Публикации Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережливого отношения окружающему миру в процессе исследовательской деятельности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережливого отношения окружающему миру в процессе исследовательской деятельности.
Автор: Анастасия Николаевна Зубко

Методист МБУДО «СЮН» Корочанского района Белгородской области Зубко Анастасия НиколаевнаМетодические рекомендации для педагогов по формированию экологической культуры дошкольников, развитие любознательности и бережливого отношения окружающему миру в процессе исследовательской деятельности. Правильно сформированное экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Именно экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Дошкольный возраст является базой для формирования основ мироведения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Формирование ответственного отношения у детей к природе – сложный и длительный процесс. Поэтому, особое место в экологическом образовании занимает детский сад. Это связано, прежде всего, с тем, что в детском саду закладывается фундамент личности ребенка, его отношения с природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка, потому, что природа окружает его с первых дней жизни. Она дает ребенку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления. И работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему, накапливаются яркие эмоциональные впечатления Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг. О но тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, подводить к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни. С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы, осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдают за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуют со взрослыми. Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Ощущение и восприятие окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением, которые составляют основу познания. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением взрослого, ребенок обогащает свои знания, чувства у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать Для получения результатов необходимо создать определенные условия и, прежде всего систему работы, используя разнообразные формы и методы, включая региональный компонент: это цикл наблюдений за растениями и животными, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей; экологические занятия, спортивно – экологические праздники, инсценировки, театрализованные представления. В ходе использования данных форм и методов у детей появляется интерес к условиям жизни растений и животных, желание участвовать в различных акциях, эмоционально реагировать на красоту природы, обретая практические навыки формирования экологической культуры. Формирование основ экологической культуры у детей невозможно без участия семьи, т.к. родители показывают первый опыт общения с природой. Необходимо активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, чтобы родители переосмыслили свое поведение в природе и захотели стать хорошим примером для своих детей. Чтобы в атмосфере взаимопонимания, взаимодействия они поняли, что бережное, экологически грамотное отношение к природе, своему городу должно стать нормой поведения , и для взрослого, и ребенка. Экологические содержание экологического образования детей дошкольного возраста определяют образовательные области: «Познание», «Безопасность», «Труд». Образовательная область «Познание» обеспечивает: - формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; -развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, местам обитания человека, животных, растений; - формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления. Образовательная область «Безопасность» обеспечивает: - формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); - представлений об опасных для окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения. Образовательная область «Труд» обеспечивает: - формирование положительного отношения к труду (в природе); - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. В соответствии с ФГТ основными моделями образования детей дошкольного возраста стали: совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность самих детей. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Особенностью новых подходов к дошкольному образованию являются итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые описывают интегративные качества ребенка. Сегодня, как никогда актуальны вопросы, связанные с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы. Знания детей, их вопросы, догадки и предположения создают проблемное видение и проблемное отношение к миру, они входят составной частью в эвристическую структуру личности ребенка. Результативность и успешность процесса экологического образования детей зависит от ряда педагогических условий. Под педагогическими условиями понимают те, которые сознательно создаются в учебно-воспитательном процессе и которые должны обеспечить наибольшее эффективное формирование и протекание необходимого процесса. Работа по экологическому просвещению предполагает под собой следующие направления: - наблюдение в природе, -занятия и игры, -экологические экскурсии и походы, -путешествия по экологическим тропинкам (экотропы), - наблюдение и уход за растениями, -труд в природе, -исследовательская деятельность, - проведение природоохранных акций и выставок. Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Наблюдения проводятся в детском саду во всех возрастных группах. Наблюдения за объектами природы, за сезонными изменениями. Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста особенно важным. Этот вопрос встаёт перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе. Наблюдая за растениями, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям. Листья нужны, чтобы поглощать свет. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. Наблюдая красоту природы, отмечаем, какие органы чувств человека задействованы в наблюдении – это зрение и слух. Что при помощи наших глаз мы видим и замечаем всё, что нас окружает, а с помощью слуха – слышим звуки и голоса природы. При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Наглядным методом также является рассматривание картин природного характера, фотографий, репродукций, папок и альбомов на темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Растения», пейзажи и репродукции известных художников. Общеизвестно, что наиболее эффективными являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживание к окружающей действительности. Дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя. Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра. Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Своеобразным проводником в экологической технологии является дидактическая игра. Виды дидактических игр: 1. Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и так далее. Детям старшей группы очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре «Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы. Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты остановок с интересными заданиями, которые задала Снежная королева. При выполнении заданий дети повторяют признаки зимы, установление взаимосвязей в природе. Таким образом, проверяются знания полученные детьми на занятиях, прогулках, наблюдениях. 2. Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа), которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики. Самые любимые игры малышей – это лото «Парочки». Старшие дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети, наблюдая за ростом лука, зарисовывают стадии его роста на карточки, а затем используют их в игре. Игра «Полезные - неполезные» .Карточки с изображением продуктов, На один стол разложить то, что полезно, на другой - что неполезно. Полезные продукты: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты ,газированная вода и так далее. 3. Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Детям старшей группы задается такая ситуация: «что было бы, если бы исчезла вода?». Дети дают объёмные ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, и о последствиях при исчезновении воды. Используются такие вопросы в игре: «если бы ты заметил сломанную веточку; маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор, что бы ты сделал?», «если бы ты ел грязными руками?». Эти вопросы активизируют мыслительную деятельность детей, они учат слушать друг друга. Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично. 4. Игры-загадки: В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам больше нравятся загадки про животных. Старшие проявляют интерес к тем играм, где они соревнуются командами. В игре проявляется взаимовыручка, настойчивость в достижении цели Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». 5. Игры-беседы: В основе их лежит общение, основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Игры могут такие : «Закончи предложение : «Белка осенью запасает корма, потому что ...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...», «Глаза нужны для ». Структура проведения дидактической игры: 1. Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность. 2. Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет . 3. Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. 4. Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. 5. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Основные условия проведения дидактической игры экологического воспитания: 1. Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр. 2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры. 4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. 5. Cредства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. 6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, и сопереживания. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и так далее. Поэтому в таких играх очень важно применять наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, ситуации с литературными героями. Игра создаёт оптимальный фон для развития личности дошкольников: они часто прибывали в положительном эмоциональном состоянии, охотно обучались, мягче строили взаимоотношения друг с другом, гуманно взаимодействовали с растениями и животными. В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. В организации и руководстве игровой деятельностью детей, используется индивидуальный и подгрупповой подход. Особенно хочется выделить существенный компонент в руководстве играми – это раскрытие детям ценности и важности их игровой деятельности. Большое значение имеет коллективный анализ игры, оцениваем быстроту, и, главное, – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно следует обращать внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Недопустимо грубое вмешательство в детскую игру, следует умело и в корректной форме направлять деятельность детей, либо принимать участие в игре на правах партнёра, взяв на себя одну из ролей. Помимо этого роль педагога состоит и в том, чтобы в игре: - продолжать обучение; - развивать творческое воображение и фантазию; - расширять представления об окружающей природе; - способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков. Для того, что бы игра стала интересной, увлекательной и результативной следует учитывать следующие дидактические принципы: - доступность, - повторяемость, - постепенность выполнения заданий. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой её организацией: а) формулировка правил игры, б) определение количества играющих, в) подбор дидактических материалов. г) учёт временного фактора е) подведение итогов. Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Особую роль в экологической работе имеет ролевая игра. В экологическом просвещении дошкольников большую роль играет и сенсорный опыт детей, который уточняет цвет, форму, размер, запах, характер поверхности и другие особенности. Дети учатся сравнивать растения. Ведущий метод на таких занятиях – обследование. Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения, так как их форма во все сезоны года не меняется СаНПиН запрещает содержать в группах животных. Как же знакомить детей с ними? По картинкам? Иллюстрациям? А как же чувственный опыт? Вопрос остаётся открытым. Народная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я пойму, дай потрогать – и я запомню»... Одним из эффективных способов систематизации материала может стать создание на территории ДОУ экотропы. Цели создания экотропы: -познакомить детей с многообразием растительного мира (деревьями, кустарниками, травами ,цветами, их особенностями); -рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; -воспитывать бережное отношение к природе. Экотропа - маршрут прогулки по территории ДОУ, в процессе которой дети познакомятся с некоторыми моментами жизни природы. Попросите их присмотреться, прислушаться ко всем окружающим объектам, и наверняка они заметят то, чего не замечали раньше знают ,что в жизни деревьев, кустарников ,трав, цветов есть свои трудности , но они растут ,преодолевая невзгоды ,при этом создавая условия для жизни человека. Создание экотропы на территории ДОУ – полезная и интересная работа. Ребята, пройдя по ней, смогут лучше увидеть и еще больше узнать, как живет и чувствует себя окружающая природа, у них сформируется заботливое к ней отношение, появится желание сохранить и защитить конкретные природные объекты. Маршрут экотропы может меняться в зависимости от преследуемых целей. Вначале экскурсоводом является сам педагог, а по мере обогащения и приобретения детьми опыта они сами справляются и данной ролью. Большое значение следует уделять проведению природоохранных акций. Что же такое экологическая акция? Это общественно значимое мероприятие, направленное на охрану объектов природы. Целью экологических акций является: -привлечение внимания к проблеме сохранения живой природы; -формирование у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Экологические акции могу быть: «Лес – это тоже наш «дом», «Спасём Ёлочку» ,«Помогите птицам», «Помогите деревьям» и т. д.; выставки поделок: «Золотая осень», «Ёлочка – красавица»; рисунков: «Ёлочка-красавица» и т.д. Проведение таких акций вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу. Ведь они участвуют в настоящих взрослых делах! Праздник – это радость, это яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными и глубокими впечатлениями. К.Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка это действительно событие в детской жизни, и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы». Экологическими праздниками и развлечениями могут стать: «Праздник урожая», «Наши друзья – птицы», «День Земли» и т.д. Экологическая деятельность дошкольников носит имитационный характер, поскольку она моделирует жизненную практику и направлена на овладение конкретными практическими умениями. В связи с этим деятельность детей должна стать экологически ориентированной, в содержании которой выделяются познавательная, практическая, ценностно- ориентационную деятельность. К познавательной эколого-ориентированной деятельности относятся наблюдение, экспериментирование, моделирование, коллекционирование. Практическая экологически ориентированная деятельность в ДОУ связана с формированием стратегий непрагматического взаимодействия с природой. К ней относится: труд в природе, природопользование, деятельность (организованная, как экологически ориентированная), игровая, речевая, художественная деятельность. Ценностно-ориентационную деятельность в природе направлена на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений (критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, выбор решения, поведения). Формирование экологического отношения следует начинать с накопления опыта в эмоциональной сфере через непосредственный контакт с естественной природой. Благодаря экологической практике у детей формируется круг экологических интересов и культурно-экологических потребностей, которые они стремятся удовлетворить самостоятельно, либо с помощью сверстников или взрослых. В экологическом образовании изменились варианты диагностики, они теперь направлены, прежде всего, не на проверку знаний ребенка, а на развитие его познавательного интереса, исследовательской деятельности. Экспериментирование и опыты - это самая любимая совместная с воспитателем деятельность детей. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводятся опыты чаще всего в старших группах: разнообразные опыты с водой в разных её состояниях (твёрдом и жидком); воздухом (ветер); с песком; землёй и многое другое. Что позволяет детям ближе познакомиться со всеми свойствами живой и неживой природы. При экспериментировании и опытах дети лучше запоминают и усваивают данный материал, так как они могут его обследовать. Обследование объектов: овощей, фруктов ,природных материалов (шишки, кора, веточки, вода, лед, снег и другое), выявление их сенсорных характеристик. Для наиболее эффективного закрепления знаний в старшей группе, служит проведение опытов. Как гласит известная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Проведение опытов привлекают всех детей. Аспект опытов очень широк: с водой, в разных её состояниях: жидком, парообразном, твёрдом (лёд), а также «животворные свойства воды», что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому; с воздухом (о его роли в жизни человека и животных). А также опыты с песком, глиной, почвой и другие. Активно следует использовать «уголки-лаборатории», которые побуждают детей к наблюдению и экспериментированию. Все материалы и оборудование «лаборатории» находятся в полном распоряжении детей, многие материалы универсальны: лоскутки ткани, бумага, кусочки дерева, камушки, гайки, болтики и другие ценнейшие вещи, которыми часто переполнены карманы юных исследователей. Эти предметы служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных проектов. Стимулирование и саморегуляция познавательной деятельности в этих условиях осуществляется за счет любознательности детей и ее постоянного стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного окружения ребенка. Детское экспериментирование предполагает получение новых сведений о том или ином предмете, объекте или создание нового продукта. Одной из главных задач трудового воспитания дошкольника является формирование положительного отношения к труду и понимание общественной значимости труда. Педагоги должны сделать все, чтобы привить детям любовь и уважение к труду. Поэтому следует перед собой поставить задачу и сформировать у детей дошкольного возраста представления о значимости труда и привить детям трудовые навыки. Для этого следует привлекать в помощь родителей. Например, папы помогают в ремонте и изготовлении орудий труда: лопат, грабель, носилок. Мамы участвуют в субботниках и т.