Публикации Методы и приемы формирования понятий на уроке обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приемы формирования понятий на уроке обществознания
Автор: Машкина Татьяна Михайловна

Методы и приемы формирования понятий
на уроке обществознания
Предлагаю рассмотреть приемы работы с понятием на уроке обществознание.
В качестве примера предлагаю рассмотреть изучение понятия правонарушение в рамках темы Правонарушение и юридическая ответственность в 9 классе.
Важно помнить то, что существует два способа ВВЕДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
Конкретно-индуктивный
(на основе конкретных примеров, которые носят общий характер, а не частный)
Абстрактно-дедуктивный
(определение понятия формулируется сразу после объявления нового термина)
Учитывая, знания, полученные учащимися на уроках в 7 классе в ходе изучения темы Почему важно соблюдать законы и их личный социальный опыт. Можно начать изучение понятия с включения ассоциативного мышления или через мозаику слов.
Так,
Обучающимся предлагается определить понятие по рисунку или символу
предложенным на экране, работая в паре или индивидуально, учащиеся предлагают варианты ответов, с каким понятием могут быть связаны эти изображения.
Пример: понятие правонарушение
Другим вариантом могут быть ассоциации, которые должны подвести учащихся к ключевому понятию темы.
Например, можно назвать следующие ассоциации
Пример: нарушение норм права, наказание, суд, кодекс, вина
Ответ: правонарушение
При выполнении задания на составление определения из предложенного набора слов. Обучающимся необходимо правильно составить предложение – определение и назвать понятие. Работа может быть организована как в паре, так индивидуально
Пример:
виновное; влекущее; вред; государству; деяние; за; и; или; лицам; наносящее; нормам права; общественно; обществу; опасное; ответственность; отдельным; противоречащее; собой; юридическую.
Ответ:
Правонарушение - общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность
В составленном определение учащиеся смогут выделить и назвать существенные признаки правонарушения.
В ходе первичного понимания понятия учащимся предлагается сверить полученное определение с определением данным в учебнике.
Учащиеся находят и читают определение в учебнике или учитель сам зачитывает соответствующий абзац параграфа, интонационно выделив важные смысловые фрагменты.
На этапе УСВОЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ происходит отработка существенных признаков, поэтому целесообразно организовать работу обучающихся по конкретизации понимания понятия и его существенных признаков:
Учащимся предлагается найти среди предложенных фраз ошибочные
Обучающимся предлагается найти среди предложенных фраз с проверяемым понятием неверные и объяснить почему, названные ими ситуации они не отнесли к правонарушению
Работа с этим заданием выполняется обучающимися как индивидуально, так и в парах
Пример:
Правонарушение – это противоправное поведение (деяние) гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью, служебным положением и т.д.
Правонарушение не связано с антиобщественным поведением и не причиняет людям вреда.
Субъектами правонарушений могут выступать только физические лица.
Правонарушение влечет за собой юридическую ответственность
Различают два вида вины: умысел и неосторожность
Ответ: 2,3
Если у обучающихся возникнут затруднения, учитель оказывает помощь
Обучающимся необходимо из ниже приведённого перечня признаков исключить те, которые не характеризуют правонарушение.
Пример:
1) Деяние; 2) соблюдение закона; 3) правовой обычай; 4) умысел;
5) неосторожность; 6) вина.
Ответ: 2, 3
Выслушав учащихся, учитель при необходимости приводит дополнительные аргументы и пояснения к ответам учащихся.
Для проверки понимания и ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ учащимся предлагается выполнить задания, которые еще раз помогут повторить понятие, его существенные признаки и сформированность умений его применения
В качестве домашнего задания или на уроке, обучающимся необходимо составить предложение с изучаемым понятием или рассказ.
Можно предложить составить или разгадать кроссворд или чайнворд (последняя буква первого слова есть первая буква второго) по теме Правонарушение.












3








7








д








н



4
у
м
ы
с
е
л





5

е


2





я





1
п
р
о
т
и
в
о
п
р
а
в
н
о
с
т
ь


р

с


и





и






а

т

6
н
а
к
а
з
у
е
м
о
с
т
ь

в

о


о












о

р


в












н

о


н












а

ж


о












р

н


с












у

о


т












ш

с


ь












е

т















н

ь















и

















е
















Хорошим методом контроля и творческой формойрефлексиинаразных этапахурока, в том числе закрепления работы с понятием является синквейн, который способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Технологиясинквейнапомогает развитию критического мышления и позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления.
В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк или пятистрочие.
Обучающимся предлагается составить синквейн.
Пример:
Правонарушение
1) правонарушение2) дисциплинарное административное3) нарушают вредят судят4) противоречит требованиям правовых норм5) деяние
Представленные выше приемы формируют не только умение запоминать, определять понятия, учат формулировать суждения, обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы, а также организуют активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, что приводит к осознанному усвоению и применению обществоведческих понятий не только в рамках учебного предмета, но и в повседневной жизни.