Публикации Экологический проект "Берегите природу"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект "Берегите природу"
Автор: Фахретдинова Мария Ивановна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №51
городского округа город Салават
Республика Башкортостан
Подготовила: Фахретдинова М.И.
Салават 2023г.
Рыбам – вода, птицам – воздух, зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина!
И беречь природу – значит охранять Родину!
М.М.Пришвин.
Введение.
Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, так как современные дети редко общаются с природой.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц, объекты неживой природы (камни). Изучать их можно в процессе исследовательской деятельности.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Педагоги считают, что, если ребенок, хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Название проекта Берегите природу.
Тип: научно – исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатель
Сроки реализации проекта: 04.04.2023г – 24.04.2023г.
Предлагаемый проект проводится в рамках социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Программа От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Образовательные области: Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественное – эстетическое развитие, Чтение художественной литературы.
Актуальность.
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптывания травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Наша Земля в опасности! Возможно, что природа нам дает последний шанс, и не просто кричит, а стонет: Люди, одумайтесь! Мы выдвигаем лозунг: Все на защиту природы!, Берегите природу!
Проблема. Отсутствие у детей экологической культуры.Цель проекта. Продолжать формирование экологической культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней
и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного поведения в природе, продолжать воспитывать любовь к ней, нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых. Вызвать желание посильно помогать ей и защищать.
Задачи: 1. Расширять и систематизировать знания детей об объектах природы.
2. Дать элементарные знания об экологической культуре.3.Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
4. Учить отображать в продуктивной деятельности знания, полученные во время наблюдений.5.Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат.
Дети имеют представления об экологической культуре.
Этапы реализации проекта.
1этап.
Воспитатель и дети:
занятия по ознакомлению с природой Лес – богатство и краса!
Береги свои леса!;
Здравствуй Лес, полный сказок и чудес!;
Воздух – невидимка;
знакомство с растениями и животными родного края;
беседы о редких растениях, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
В гости к ели, Письмо Березки;
Дидактические игры Кто в лесу живет; Что в лесу растет; Где ночует солнышко; Найди дерево по описанию;
Игры – путешествия По лесным тропинкам; Грибной разговор; Путешествие в зеленую аптеку; Зеленая служба Айболита;
разучивание сценок: Любите все живое, Белая черемуха, Пташки, летите сюда, ждет вас здесь еда!;
сюжетно – ролевые игры: Юный друг природы, Ветеринар, Цветочный магазин, Лесничий;
рассматривание иллюстраций, наборов открыток;
оформление плакатов и листовок с природоохранным содержанием;
заучивание стихов и песен о природе; пословиц об охране леса; отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;
просмотр передач из цикла: Земля в опасности
2 этап
Дети и родители:
- поездка на дачу, в парк;
поход в лес, прогулки в природу;
экскурсия в краеведческий музей;
изготовление поделок из природного материала;
гербарий;
сбор и приобретение семян;
сбор интересного природного материала.
3 этап.
Продуктивная деятельность.
участие в международном экологическом конкурсе рисунков;
проведение экологической акции совместно с родителями Сделаем парк чистым!, лозунг: После нас чище, чем до нас!;
проведение консультаций для воспитателей: Человек и природа, Правила поведения в лесу; Мусор земле не к лицу; Экологическая культура и экологическое здоровье
оформление презентации Берегите природу
проведение экологических праздников: День Защиты Природы, День Земли, День птиц;
проведение экологического развлечения Земля – наш общий дом ;
проведение экологической викторины Знатоки природы
рисование Береги природу, Мой любимый цветок
работа на огороде, в цветнике;
оформление выставки совместных работ детей и родителей Природа и творчество;
создание презентации Знакомьтесь, Красная книга;
4 этап.
Презентация Берегите природу
Презентация Знакомьтесь, Красная книга;
Перспективный план работы по образовательным областям
Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественное – эстетическое развитие, Чтение художественной литературы. Физическое развитие.
Познавательное развитие,
Беседа;
Наблюдения.
Опыты.
Экологические игры (см. Приложение)
Физическое развитие
разучивание физкультминуток,
стихи с движениями;
придумывание своих необычных движений;
творческие задания Покажи как;
разучивание игр
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы.
Е. Благинина Одуванчик.
А.К. Толстой Колокольчики.
В. Катаев Цветик-семицветик.
И Токмакова Деревья.
К. Ушинский Спор деревьев.
А. Плещеев Ель.
М.Пришвин Лисичкин хлеб
Ю. Круторогов Дождь из семян.
Л. Н. Толстой Старик и яблони, Косточка
Народная сказка в обработке К. Ушинского Вершки и корешки.
Е. Трутнева Грибы
В. Катаев Грибы
А. Прокофьев Боровик
Я. Тайц Про ягоды.
В. Бианки Лесные домишки
Д.Н. Мамин-Сибиряк Серая шейка
А.Н. Толстой Желтухин.
Е. Чарушин Что за зверь?
Г. Остер Котенок по имени Гав.
Л.Н. Толстой Лев и собачка, Котенок.
А.К. Толстой Белка и волк.
Г. Снегирев След оленя
И. Соколов – Микитов Год в лесу (гл.: Белка, Медвежья семья.
В. Бианки Приключение муравьишки.
И.А. Крылов Стрекоза и муравей.
К. Ушинский Капустница
Ю. Аракчеев Рассказ о зеленой стране.
Е.Серова Ландыш, Гвоздика, Незабудки.
Н. Сладков Любитель цветов.
Ю. Мориц Цветок.
М. Познананская Одуванчик
Е. Трутнева Колокольчик.
И. Соколов – Микитов Медвежья семья, Белки, Беляк, Еж, Лисья нора, Рысь, Медведи.
В. Осеева Ежинка
В. Бианки Купание медвежат.
