Публикации Исследовательский компонент в целостной деятельности педагога

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательский компонент в целостной деятельности педагога
Автор: Марианна Сергеевна Ляхнович

  • Тема: Исследовательский компонент в целостной деятельности педагога
  • Цель: Выявление исследовательского потенциала каждого учителя, актуализация в сознании педагогов возможных перспектив их профессионально-личностного роста.Задачи:
  • Погружение педагогов в деятельность по анализу компонентов исследовательской деятельности учителя.
  • Создание условий для самодиагностики учителями исследовательских умений.
  • Осмысление возможных вариантов реализации учителем исследовательской деятельности на уроке.
  • Подготовительный этапЭтот этап имеет целью осмысление и проектирование руководителями эксперимента возможных путей осуществления личностно-ориентированного и деятельностного подходов при организации и проведении семинара.Реализация задач семинара представляется нам возможной при обеспечении условий для становления системы личностных образовательных смыслов педагогов. А.Н. Леонтьев определяет личностный смысл как значение, опосредованное мотивом. Отсюда следует необходимость предварительного проектирования образовательных ситуаций, способствующих выявлению смыслообразующих мотивов педагогической деятельности педагогов, влияющих на их мировоззрение и жизненные позиции, побуждающих их к конкретным действиям по поиску собственной траектории профессионального развития.Технология проектирования образовательных ситуаций в рамках темы семинара предполагает:
  • выделение образовательных объектов (понятие исследовательской деятельности, умения исследовательской деятельности, компоненты осуществления исследовательской деятельности на различных этапах урока) по отношению к которым учитель самоопределяется,
  • выявление и развитие у педагогов личностных смыслов в отношении к выделенным объектам и знаниям о них,
  • формирование знаний об исследовательской деятельности учителя, на основе самоанализа педагогической деятельности, анализа опыта других учителей, предъявлении передовых педагогических идей.
  • Процесс поиска и обретения смыслов в ходе обучения предполагает следующие этапы:
  • самоосознание личного опыта, знаний и ценностного отношения педагогов к исследовательской деятельности,
  • деятельность по созданию личностной образовательной продукции по отношению к изучаемым объектам,
  • принятие новых задач своего личностно-профессионального развития.
  • Таким образом, в ходе подготовительного этапа необходимо:
  • сформулировать цель и задачи семинара;
  • спроектировать образовательные ситуации для решения планируемых задач;
  • подготовить ориентировочную основу деятельности по самоанализу учителями аспектов исследовательской деятельности;
  • подготовить анализ передовых педагогических идей об осуществлении педагогом исследовательской деятельности на уроке;
  • смоделировать рефлексивный этап семинарского занятия.
  • Практический этапВ ходе практического этапа осуществляется управление деятельностью педагогов по решению задач семинара.
  • Формулирование учителями понятия исследовательской деятельности.
  • Для этого педагогам предлагается (на основе знаний, педагогического опыта, ассоциаций) дать свой вариант формулировки понятия исследовательской деятельности учителя. Выборочно фиксируются на доске возможные варианты таких определений, и предъявляется вариант определения, взятого из педагогической энциклопедии.2. Выделение педагогами умений, необходимых для организации исследовательской деятельности.С участниками семинара организуется деятельность (сначала индивидуально, потом в группах) по заполнению схемы ориентировочной основы деятельности (рис. 2):После согласования решения в группах, каждая группа представляет свои наработки, анализируя выбор именно этих умений как необходимых в исследовательской деятельности педагога. Далее конструируется общая картина умений исследовательской деятельности педагога, компонентами которой являются:информационные, аналитические, проектировочные, конструктивные, управленческие и рефлексивные уменияРис. 2. Схема ориентировочной основы деятельности учителей по определению умений исследовательской деятельности педагогов3. Самоанализ учителями собственных умений исследовательской деятельности.Учителям предлагается заполнить анкету по оценке развития собственных исследовательских умений (приложение 5).Оценка умений педагога проводится руководителями образовательных учреждений, высоко квалифицированными учителями, а также самим педагогом. Сопоставление оценок и самооценок позволят каждому педагогу составить индивидуальную программу собственного развития.
  • Обучающая поисково-исследовательская деятельность педагогов.
  • Организуется работа участников семинара в группах по определению возможных вариантов реализации учителем исследовательской деятельности на уроке. Каждая группа анализирует исследовательскую деятельность педагога на одном из этапов урока: мотивационно-целевом, организационно-деятельностном, контрольно-коррекционном. Для анализа предлагается продолжить заполнение следующей таблицы:
  • группа:
  • группа:
  • группа:
  • 5. Рассмотрение руководителем семинара инновационных подходов к организации исследовательской деятельности педагогов на различных этапах урока.В качестве инструментария для анализа исследовательской компоненты в педагогической деятельности педагога на уроке участникам семинара предлагается программа наблюдений на уроке по диагностике реализации педагогом исследовательской функции (приложение 6).Рефлексивный этап.Учителям предлагается оценить свои знания об исследовательской деятельности на начало и на окончание семинарского занятия по следующим критериям:1- не слышал о ней,2- знаю только о существовании (как одной из составляющих педагогической деятельности учителя),3- имею представление о некоторых аспектах исследовательской деятельности учителя,4- знаю настолько, что пробую использовать в своей практической деятельности,5- знаю настолько, что смогу в конкретных педагогических ситуациях использовать в своей практической деятельности,6- знаю настолько, что смогу системно использовать в своей практической деятельности.Участники семинара заполняют следующую рефлексивную карточку:Вывод: В ходе проведения предложенного семинара происходит интенсивный профессионально-личностный рост учителей, поскольку создаются условия для развития их «субъектности по отношению к собственной деятельности», происходит самоосознание личного опыта, знаний и ценностного отношения педагогов к педагогической деятельности.