Публикации
Экологический проект "Берегите природу"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект "Берегите природу"
Автор: Фахретдинова Мария Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект "Берегите природу"
Автор: Фахретдинова Мария Ивановна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
�Детский сад комбинированного вида №51�
городского округа город Салават
Республика Башкортостан
Подготовила: Фахретдинова М.И.
Салават 2023г.
�Рыбам – вода, птицам – воздух, зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина!
И беречь природу – значит охранять Родину!�
М.М.Пришвин.
Введение.
Экологическое воспитание�- одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, так как современные дети редко общаются с природой.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц, объекты неживой природы (камни). Изучать их можно в процессе исследовательской деятельности.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Педагоги считают, что, если ребенок, хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные� навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Название проекта �Берегите природу�.
Тип: научно – исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатель
Сроки реализации проекта: 04.04.2023г – 24.04.2023г.
Предлагаемый проект проводится в рамках социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Программа �От рождения до школы� под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Образовательные области: �Социально – коммуникативное развитие�, �Познавательное развитие�, �Речевое развитие�, �Художественное – эстетическое развитие�, �Чтение художественной литературы�.
Актуальность.
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптывания травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Наша Земля в опасности! Возможно, что природа нам дает последний шанс, и не просто кричит, а стонет: �Люди, одумайтесь!� Мы выдвигаем лозунг: � Все на защиту природы!�, � Берегите природу!�
Проблема. Отсутствие у детей экологической культуры.Цель проекта. Продолжать формирование экологической культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней
и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного поведения в природе, продолжать воспитывать любовь к ней, нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых. Вызвать желание посильно помогать ей и защищать.
Задачи: 1. Расширять и систематизировать знания детей об объектах природы.
2. Дать элементарные знания об экологической культуре.3.Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
4. Учить отображать в продуктивной деятельности знания, полученные во время наблюдений.5.Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат.
Дети имеют представления об экологической культуре.
Этапы реализации проекта.
1этап.
Воспитатель и дети:
занятия по ознакомлению с природой � Лес – богатство и краса!�
�Береги свои леса!�;
� Здравствуй Лес, полный сказок и чудес!�;
� Воздух – невидимка�;
знакомство с растениями и животными родного края;
беседы о редких растениях, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
� В гости к ели�, � Письмо Березки�;
Дидактические игры �Кто в лесу живет�; �Что в лесу растет�; � Где ночует солнышко�; Найди дерево по описанию�;
Игры – путешествия �По лесным тропинкам�; �Грибной разговор�; �Путешествие в зеленую аптеку�; �Зеленая служба Айболита�;
разучивание сценок: � Любите все живое�, � Белая черемуха�, � Пташки, летите сюда, ждет вас здесь еда!�;
сюжетно – ролевые игры: � Юный друг природы�, � Ветеринар�, � Цветочный магазин�, � Лесничий�;
рассматривание иллюстраций, наборов открыток;
оформление плакатов и листовок с природоохранным содержанием;
заучивание стихов и песен о природе; пословиц об охране леса; отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;
просмотр передач из цикла: � Земля в опасности�
2 этап
Дети и родители:
- поездка на дачу, в парк;
поход в лес, прогулки в природу;
экскурсия в краеведческий музей;
изготовление поделок из природного материала;
гербарий;
сбор и приобретение семян;
сбор интересного природного материала.
3 этап.
Продуктивная деятельность.
участие в международном экологическом конкурсе рисунков;
проведение экологической акции совместно с родителями �Сделаем парк чистым!�, лозунг: � После нас чище, чем до нас!�;
проведение консультаций для воспитателей: � Человек и природа�, � Правила поведения в лесу�; �Мусор земле не к лицу�; �Экологическая культура и экологическое здоровье�
оформление презентации � Берегите природу�
проведение экологических праздников: � День Защиты Природы�, � День Земли�, � День птиц�;
проведение экологического развлечения � Земля – наш общий дом� �;
проведение экологической викторины �Знатоки природы�
рисование � Береги природу�, � Мой любимый цветок�
работа на огороде, в цветнике;
оформление выставки совместных работ детей и родителей �Природа и творчество�;
создание презентации �Знакомьтесь, Красная книга�;
4 этап.