Е. Чарушин Волчонок (Волчишко).
Н. Сладков Как медведь сам себя напугал, Отчаянный заяц
Художественное – эстетическое развитие.
Конкурс рисунков на тему Природа и я.
Рисование на тему Придумай и нарисуй плакат
Работа с родителями.
Оформление консультаций, буклетов и памяток на тему Экологическое воспитание детей и Берегите природу, совместное творчество детей и взрослых.
Заключение
Дети получили элементарные представления о живой и неживой природе через вовлечение в активный, познавательный и творческий процесс. В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за природой, делали выводы. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения, а так же обогатился словарный запас.
Приняв решение разработать и реализовать проект Берегите природу, были разработаны перспективы всех этапов проекта
Составленный план основного этапа проекта цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний о природе. Основной этап включал в себя беседы, наблюдения, опытно – экспериментальную деятельность совместную с педагогом. В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты, наблюдения, сделаны выводы.
Во время основного этапа родителям были предложены консультации.
Анализ полученных данных на заключительном этапе констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень экологической культуры.
Проведенные игры, эксперименты позволили дать реальные представления о различных сторонах бережного отношения к природе.
Таким образом, проект Берегите природу, в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения наблюдений, опытов реализован. Фиксирования результатов отвечает потребности ребенка реализоваться в творческой деятельности.
Список использованной литературы:1.Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство Мозаика – Синтез 2002.2.Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва Просвещение 2001.3.Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития 1997.4.Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск Асар 2001Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ Учитель 2002.5.Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ Сфера Москва 2009
Интернет ресурсы:



ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека экологических игр для дошкольников
Угадай, кто это, что это
Цель:развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
Рамочка
Цель:расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко) . В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать.
Воспитатель даёт задание:
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня.
Слепая курица
Цель:обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе).
Дети должны встать гуськом, держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая полосу препятствий (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.) . Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.
Найди свое дерево
Цель:обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
-оно гладкое или нет?
-есть ли на нём листья?
-высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать своё дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева. В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
Не природная тропа
Цель:развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .
Воспитатель намечает тропу в природе и на ней развешивает и разбрасывает различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по тропе, посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый наблюдательный.
Угадай, кто я
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.
На что это похоже
Цель:развивать творческое воображение и фантазию у детей.
Для игры необходим разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева) .
На что это похоже?
Дети должны предложить варианты, затем наиболее интересные из них зарисовать.
Наоборот
Цель:показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём по кругу
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Цепочка
Цель:развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать окружающую действительность.
Воспитатель выбирает тему цепочки, например: СНЕГОПАД и ведет с детьми беседу по этой теме типа:
-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены;
-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;
-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы пугливы;
-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;
-делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера
Времена года
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
Мальчик наоборот
Цель:воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.
Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит плохие советы.
Воспитатель даёт детям отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том, или ином случае, и объяснить, почему.
Тень
Цель:расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе) .
Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: Не буду, не буду повторять и даже объясняет почему.
Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его тень: Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д., а тень оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень
Что возьмем с собой
Цель:расширить понятия детей о различных средах обитания.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро) . Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.
Найди нужное слово
Цель:развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.
1 вариант: Подбери определение к природному объекту.
Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
2 вариант: Подбери природный объект под определение.
Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?
-Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?
Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.
Природа - не природа
Цель:выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.
Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека. Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными? По этому же принципу можно сыграть в живое – неживое, используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
Насосы
Цель:развивать у детей восприятие запахов.
Для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по одному, пропитанного запахом, разных духов.
Суть игры в том, что дети – это зайцы, на них охотится лиса, у которой свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет – это запах лисы) . Зайцы резвятся на поляне, но их нос должен всё чувствовать и вовремя определить запах лисы, чтобы успеть убежать (детям по очереди дают понюхать все три запаха и они должны выбрать запах лисы) . Если ребёнок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то заяц остаётся цел, т. к. смог вовремя почувствовать приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются зайцы - долгожители.
Репортаж
Цель:развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии) .
Педагог применяет прием по кругу для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии) . Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.
Можно использовать тему: репортаж лесной газеты, когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:
-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;
-составить репортаж о любимом животном;
-составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.
Что в корзинку мы берем
Цель:закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы:Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры.У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Вершки – корешки
Цель:учить детей составлять целое из частей.
Материалы:два обруча, картинки овощей.
Ход игры.
Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись.
В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2.На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки.
По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал Раз, два, три – свою пару найди!, нужно
Выбери нужное
Цель:закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы:предметные картинки.
Ход игры:на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: зеленый - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: влажный - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Цель :закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы:карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры:
Вариант 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
Чудесный мешочек
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Первый вариант: Опиши и угадай.
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант. Спроси и угадай.
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Сколько у этого предмета углов?
Третий вариант. Угадаем вместе.
В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.
Польза – вред
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных, ни вредных существ и явлений, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: Польза –вред.
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: Какая польза от пчелы? , дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: Какой вред от пчелы?
Второй вариант: Нравится – не нравится.
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: Хорошо – плохо.
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь) . Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? (волк стал хорошим- перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многимптицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нетвредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
Найди листок, какой покажу
Цель: учиться находить предметы по сходству; развивать внимание, координацию движений; расширять представления детей о растениях и их отдельных частях.
Правила игры: бежать (лететь) по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи, и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клён, дуб, ясень и др.) .
Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели.
Дети, в руках у которых листья клёна, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
Какое время года
Цель: учиться соотносить описание природы в стихах и прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Правила игры: нужно отгадать время года по стихотворению; показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали время года.
У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.
Воспитатель спрашивает:
– Кто знает, когда это бывает? – и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
HYPER13PAGE HYPER15
30