помощью взвешивания на электронных весах узнать массу. Далее определить самую лёгкую и тяжёлую почву.«Определение насыщенности почвы воздухом»Оборудование и материалы: образцы почв, ёмкость с водой, секундомер.Задача:определить насыщенность почвы воздухом.Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ.Опустив в воду небольшое количество почву, нужнонаблюдать как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы зафиксировать время выделения воздуха, величину пузырьков и интенсивность выделения воздуха.«Определение механического состава почвы»Оборудование и материалы: образцы почв, чашечка, вода.Задача:определитьмеханический состав почв.Набрав образец в чашечку, слегка увлажнить почву, затем размешать до тестообразного состояния и скатать в шнур, который затем согнуть в кольцо. По тому, как будет скатываться почва и сгибаться в кольцо, определить её механический состав с помощью таблицы «Определения механического состава почвы».«Определение плотности/сложения почвы»Оборудование и материалы: образцы почв, лопатка, нож.Задача:определитьплотность/сложение почв.Под сложением почвы внешнее выражение степени и характера её плотности и прозрачности (величина и форма воздушных пор и полостей). Различают следующие степени плотности почв в сухом состоянии:*Очень плотное или слитое сложение - почва не поддаётся действию лопаты (входит в почву не более 1 см.).* Плотное сложение — лопата или нож с трудом входят в почву на глубину 4-5 см, и почва с трудом разламывается руками.* Рыхлое сложение — лопата или нож легко входят в почву, почва хорошо оструктурена, но структурные агрегаты сравнительно мало сцементированы между собой.* Рассыпчатое сложение — почва обладает сыпучестью, отдельные частицы не сцементированы между собой.«Исследование кислотности почв»Оборудование и материалы: Ph-прибор (почвометр 4 в 1), образцы почвы, салфетки, ёмкость с водой.Задача:определить кислотность почв.Одна из важнейших характеристик почвы – её кислотность (pH). Она показывает концентрацию ионов водорода, определяющих кислотно-щелочной баланс грунта. Большинство культурных и диких растений предпочитают слабокислые и нейтральные почвы. Но если грунт сильнокислый или щелочной, выращивать даже самые неприхотливые растения на нем будет сложно. Поэтому перед посадкой рекомендуется заранее определить pH профессиональными или народными методами.С помощью почвометра и таблицы «Определение степени кислотности почвы» определить кислотность каждого образца почвы. «Измерение влажности и температуры почв»Оборудование и материалы: Ph-прибор (почвометр 4 в 1), образцы почвы, салфетки, ёмкость с водой.Зачем измерять влажность почвы и грунта?Во время вегетации в клетках и тканях растений содержится 70-90% воды. Влага – основной фактор, оказывающий влияние на плодородность земли. Подходящая влажность почвы способствует хорошему росту растений. Устройство различает 5 градаций влажности почвы, что позволяет ориентироваться в том, какие условия лучше подходят для роста ваших растений. С помощью списка градаций определить степень влажности образцов почв.4.Подведение итогов работы. Вывод.Тема: «Почва, свойства, значение, охрана» Практическая работа №6.«Оценка качественного состава литосферы»Цель работы: изучить методику определения содержания некоторых экотоксикантов. Теоретическая часть. Литосфера — верхняя твердая оболочки Земли постепенно с глубиной переходящая в сферы с меньшей плотностью вещества. И хотя человек практически не воздействует на литосферу в целом, верхние горизонты земной коры подвергаются сильной трансформации. Больше всего в результате антропогенной деятельности изменяется самый верхний, поверхностный горизонт литосферы в пределах суши — почва. Почвенный покров — важнейшее природное образование. Ёе роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой источник продовольствия, обеспечивающий 95-97% продовольственных ресурсов для населения планеты. Особое свойство почвенного покрова — его плодородие, под которым понимается совокупность свойств почвы, обеспечивающих урожай сельскохозяйственных культур.Источниками загрязнения литосферы являются жилые дома и бытовые предприятия, сельское хозяйство, теплоэнергетика, транспорт, промышленные предприятия. Следует обратить внимание на тот факт, что при загрязнении почв самоочищение практически не происходит, или происходит очень медленно. В таком случае токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, нарушению единства геохимической среды и живых организмов. Попадающие и почву загрязняющие вещества вызывают гибель живых организмов, которые вырабатывают гумус, соответственно снижается плодородие почв. Состояние земель, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, неудовлетворительно и постоянно ухудшается: продолжается развитие таких процессов, как засаливание и подтопление земель, загрязнение токсичными отходами. Охрана земельных ресурсов. Охрана земель регулируется Законом Российской Федерации "О недрах" (1992). Он устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу экологических нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение. Изучая антропогенные воздействия на литосферу, нельзя не уделить внимание проблеме накопления отходов. Отходы. По мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста все большую актуальность приобретает проблема отходов. Отходы относится к материальным объектам, которые могут обладать высокой потенциальной опасностью для окружающей среды и здоровья человека. Изучая тему "отходы", обучающиеся должны узнать о существовании таких понятий, как: отходы производства и потреблении, твердые бытовые отходы, токсичные и опасные отходы. Отходы производства - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Отходы потребления — изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате морального или физического износа. Практически все отходы являются вторичными материальными ресурсами, которые в настоящее время могут повторно использоваться в производстве.