Презентация �Берегите природу�
Презентация �Знакомьтесь, Красная книга�;
Перспективный план работы по образовательным областям
�Социально – коммуникативное развитие�, �Познавательное развитие�, �Речевое развитие�, �Художественное – эстетическое развитие�, �Чтение художественной литературы�. �Физическое развитие�.
�Познавательное развитие�,
Беседа;
Наблюдения.
Опыты.
Экологические игры (см. Приложение)
Физическое развитие
разучивание физкультминуток,
стихи с движениями;
придумывание своих необычных движений;
творческие задания �Покажи как�;
разучивание игр
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы.
Е. Благинина �Одуванчик�.
А.К. Толстой �Колокольчики�.
В. Катаев �Цветик-семицветик�.
И Токмакова �Деревья�.
К. Ушинский �Спор деревьев�.
А. Плещеев �Ель�.
М.Пришвин �Лисичкин хлеб�
Ю. Круторогов �Дождь из семян�.
Л. Н. Толстой �Старик и яблони�, �Косточка�
Народная сказка в обработке К. Ушинского �Вершки и корешки�.
Е. Трутнева �Грибы�
В. Катаев �Грибы�
А. Прокофьев �Боровик�
Я. Тайц �Про ягоды�.
В. Бианки �Лесные домишки�
Д.Н. Мамин-Сибиряк �Серая шейка�
А.Н. Толстой �Желтухин�.
Е. Чарушин �Что за зверь?�
Г. Остер �Котенок по имени Гав�.
Л.Н. Толстой �Лев и собачка�, �Котенок�.
А.К. Толстой �Белка и волк�.
Г. Снегирев �След оленя�
И. Соколов – Микитов �Год в лесу� (гл.: �Белка�, �Медвежья семья�.
В. Бианки �Приключение муравьишки�.
И.А. Крылов �Стрекоза и муравей�.
К. Ушинский �Капустница�
Ю. Аракчеев �Рассказ о зеленой стране�.
Е.Серова �Ландыш�, �Гвоздика�, �Незабудки�.
Н. Сладков �Любитель цветов�.
Ю. Мориц �Цветок�.
М. Познананская �Одуванчик�
Е. Трутнева �Колокольчик�.
И. Соколов – Микитов �Медвежья семья�, �Белки�, �Беляк�, �Еж�, �Лисья нора�, �Рысь�, �Медведи�.
В. Осеева �Ежинка�
В. Бианки �Купание медвежат�.
Е. Чарушин �Волчонок� (Волчишко).
Н. Сладков �Как медведь сам себя напугал�, �Отчаянный заяц�
�Художественное – эстетическое развитие�.
Конкурс рисунков на тему �Природа и я�.
Рисование на тему �Придумай и нарисуй плакат�
Работа с родителями.
Оформление консультаций, буклетов и памяток на тему �Экологическое воспитание детей� и �Берегите природу�, совместное творчество детей и взрослых.
Заключение
Дети получили элементарные представления о живой и неживой природе через вовлечение в активный, познавательный и творческий процесс. В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за природой, делали выводы. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения, а так же обогатился словарный запас.
Приняв решение разработать и реализовать проект �Берегите природу�, были разработаны перспективы всех этапов проекта
Составленный план основного этапа проекта цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний о природе. Основной этап включал в себя беседы, наблюдения, опытно – экспериментальную деятельность совместную с педагогом. В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты, наблюдения, сделаны выводы.
Во время основного этапа родителям были предложены консультации.
Анализ полученных данных на заключительном этапе констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень экологической культуры.
Проведенные игры, эксперименты позволили дать реальные представления о различных сторонах бережного отношения к природе.
Таким образом, проект �Берегите природу�, в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения наблюдений, опытов реализован. Фиксирования результатов отвечает потребности ребенка реализоваться в творческой деятельности.
Список использованной литературы:1.Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство �Мозаика – Синтез� 2002.2.Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва �Просвещение� 2001.3.Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. �Академия развития� 1997.4.Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск �Асар� 2001Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ �Учитель� 2002.5.Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ �Сфера� Москва 2009
Интернет ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека экологических игр для дошкольников
�Угадай, кто это, что это�
Цель:�развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
�Рамочка�
Цель:�расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко) . В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать.
Воспитатель даёт задание:
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня.
�Слепая курица�
Цель:�обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе).