п. Результатом работы должно стать изменение отношения детей к труду. Дети с удовольствием будут выполнять трудовые поручения, проявлять инициативу при их выполнении, с уважением относится к труду других людей. Иначе говоря, у детей будет формироваться психологическая готовность к труду. А это имеет большое значение для формирования личности ребенка. Дети учатся видеть и понимать природу, начинают осознавать, какая опасность может грозить растениям и животным в современном мире, почему их необходимо охранять и беречь. Таким образом, в современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы детей, особенности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Целевыми ориентирами экологического образования становятся формирование инициативного, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого и самостоятельного ребенка; отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения. Принципы отбора содержания помогают отобрать нужное содержание для экологического образования. Принципы отбора экологического образования 1. Научность. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса. 2. Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста. 3. Гуманистичность. Формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своём здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. 4. Прогностичность. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. 5. Деятельность. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды. 6. Интеграция. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка. 7. Целостность. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы. 8. Конструктивизм. В качестве примеров дл дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. 9. Регионализм. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. 10. Системность. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности. 11. Преемственность. Преемственность всех звеньев непрерывного экологического образования: детский сад – школа. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. В старшей группе можно говорить о разном, у детей в этом возрасте достаточно развита речь, и имеется опыт общения с окружающими. Диалоги могут быть разнообразными, как например, о человеке как о части природы. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний: Чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время. Это литературные произведения, охватывающие прекрасное природы, а так же её обитателей. В первую очередь это русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и другие для младшей группы, а так же для них: С.Маршак «Усатый-полосатый» ; В. Сутеев «Кто сказал мяу»; А.Блок «Зайчик»; В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса»; А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; дл старших детей: А.Майков «Пейзаж»; Е.Благина «Рябина»; Г. Глушнев «Черепаха»; Е.Есенин «Отворила роща золотая…»; К.Ушинский «Хлеб», «Кто нужнее» и другие прекрасные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. А также потешки , поговорки, загадки, народный фольклор, народные приметы и очень многое другое. Беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. Они должны быть очень разнообразными, конечно же, с учетом возрастных особенностей детей Моделирование: в первую очередь, это работа с календарём природы, фиксация сезонных явлений природы обозначающими знаками. Составление модели цветка, животных и другое. Знакомство с произведениями искусства, создающиеся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Это наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Моделирование способствует формированию символического мышления. В большинстве моделирование используется в старшем дошкольном возрасте: это составление карт местности: групповое помещение, территории детского сада (на картах используем символические обозначения предметов, растений); модель дерева: корни, ствол, ветви, листья; моделирование экологических сказок с использованием символов-обозначений. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Технология эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, заключается в следующем • ориентировке на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и живыми организмами, с которыми они находятся в контакте в повседневной жизни; • организации регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), изобразительной (рисование, игра, конструирование); в широком использовании специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленного знакомства детей с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого её познания и творческого отражения; • совместной творческой деятельности воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами; • систематического ознакомления детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по, выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы; •регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах; • оптимального соотношения и сочетания педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного. Перед нами стоит задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии), но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества и проводятся в двух направлениях: педагог — родитель, педагог — ребёнок — родитель. Прежде, чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, её микроклимат). Важно проводить работу дифференцированно, объединить родителей. Использовать и словесные ситуации, которые предлагали родителям обсудить дома с детьми. Таким образом, правильно спланированная методическая работа показывает, что желаемого результата в экологическом воспитании детей можно добиться при хорошо спланированном воспитательно-образовательном процессе и тесном сотрудничестве с родителями.