Публикации
Развитие речи младших школьников на уроках родного (якутского) языка с использованием словаря «Тыл холбуката»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи младших школьников на уроках родного (якутского) языка с использованием словаря «Тыл холбуката»
Автор: Айталина Лазаревна Лаппарова Андреева Зинаида Егоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи младших школьников на уроках родного (якутского) языка с использованием словаря «Тыл холбуката»
Автор: Айталина Лазаревна Лаппарова Андреева Зинаида Егоровна
Развитие речи младших школьников на уроках родного (якутского) языка с использованием словаря «Тыл холбуката»Андреева Зинаида Егоровна, Лаппарова Айталина Лазаревнаучителя начальных классов МОБУ СОШ школа №31 Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение лексического запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения в культуру, условие саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развитие речи одна из важнейших задач в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. К сожалению, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем родного языка, не умеют правильно строить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, которые в основном связаны с неправильным произношением, а затем и с неправильным написанием слов. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности. Поэтому перед учителем встает задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Цель работы: разработать учебное пособие – словарь «Тыл холбуката» («Кладовая слов») для младших школьников. Задачи:изучить проблему развития речи детей; выявить наиболее эффективные формы работы для развития речи; разработать пособие – словарь «Тыл холбуката» («Кладовая слов»); апробировать использование данного пособия – словаря. Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе. В настоящее время в г. Якутске многие дети саха в основном говорят на русском языке, родной (якутский) язык плохо знают. Поэтому перед нами, учителями родного (якутского) языка стоит важная задача: привить любовь к родному языку, научить разговаривать на родном (якутском) языке, знать правила данного языка, обогатить словарный запас, составлять тексты, писать сочинения. Ведущая роль при этом принадлежит учителю, который должен заинтересовать ребенка, применяя разнообразные формы и приемы. Теоретическую основу работы составили исследования по лингвистическим проблемам обогащения лексического запаса В.В. Виноградова, психологические основы теории речевой деятельности и психофизиологические механизмы обогащения лексического запаса Д.Б. Эльконина, проблемы методики преподавания родного языка Т.А. Ладыженской. Основная цель всех видов работ по развитию речи – это умение составлять текст, то есть выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях, написать творческую письменную работу(сочинение). Эту цель нельзя достичь без формирования различных речевых умений. Слово – основная значащая единица языка. Признак развития человека – богатый словарный запас. Поэтому, начиная с раннего возраста, работе со словарем придается большое значение. Начиная со второго класса, на уроках родного (якутского) языка и литературы постепенно учим детей пользоваться со словарём «Тыл холбуката» («Кладовая слов»).. Приведем несколько приёмов работы. 1.Составление предложений по картине.У: Глядя на картинку, назовите: Кто? Что? Какой? Какая? Что делает? Около чего? Выбрать подходящие слова нам поможет словарь «Тыл холбуката».У: Какие предложения вы составили? 2. Подбор слов для описания предмета.У: Опишите берёзу, используя слова из словаря. Заполняйте рабочий лист. 3.Дополнение текста словами. 4. Пополнение новыми словами «Кладовую слов». 5. Подбор слов для сочинения.Написание сочинения «Мин ийэм» (Моя мама).Этап подготовки к сочинению.У: Назовите основные части текста.Д: Начало, основная часть, заключение.У: Составим примерный план сочинения:1.Имя, отчество моей мамы.2. Моя мама:Моя мама самая красивая: - глаза- волосы- характерУ моей мамы золотые руки: Моя мама – мой самый близкий человек. 3. Я очень люблю свою маму.У: Заполняйте рабочий лист по составленному плану. Можете оформить по своему усмотрению.6. Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям. Например, в разделе«Времена года» дается задание: понаблюдать за погодой, за явлениями природы, за изменениями жизни людей и животных, растений. Заполнить рабочий лист. В результате системы упражнений со словарём «Тыл холбуката» обогащается речь школьников, развиваются умения понять лексическое значение слов и умело использовать их в связной речи. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы с информацией, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, текст, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений и выполнения заданий в рабочих листах учащиеся научатся составлять тексты, написать сочинение.Список использованной литературы: Бершанская О.Н., Дегтярева Г.Д. «Моя шкатулка:справочник. Методические рекомендации для учителя. – Киров: ООО «Кировская областная типография»,2015