Дети должны встать �гуськом�, держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая �полосу препятствий� (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.) . Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.
�Найди свое дерево�
Цель:�обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
-оно гладкое или нет?
-есть ли на нём листья?
-высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать �своё� дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева. В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
�Не природная тропа�
Цель:�развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .
Воспитатель намечает �тропу� в природе и на ней развешивает и разбрасывает различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по �тропе�, посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый наблюдательный.
�Угадай, кто я�
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.
�На что это похоже�
Цель:�развивать творческое воображение и фантазию у детей.
Для игры необходим разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева) .
�На что это похоже? �
Дети должны предложить варианты, затем наиболее интересные из них зарисовать.
�Наоборот�
Цель:�показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём �по кругу�
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
�Цепочка�
Цель:�развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать окружающую действительность.
Воспитатель выбирает тему цепочки, например: �СНЕГОПАД� и ведет с детьми беседу по этой теме типа:
-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены;
-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;
-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы пугливы;
-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;
-делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера
�Времена года�
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
�Мальчик наоборот�
Цель:�воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.
Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит плохие советы.
Воспитатель даёт детям отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том, или ином случае, и объяснить, почему.
�Тень�
Цель:�расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе) .
Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: �Не буду, не буду повторять� и даже объясняет почему.
Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его тень: �Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д., а �тень� оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень
�Что возьмем с собой�
Цель:�расширить понятия детей о различных средах обитания.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро) . Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.
�Найди нужное слово�
Цель:�развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.
1 вариант: �Подбери определение к природному объекту�.
Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
2 вариант: �Подбери природный объект под определение�.
Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?
-Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?
Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.
�Природа - не природа�
Цель:�выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека. Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными? По этому же принципу можно сыграть в �живое – неживое�, используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
�Насосы�
Цель:�развивать у детей восприятие запахов.
Для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по одному, пропитанного запахом, разных духов.
Суть игры в том, что дети – это �зайцы�, на них охотится лиса, у которой свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет – это запах лисы) . Зайцы резвятся на поляне, но их нос должен всё чувствовать и вовремя определить �запах лисы�, чтобы успеть убежать (детям по очереди дают понюхать все три запаха и они должны выбрать запах лисы) . Если ребёнок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то �заяц� остаётся цел, т. к. смог вовремя почувствовать приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются �зайцы� - долгожители.
�Репортаж�
Цель:�развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии) .
Педагог применяет прием �по кругу� для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии) . Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.
Можно использовать тему: �репортаж лесной газеты�, когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:
-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;
-составить репортаж о любимом животном;
-составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.
�Что в корзинку мы берем�
Цель:�закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы:�Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры.�У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
�Вершки – корешки�
Цель:�учить детей составлять целое из частей.
Материалы:�два обруча, картинки овощей.
Ход игры.
Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись.
В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2.�На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки.
По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал � Раз, два, три – свою пару найди!�, нужно
�Выбери нужное�
Цель:�закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы:�предметные картинки.
Ход игры:�на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: �зеленый� - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: �влажный� - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
�Где снежинки?�
Цель :�закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы:�карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры:
Вариант 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
�Чудесный мешочек�
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Первый вариант: �Опиши и угадай�.
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант. �Спроси и угадай�.
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Сколько у этого предмета углов?
Третий вариант. �Угадаем вместе�.
В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.
�Польза – вред�
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных, ни вредных существ и явлений, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: �Польза –вред�.
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: �Какая польза от пчелы? �, дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: �Какой вред от пчелы? �
Второй вариант: �Нравится – не нравится�.
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: �Хорошо – плохо�.
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь) . Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: �Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? � (волк стал хорошим- перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многимптицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нетвредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
� Найди листок, какой покажу�
Цель: учиться находить предметы по сходству; развивать внимание, координацию движений; расширять представления детей о растениях и их отдельных частях.
Правила игры: бежать (�лететь�) по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи, и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клён, дуб, ясень и др.) .
Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: �Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели�.
Дети, в руках у которых листья клёна, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
�Какое время года�
Цель: учиться соотносить описание природы в стихах и прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Правила игры: нужно отгадать время года по стихотворению; показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали время года.
У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.
