Публикации "Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста"
Автор: Бушуева Эмилия Александровна

Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возрастаКнига должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное – учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [8, с. 189]. Это слова В.А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизниПод восприятием художественной литературы подразумевается активный волевой процесс, характеризующийся не пассивным созерцанием, а деятельностью, воплощается в форме внутреннего содействия, сопереживания героям, в «мысленном действии», путем воображаемого перенесения на себя событий, обеспечивающего эффект личного присутствия и участия в них.В.А. Сухомлинский считает, что «чувствующее» восприятие художественного произведения предшествует «думающему». Хотя такая последовательность отсутствует. К характерным чертам восприятия художественного произведения относится единство «чувствующего» и «мыслящего». То обстоятельство, что само художественное произведение представляет собой результат наравне с чувствами и отношениями автора и его конкретными представлениями еще и его сложной абстрагирующей мысли, его суждений, понятий, обусловливает это единство мысли и чувства [7, с. 73].По утверждению А.В. Запорожца, для правильного понимания художественного произведения ребенком, он должен относиться к нему, как к изображению, как к образу, реальных явлений и предметов [5, с. 67].Сопереживание героям является одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми. Восприятие носит весьма деятельный нрав. Ставя себя на место героя, ребенок мысленно действует, сражается с его врагами.В.А. Сухомлинский большое значение придаёт воспитанию чуткости у детей. Он знает, что это очень важная способность для личности. Этому вопросу педагог много внимания уделяет в книге «Сердце отдаю детям». «Я стремился к тому, чтобы все мои воспитанники делали благородные поступки – помогали товарищам или вообще другим людям из внутренних побуждений и переживали глубокое чувство удовлетворения. Наверное, это одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов: сделай вот так. Как же поступать в практике работы? По-видимому, самое главное – развивать в ребёнке внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учить сопереживать. Но как это делать? Как добиться того, чтобы дети, увидев горе другого человека, мысленно ставили себя на его место, чтобы яркая мысль пробуждала яркое чувство, чтобы личность маленького ребёнка как бы сливалась с личностью человека, в жизни которого страдания, чтобы в человеке, переживающем горе, ребёнок видел и чувствовал самого себя» [8, с. 238].В дошкольном возрасте детей учат обращать внимание на выразительные средства в ходе восприятия содержания произведений литературы. Дошкольники способны более глубоко уяснять содержание литературного произведения и осмысливать некоторые особенности художественной формы, показывающей содержание. Они могут отличать жанры произведений литературы и отдельные характерные черты, присущие каждому жанру. Анализ сказки должен быть таким, чтобы у детей была возможность понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Как считает Т. Алиева, в ходе изучения сказок, ребенок понимает, что они в своеобразной форме отражают действительную жизнь народа, его характер деятельности и обычаи, идеалы и стремления [2, с. 84].Уже старшими дошкольниками при восприятии произведения, может быть дана осознанная, осмысленная оценка персонажам, прилагая в своих представлениях сформировавшиеся у них под воздействием воспитания меры поведения человека в среде. Сопереживая героям, отслеживая развитие сюжета, сопоставляя события, описанные в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, ребенок может точно понимать сказки и реалистические рассказы, а к концу дошкольного возраста – небылицы и перевертыши.Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая и В.И. Логинова отмечают, что понимание детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы тесно взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть ими неверно поняты [4, с. 9].Немаловажно выработать у детей четкую оценку персонажей литературных произведений. Эффективную помощь в этом могут выявить беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они помогают ребенку осмыслить ранее скрытого от них «второго», настоящего лица героев, аргументов их поведения.Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.М. Горький, C.Я. Маршак, К.И. Чуковский подчеркивали неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н.К. Крупская определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга дает яркие образы, она должна быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». А также ею был выделен воспитательный эффект художественных литературных произведений, но только в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей» [6, с. 75].Детская книга являет собой средство умственного, эстетического и нравственного воспитания. Поэтом И.П. Токмаковой детская литература названа первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинкого, «чтение книг является тропинкой, позволяющей умелому, думающему воспитателю найти путь к сердцу ребенка» [1, с. 341].Как отметила Л.М. Гурович, существует прямая зависимость между нравственными качествами детей и восприятием морали художественного произведения, выявленная в ходе анализа восприятия детьми литературных произведений. Разница в понимании нравственных идей и образов художественного произведения, обусловленная личными моральными качествами коллектива, особенно видна в процессе наблюдения за детьми во время восприятия детской книги, а особенно беседы после чтения [3, с. 94].А.М. Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувства. Художественное исполнение художественных произведений усиливает воздействие содержания на слушателя [8, с. 190].Таким образом, можно утверждать, что особенностями восприятия детей в дошкольном возрасте является способность к сопереживанию героям, умение следить за развитием сюжета и сопоставлять события, описанные в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни. Старшие дошкольники способны более глубоко уяснять содержание литературного произведения и осмысливать некоторые особенности художественной формы, показывающей содержание. Также воспринимая произведение, они могут дать осознанную, осмысленную оценку персонажам, прилагая в своих представлениях сформировавшиеся у них под воздействием воспитания меры поведения человека в среде. Дети в старшем дошкольном возрасте под влиянием целенаправленного правления воспитателей способны увидеть цельность содержания и художественной формы произведения, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения.Список литературы
  • Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  • Алиева Т. Ребенок в мире образа [Текст] / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. 1996. – №2. С. 68-73.
  • Гриценко З. А. Ребенок и книга [Текст] / З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 3. – С. 49-52.
  • Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. – 3-е изд. – М.: Издательство «Детство- Пресс», 2007 – 128 с.
  • Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком–дошкольником литературного произведения [Текст] / А. В. Запорожец // Избр. психологические труды. – М.: Педагогика, 1986. 323 с.
  • Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки [Текст]: Собр. соч. в 10 т. Т.6. / Н. К. Крупская. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. – С. 75-76.
  • Репина Т. А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений [Текст] / Т. А. Репина // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1998. С. 77-86.
  • Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В. А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2018 – 320 с.