Твердые бытовые отходы (ТБО) — совокупность твердых веществ (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.) и пищевых отбросов, образующихся в бытовых условиях. Жидкие бытовые отходы представлены в основном сточными водами хозяйственно-бытового назначения, газообразные — выбросами различных газов. При изучении данного раздела следует уделить внимание проблеме накопления и утилизации отходов. В настоящее время в мире существует семь 30 наиболее распространенных способов обработки твердых бытовых отходов (ТБО): 1. Открытые свалки — неконтролируемый сброс отходов без уплотнения, изоляции, чаще всего "диким" способом; это наиболее низкий и неприемлемый способ хранения ТБО. 2. Закрытые свалки — в настоящее время самый распространенный, организованный метод обезвреживания, позволяющий обрабатывать большие объёмы ТБО при относительно малом воздействии на окружающую природную среду (исключает попадание фильтрата в подземные горизонты, горение, пожары). 3. Полигоны ТБО — более современный способ обработки отходов, совмещающий достоинства предыдущего; но при этом способе обработки утилизируется "биогаз" — метан (55-60%), образующийся в теле полигона вследствие анаэробной биодеструкции органических веществ. К сожалению, такой способ пока не применяется. Все три перечисленных метода обработки ТБО рассчитаны на длительное (более 100 лет) отторжение площадей. Поэтому их нельзя назвать перспективными: отходы не включаются в малые и большие круговороты вещества и энергии и, следовательно, ведут к дополнительной антропогенной нагрузке на окружающую природную среду, снижению ее экологической устойчивости.4. Компостирование — биохимический процесс обезвреживания ТБО. Эту технологию используют на мусороперерабатывающих заводах, поэтому для осуществлении этого процесса не требуется дополнительных площадей. В результате компостирования получают биотопливо и компост, который применяется в сельском хозяйстве и качестве удобрения. 5. Прессование — принудительное разделение ТБО на твердые и жидкие компоненты с последующей их переработкой под давлением 80 МПа. Получаемый при этом твердый материал имеет плотность 1000 кг/м3 и используется для строительства дорог, жидкая фаза подвергается компостированию.6. Пиролиз — нагрев ТБО до 600—800 0С в условиях дефицита кислорода, что приводит к термическому разложению и обезвреживанию органической части и получению горючих газов, угля. К сожалению, отечественного практического опыта прессования и пиролиза ТБО нет. 7. Сжигание — неприемлемый в настоящее время способ. Используется на мусоросжигательных заводах. Сжигание ТБО, имеющих в зависимости от морфологического состава и влажности теплотворную способность 800—2000 ккал/кг, целесообразно в случае комплексного использования образующегося тепла для выработки тепловой или электрической энергии, для защиты атмосферы от газов и твердых выбросов, для утилизации образующегося шлака (до 20 %), содержащего потенциальные источники загрязнения (тяжелые металлы). Токсичные отходы направляются на переработку, обезвреживание, складирование и др. Отходы, не подлежащие использованию и переработке, идут пи захоронение. Под полигонами для захоронения отходов в России занята площадь около 15 тысяч га. Недостаточное количество полигоном приводит к росту несанкционированных свалок, на которых отходы разлагаются, часто происходит их возгорание и образующийся при этом специфический папах распространяется на большие расстоянии. Закон Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" (1998) определяет правовые основы образования отходов и в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду и экономии природных ресурсов за счет максимально возможного вторичного вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Задание 1. Определить качество почвы с помощью тест - объектов (салат листовой). Оборудование: чашки Петри, фильтровальная бумага, почва с пришкольного участка, почвогрунт из магазина, песок речной, семена салата листового (кресс – салат), пинцет. Тема: «Почва, свойства, значение, охрана»Практическая работа 7.«Основные виды загрязняющих веществ. Мусор на улицах города, посёлка».Цель работы. Выявление качественного состава мусора на улицах города (посёлка) и источников его появления. Задачи:а) Учет мусора на тротуарах, прилегающих к проезжей части дорог.б) Учет мусора вблизи жилого сектора.в) Выявление основных источников загрязнения.г) Составление рекомендаций к властям города (района).Оборудование:Фотоаппарат, планшет, записная книжка, индивидуальные средства защиты, блокнот и принадлежности для записей, пакет для мусора.Методика работы.Для того, чтобы произвести учет мусора на тротуарах и газонах вдоль проезжей части дороги, отсчитывают шагами 200 метр произвольно выбранного участка. Таких участков может быть несколько. Каждый участок обучающиеся обходят "змейкой" помечая в блокноте предметы, которые встретили.Например, спичечные коробки - 18 шт., пачек от сигарет - 8, целлофановых пакетов - 3 и т.д. категорически не рекомендуется собирать мусор для учета, но если есть необходимость выразить результаты в весовом выражении, можно взвесить каждый из предметов, а полученные данные перемножить на количество каждого из обнаруженных объектов,Подсчет мусора на территории жилого сектора производят так же, как и вдоль дорог. Выбирают характерное для данного района жилое строение и обходят палисадники, ведя учет мусора. Подсчёт суммы мусора вдоль дороги вычисляется умножением учтенного мусора вначале на 5 (пересчет на километр дороги), а затем на количество километров дороги района, то при учёте суммы мусора жилого сектора умножают среднее от 3-х домов на общее количество домов данного района. Приложение 2к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экология»Оценочные материалы ЭкскурсииЭкскурсия «Лес как биотический фактор» Цель: изучение особенностей растительности и животного мира леса. Задачи: - углубление знаний об особенностях микроклимата леса;- изучение биоморфологического своеобразия животного мира и растительности и взаимосвязи растительных и животных организмов; развитие наблюдательности;- формирование чувства красоты и бережного отношения к растительности и животному миру леса.Основные изучаемые объекты и явления:1. Лес как природная система 2. Растения леса 3. Животные леса4. Грибы леса5. Ягоды лесаПлан экскурсии:
  • Правила поведения на экскурсии.
  • Общий вид леса.
  • Растительность и животные леса.
  • Природное сообщество леса. Цепи питания.
  • Охрана леса.
  • Подведение итогов.
  • Сбор растений для гербария
  • Экскурсионный лист