Воспитатель спрашивает:
– Кто знает, когда это бывает? – и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
HYPER13PAGE HYPER15
30
�Детский сад комбинированного вида №51�
городского округа город Салават
Республика Башкортостан
Подготовила: Фахретдинова М.И.
Салават 2023г.
�Рыбам – вода, птицам – воздух, зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина!
И беречь природу – значит охранять Родину!�
М.М.Пришвин.
Введение.
Экологическое воспитание�- одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, так как современные дети редко общаются с природой.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц, объекты неживой природы (камни). Изучать их можно в процессе исследовательской деятельности.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Педагоги считают, что, если ребенок, хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные� навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Название проекта �Берегите природу�.
Тип: научно – исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатель
Сроки реализации проекта: 04.04.2023г – 24.04.2023г.
Предлагаемый проект проводится в рамках социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Программа �От рождения до школы� под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Образовательные области: �Социально – коммуникативное развитие�, �Познавательное развитие�, �Речевое развитие�, �Художественное – эстетическое развитие�, �Чтение художественной литературы�.
Актуальность.
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптывания травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Наша Земля в опасности! Возможно, что природа нам дает последний шанс, и не просто кричит, а стонет: �Люди, одумайтесь!� Мы выдвигаем лозунг: � Все на защиту природы!�, � Берегите природу!�
Проблема. Отсутствие у детей экологической культуры.Цель проекта. Продолжать формирование экологической культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней
и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного поведения в природе, продолжать воспитывать любовь к ней, нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых. Вызвать желание посильно помогать ей и защищать.
Задачи: 1. Расширять и систематизировать знания детей об объектах природы.
2. Дать элементарные знания об экологической культуре.3.Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
4. Учить отображать в продуктивной деятельности знания, полученные во время наблюдений.5.Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат.
Дети имеют представления об экологической культуре.
Этапы реализации проекта.
1этап.
Воспитатель и дети:
занятия по ознакомлению с природой � Лес – богатство и краса!�
�Береги свои леса!�;
� Здравствуй Лес, полный сказок и чудес!�;
� Воздух – невидимка�;
знакомство с растениями и животными родного края;
беседы о редких растениях, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
� В гости к ели�, � Письмо Березки�;
Дидактические игры �Кто в лесу живет�; �Что в лесу растет�; � Где ночует солнышко�; Найди дерево по описанию�;
Игры – путешествия �По лесным тропинкам�; �Грибной разговор�; �Путешествие в зеленую аптеку�; �Зеленая служба Айболита�;
разучивание сценок: � Любите все живое�, � Белая черемуха�, � Пташки, летите сюда, ждет вас здесь еда!�;
сюжетно – ролевые игры: � Юный друг природы�, � Ветеринар�, � Цветочный магазин�, � Лесничий�;
рассматривание иллюстраций, наборов открыток;
оформление плакатов и листовок с природоохранным содержанием;
заучивание стихов и песен о природе; пословиц об охране леса; отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;
просмотр передач из цикла: � Земля в опасности�
2 этап
Дети и родители:
- поездка на дачу, в парк;
поход в лес, прогулки в природу;
экскурсия в краеведческий музей;
изготовление поделок из природного материала;
гербарий;
сбор и приобретение семян;
сбор интересного природного материала.
3 этап.
Продуктивная деятельность.
участие в международном экологическом конкурсе рисунков;
проведение экологической акции совместно с родителями �Сделаем парк чистым!�, лозунг: � После нас чище, чем до нас!�;
проведение консультаций для воспитателей: � Человек и природа�, � Правила поведения в лесу�; �Мусор земле не к лицу�; �Экологическая культура и экологическое здоровье�
оформление презентации � Берегите природу�
проведение экологических праздников: � День Защиты Природы�, � День Земли�, � День птиц�;
проведение экологического развлечения � Земля – наш общий дом� �;
проведение экологической викторины �Знатоки природы�
рисование � Береги природу�, � Мой любимый цветок�
работа на огороде, в цветнике;
оформление выставки совместных работ детей и родителей �Природа и творчество�;
создание презентации �Знакомьтесь, Красная книга�;
4 этап.
