Публикации «Музыкальная синестезия как средство успешного формирования знаний основ нотной грамоты обучающихся на уроках музыки».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Музыкальная синестезия как средство успешного формирования знаний основ нотной грамоты обучающихся на уроках музыки».
Автор: Кучанская Юлия Николаевна

Урок музыки в общеобразовательной школе предполагает следующие виды музыкальной деятельности: размышление о музыке, слушание музыкальных произведений, вокализация, музицирование и игра на музыкальных инструментах. Последний вид музыкальной деятельности предполагает знание основ музыкальной грамоты – сольфеджио. При этом образовательная программа основного общего образования по музыке рассчитана только на 1 час в неделю. Такое малое количество уроков осложняет достижение образовательных результатов, однако грамотное использование педагогических технологий позволяет успешно решать данную проблему. Одним из вариантов эффективного развития музыкальных способностей детей является использование синтеза цвета и звука, т.е. музыкальной синестезии в педагогической технологии «Цветные ноты» как основа изучения нотной грамоты. В основе педагогической технологии положено открытие физического явления преломления света Исааком Ньютоном. Рис.1Используя идею семеричности космоса, великий ученый придал нотам соответствующие цвета радуги: красный - нота ДО, оранжевый – нота РЕ, желтый - нота МИ, зеленый - нота ФА, голубой - нота СОЛЬ, синий – нота ФА, фиолетовый – нота СИ.Рис. 2Суть данной педагогической технологии заключается в том, что, используя комплекты цветных инструментов – диатонических колокольчиков, ксилофонов, бумвокеров и т.д. на основе знания связи цвет-звук формируется способность к чтению нотной записи и как следствие возможность игры на простых музыкальных инструментах.Рис. 3 Основные цвета хорошо знакомы детям с раннего возраста. Этот опыт помогает успешному установлению взаимосвязи между цветами и звуками, а впоследствии нотами. Таким образом, музыкальная синестезия позволяет буквально за один-два урока не только освоить нотную грамоту, проигрывать по нотам достаточно сложные музыкальные темы и лейтмотивы. А при использовании упражнений-тренажеров строить музыкальные интервалы, различные виды аккордов, записывать партитуры ансамблей, сочинять музыкальные темы.Рис. 4 Достоинством педагогической технологии «Цветные ноты» является то, что она позволяет активно включать в урок учащихся с разным уровнем музыкальных способностей, когда дети индивидуально или совместно проигрывают музыкальную мелодию в ансамбле, создавая общее звучание. На уроках создается атмосфера сотрудничества, творчества, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность, как раскрыть свои индивидуальные способности, так и стать участником совместной деятельности. Технология также позволяет быстро и эффективно выявлять музыкально одаренных детей, и процессе последующего взаимодействия с родителями рекомендовать им углубленно заниматься музыкальным образованием. За два года использования данной технологии более 25 обучающихся, заинтересовались музыкой и начали заниматься в музыкальных школах и студиях. Опыт совместной деятельности, полученной на уроках, становится основой для дальнейших коллективных мероприятий – музыкальных салонов, концертов, мастер-классов, способствует сплочению классных коллективов, формированию дружеских отношений между обучающимися через коллективную игру в ансамбле.