Публикации Инновационные подходы в образовательном процессе станции юных натуралистов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные подходы в образовательном процессе станции юных натуралистов
Автор: Анастасия Николаевна Зубко

Инновационные подходы в образовательном процессе станции юных натуралистов Зубко А.Н. МБУДО «СЮН» Корочанского района«Жить – значит сделать художественное произведение из самого себя»Федор ДостоевскийНаши дети не готовятся к будущей жизни – они живут сегодняшним днем. Им нужна интересная, творческая жизнь. Через такие подходы как внимание, уважение, защита интересов возникают взаимоотношения между педагогом и ребенком. Результатом активной деятельности детей не только в школе, но и за ее пределами являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача педагогов – направить деятельность учащихся в нужное русло, чтобы их действия были социально одобряемы и признаваемы.Дополнительное образование личностно-ориентировано, и, значит, обладает большим воспитательным потенциалом для формирования у детей этих жизненно важных качеств. Удовлетворение творческих запросов, право на выбор, индивидуальный подход и гарантия на успех – вот главные принципы организации деятельности . На своих занятиях мы стремимся наряду с образовательным процессом уделять значительное место развитие декоративно - прикладного искусства, импровизации, театрализации. Чтобы дети обладали ключевыми компетентностями, занятия должны быть увлекательными и интересными, для этого мы применяем различные методы и формы обучения.Проектно – исследовательский метод. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. На станции юных натуралистов, есть все условия для исследовательской деятельности. В течение года юннаты совместно с педагогами проводят различные опытнические работы: выращивание редких и экзотических растени й (гранат, кофе, виноград, лагенария, люффа, санберри, вигна); наблюдение за ростом и развитием растений; влияние удобрений и различных факторов на урожайность овощных культур; способы размножения садовых культур; проводят зоологический и экологический мониторинг. Дети учатся работать с сельхозинвентарем, микроскопом, осваивают приемы и методы агротехники выращивания овощных и цветочных культур, учатся вести дневники наблюдения. В итоге воспитанники не только учатся ориентироваться в информационном пространстве, но и приобретают навыки, как самостоятельной работы, так и коллективной, могут критически оценивать свои результаты и результаты своих друзей, а также приобщаются к реальной трудовой деятельности.Результаты их работы - это участие на научно-практических конференциях городского и областного уровней, где ребята занимают призовые места. Творческий метод. В основу деятельности станции юных натуралистов положены личностно ориентированные подходы, позволяющие удовлетворять образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста. Исходя из этого, творческий метод дает возможность наиболее полно раскрыть индивидуальный творческий потенциал детей. Формы этого метода – это различные занятия.Занятие-экскурсия. Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.Занятие-спектакль. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность. Юннаты развивают свое воображение и учатся раскрепощаться с помощью пантомим, разыгрывания сказок и проведения КВНов. Детям дается возможность придумывать, организовывать, проводить анализ данного мероприятия, и развивает способности общения друг с другом.  Занятие-интервью. Самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность детей вести беседу по конкретной теме. Такое занятие дает не только закрепление изученного материала, но и развитие навыков самопрезентации.Занятие – викторина способствует расширению, углублению и закреплению знаний детей. Широко используются компьютерные технологии. Педагогами разработаны компьютерные викторины: «Самый умный юннат», «Эти удивительные животные», «Крылатые друзья», «Звуки, который нас окружают», и т.д. Детям нравится данная форма занятий.На занятиях используются инновационные технологии и музыкальное оформление. Детям дается возможность петь, танцевать и проявлять свои творческие способности, что содействует эстетическому и нравственному воспитанию детей. На занятиях создается благоприятный психологический климат и снижается усталость. Продуманная, упорядоченная система занятий способствует складыванию полезных привычек – трудолюбия, деловитости, организованности.Программы кружков станции юных натуралистов обеспечивают не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучающихся в декоративно-прикладном искусстве с учетом современных условий жизни. Дети изучают методику изготовления поделок из соломки, опилок и бумаги. В дальнейшем свои работы они могут увидеть на выставках в рамках кружка, городской и областной выставок.Современное образование, направленное на формирование личности человека, а роль педагога в этом случае — некий помощник, который помогает абсолютно каждому в отдельности участнику процесса достичь успеха, что возможно лишь с применением инновации. Ведь, как свидетельствует практика, на каждый эффективный метод обучения со временем найдется еще более эффективный!Так давайте учиться быть спокойными, любить друг друга, надеяться и верить в свой успех, и тогда наши дети будут «гореть» в нужном направлении!Литература
  • Инновационные процессы в образовании : сб. ст. 2 : Интеграция российского и западноевропейского опытов / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Междунар. центр образоват. инноваций ; [редкол.: Г. А. Бордовский и др.].
  • Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.- Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
  • Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М .: Школьная Пресса, 2006. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).