Презентация �Берегите природу�
Презентация �Знакомьтесь, Красная книга�;
Перспективный план работы по образовательным областям
�Социально – коммуникативное развитие�, �Познавательное развитие�, �Речевое развитие�, �Художественное – эстетическое развитие�, �Чтение художественной литературы�. �Физическое развитие�.
�Познавательное развитие�,
Беседа;
Наблюдения.
Опыты.
Экологические игры (см. Приложение)
Физическое развитие
разучивание физкультминуток,
стихи с движениями;
придумывание своих необычных движений;
творческие задания �Покажи как�;
разучивание игр
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы.
Е. Благинина �Одуванчик�.
А.К. Толстой �Колокольчики�.
В. Катаев �Цветик-семицветик�.
И Токмакова �Деревья�.
К. Ушинский �Спор деревьев�.
А. Плещеев �Ель�.
М.Пришвин �Лисичкин хлеб�
Ю. Круторогов �Дождь из семян�.
Л. Н. Толстой �Старик и яблони�, �Косточка�
Народная сказка в обработке К. Ушинского �Вершки и корешки�.
Е. Трутнева �Грибы�
В. Катаев �Грибы�
А. Прокофьев �Боровик�
Я. Тайц �Про ягоды�.
В. Бианки �Лесные домишки�
Д.Н. Мамин-Сибиряк �Серая шейка�
А.Н. Толстой �Желтухин�.
Е. Чарушин �Что за зверь?�
Г. Остер �Котенок по имени Гав�.
Л.Н. Толстой �Лев и собачка�, �Котенок�.
А.К. Толстой �Белка и волк�.
Г. Снегирев �След оленя�
И. Соколов – Микитов �Год в лесу� (гл.: �Белка�, �Медвежья семья�.
В. Бианки �Приключение муравьишки�.
И.А. Крылов �Стрекоза и муравей�.
К. Ушинский �Капустница�
Ю. Аракчеев �Рассказ о зеленой стране�.
Е.Серова �Ландыш�, �Гвоздика�, �Незабудки�.
Н. Сладков �Любитель цветов�.
Ю. Мориц �Цветок�.
М. Познананская �Одуванчик�
Е. Трутнева �Колокольчик�.
И. Соколов – Микитов �Медвежья семья�, �Белки�, �Беляк�, �Еж�, �Лисья нора�, �Рысь�, �Медведи�.
В. Осеева �Ежинка�
В. Бианки �Купание медвежат�.
Е. Чарушин �Волчонок� (Волчишко).
Н. Сладков �Как медведь сам себя напугал�, �Отчаянный заяц�
�Художественное – эстетическое развитие�.
Конкурс рисунков на тему �Природа и я�.
Рисование на тему �Придумай и нарисуй плакат�
Работа с родителями.
Оформление консультаций, буклетов и памяток на тему �Экологическое воспитание детей� и �Берегите природу�, совместное творчество детей и взрослых.
Заключение
Дети получили элементарные представления о живой и неживой природе через вовлечение в активный, познавательный и творческий процесс. В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за природой, делали выводы. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения, а так же обогатился словарный запас.
Приняв решение разработать и реализовать проект �Берегите природу�, были разработаны перспективы всех этапов проекта
Составленный план основного этапа проекта цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний о природе. Основной этап включал в себя беседы, наблюдения, опытно – экспериментальную деятельность совместную с педагогом. В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты, наблюдения, сделаны выводы.
Во время основного этапа родителям были предложены консультации.
Анализ полученных данных на заключительном этапе констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень экологической культуры.
Проведенные игры, эксперименты позволили дать реальные представления о различных сторонах бережного отношения к природе.
Таким образом, проект �Берегите природу�, в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения наблюдений, опытов реализован. Фиксирования результатов отвечает потребности ребенка реализоваться в творческой деятельности.
Список использованной литературы:1.Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство �Мозаика – Синтез� 2002.2.Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва �Просвещение� 2001.3.Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. �Академия развития� 1997.4.Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск �Асар� 2001Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ �Учитель� 2002.5.Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ �Сфера� Москва 2009
Интернет ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека экологических игр для дошкольников
�Угадай, кто это, что это�
Цель:�развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
�Рамочка�
Цель:�расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко) . В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать.
Воспитатель даёт задание:
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня.
�Слепая курица�
Цель:�обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе).
Дети должны встать �гуськом�, держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая �полосу препятствий� (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.) . Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.
�Найди свое дерево�
Цель:�обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
-оно гладкое или нет?
-есть ли на нём листья?
-высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать �своё� дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева. В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
�Не природная тропа�
Цель:�развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .
Воспитатель намечает �тропу� в природе и на ней развешивает и разбрасывает различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по �тропе�, посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый наблюдательный.
�Угадай, кто я�
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.
�На что это похоже�
Цель:�развивать творческое воображение и фантазию у детей.
Для игры необходим разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева) .
�На что это похоже? �
Дети должны предложить варианты, затем наиболее интересные из них зарисовать.
�Наоборот�
Цель:�показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём �по кругу�
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
�Цепочка�
Цель:�развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать окружающую действительность.
Воспитатель выбирает тему цепочки, например: �СНЕГОПАД� и ведет с детьми беседу по этой теме типа:
-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены;
-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;
-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы пугливы;
-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;
-делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера
�Времена года�
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
�Мальчик наоборот�
Цель:�воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.
Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит плохие советы.
Воспитатель даёт детям отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том, или ином случае, и объяснить, почему.
�Тень�
Цель:�расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе) .
Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: �Не буду, не буду повторять� и даже объясняет почему.
Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его тень: �Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д., а �тень� оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень
�Что возьмем с собой�
Цель:�расширить понятия детей о различных средах обитания.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро) . Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.
�Найди нужное слово�
Цель:�развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.
1 вариант: �Подбери определение к природному объекту�.
Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
2 вариант: �Подбери природный объект под определение�.
Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?
-Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?
Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.
�Природа - не природа�
Цель:�выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека. Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными? По этому же принципу можно сыграть в �живое – неживое�, используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
�Насосы�
Цель:�развивать у детей восприятие запахов.
Для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по одному, пропитанного запахом, разных духов.
Суть игры в том, что дети – это �зайцы�, на них охотится лиса, у которой свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет – это запах лисы) . Зайцы резвятся на поляне, но их нос должен всё чувствовать и вовремя определить �запах лисы�, чтобы успеть убежать (детям по очереди дают понюхать все три запаха и они должны выбрать запах лисы) . Если ребёнок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то �заяц� остаётся цел, т. к. смог вовремя почувствовать приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются �зайцы� - долгожители.
�Репортаж�
Цель:�развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии) .
Педагог применяет прием �по кругу� для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии) . Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.
Можно использовать тему: �репортаж лесной газеты�, когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:
-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;
-составить репортаж о любимом животном;
-составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.
�Что в корзинку мы берем�
Цель:�закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы:�Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры.�У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
�Вершки – корешки�
Цель:�учить детей составлять целое из частей.
Материалы:�два обруча, картинки овощей.
Ход игры.
Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись.
В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2.�На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки.
По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал � Раз, два, три – свою пару найди!�, нужно
�Выбери нужное�
Цель:�закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы:�предметные картинки.
Ход игры:�на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: �зеленый� - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: �влажный� - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
�Где снежинки?�
Цель :�закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы:�карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры:
Вариант 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
�Чудесный мешочек�
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Первый вариант: �Опиши и угадай�.
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант. �Спроси и угадай�.
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Сколько у этого предмета углов?
Третий вариант. �Угадаем вместе�.
В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.
�Польза – вред�
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных, ни вредных существ и явлений, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: �Польза –вред�.
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: �Какая польза от пчелы? �, дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: �Какой вред от пчелы? �
Второй вариант: �Нравится – не нравится�.
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: �Хорошо – плохо�.
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь) . Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: �Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? � (волк стал хорошим- перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многимптицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нетвредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
� Найди листок, какой покажу�
Цель: учиться находить предметы по сходству; развивать внимание, координацию движений; расширять представления детей о растениях и их отдельных частях.
Правила игры: бежать (�лететь�) по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи, и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клён, дуб, ясень и др.) .
Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: �Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели�.
Дети, в руках у которых листья клёна, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
�Какое время года�
Цель: учиться соотносить описание природы в стихах и прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Правила игры: нужно отгадать время года по стихотворению; показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали время года.
У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.
Воспитатель спрашивает:
– Кто знает, когда это бывает? – и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
HYPER13PAGE HYPER15
30