Публикации Типы поведения в конфликте студентов в зависимости от уровня психологического благополучия

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Типы поведения в конфликте студентов в зависимости от уровня психологического благополучия
Автор: Воронцова Алина Александровна

ФИО: Воронцова Алина АлександровнаДолжность: Педагог – психологНаучный руководитель: Ротманова Наталья Валерьевна, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии.Тема: «Типы поведения в конфликте студентов в зависимости от уровня психологического благополучия» Актуальность данной темы обусловлена, конечно, тем, что факт конфликта на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, потому что они приводят к значительным результатам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Следовательно, можно понять, что проблема управления конфликтами очень актуальна для эффективной работы организации, и она требует более детального изучения. Проблема исследования: выявление взаимосвязи особенностей типов поведения в конфликте студентов в связи с уровнем психологического благополучия. Объектом исследования является типы поведения в конфликте студентов в зависимости от их уровня психологического благополучия.Предметом исследования курсовой работы – различные типы поведения студентов в конфликтной ситуации.Исходя из цели и задач, были определены следующие гипотезы нашего исследования: 1. Существуют особенности взаимосвязи типов поведения в конфликте ипсихологических особенностей студенческого возраста с разным уровнем психологического благополучия; Цель данной работы заключается группами людей, а именно, психологическое благополучие как предиктор типов поведения в конфликтной ситуации. В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:1. Рассмотреть основные типы поведения в конфликте, психологическое благополучие как предиктор этих типов поведения;2. Проанализировать имеющиеся по данному вопросу исследования и теории;3. Подобрать диагностический инструментарий. Сформировать выборку и провести исследование;4. Провести анализ полученных результатов, с помощью методов математической статистики;5. Интерпретировать и обобщить результаты. Гипотеза нашего исследования: 1. Существуют особенности взаимосвязи типов поведения в конфликте ипсихологических особенностей студенческого возраста с разным уровнем психологического благополучия. Теоретическая значимость и новизна исследования заключатся в следующем: Конфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; требуют единой методологии, как в исследованиях, так и в практическом их регулировании. Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Но все эти методы не всегда способны обеспечить психологов надежной информацией. Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получили опросные методы. Практическая значимость и новизна исследования заключатся в следующем: Полученные в исследовании данные могут быть использованы педагогами, психологами и родителями в работе со студентами, на основании исследования может быть сформулирован ряд рекомендаций применительно к студенческому возрасту в сфере профилактики конфликтных ситуаций и сохранения психологического благополучия. Новизна исследования заключается в том, что отсутствуют исследования, посвященные проработке вопросов связи психологического благополучия, и типов поведения в конфликте в студенческом возрасте. Наиболее значимым является рассмотрение юношеского возраста по той причине, что на протяжении этого периода чаще всего возникает и проявляется состояние психологического неблагополучия. Раскрытие взаимосвязи может способствовать более конструктивному и продуктивному участию человека в жизни общества. Необходимость нахождения взаимосвязи феноменов психологического благополучия как предиктор типов поведения, и основных типов поведения в конфликте студентов определяет научную новизну исследования. Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным. (Ожегов, 2019) Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие – жёстко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение «практика», «собеседника», «мыслителя». В зависимости от типов, включенных в конфликт личностей он может протекать по- разному. «Практик» действует под лозунгом «Лучшая защита – нападение». Действенность людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. «Практик» менее чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно. Для «собеседника» характерен лозунг «Плохой мир лучше, чем хорошая война». Главное для него – общение с людьми. «Собеседники» более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. «Собеседники» не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и, стремиться сгладить возникающее противоречие в самом его начале. «Собеседники» более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива. (Киршбаун, 2019)Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.2. Внутриличностный конфликт может возникнуть также в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу - в свой выходной - какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать.3. Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.4. Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом. Современная психология разработала и другие типологии, учитывающие поведение людей в конфликтных ситуациях. (Гагаринская, 2019) Так, американский психолог Эрик Берн (1902-1970) разработал концепцию трансактного анализа. Согласно его теории все люди разделяются по трем основным состояниям, которые доминируют в их психике: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Люди, относящиеся к первой группе, склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи - прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой, например два «ребенка» или два «взрослых». В 90-е годы американский психолог К. Томас предложил оригинальную тестовую методику определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации. Эти способы поведения он обозначил следующим образом: 1) избегание или уход от конфликта; 2) соперничество или силовой метод; 3) приспособление или метод односторонних уступок; 4) компромисс или взаимные уступки; 5) сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения. Непосредственное исследование конфликтов как реакции на те, или иные особенности внешней ситуации связано с экспериментальными работами М. Дойча (1985) в изучении интерперсональных конфликтов и М. Шерифа (1967) в области межгрушювых конфликтов. Именно им психология в первую очередь обязана введением конфликта в ранг экспериментально изучаемой психологической проблематики. Самым значительным именем среди тех, кто сделал ситуационную природу конфликта предметом основного внимания и ту экспериментального анализа, является М. Дойч, ученик и младший коллега К. Левина, чьи исследования в области социальной психологии групп оказали на него огромное влияние. Левин считал важнейшей характеристикой группы систему взаимозависимостей и взаимосвязей между ее членами. Именно эти характеристики социальных отношений стали основным предметом многолетних исследований М. Дойча. Результатом этих многочисленных исследований стала теория кооперации и конкуренции, Дойч считает, что его теория строится вокруг двух основных положений: одно из них связано с типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию, другое - с типом действий этих людей. Он различает два основных типа взаимозависимости целей: способствующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими; и противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели другими. Также выделяются два типа действий индивида: эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели, и ухудшают действия, имеющие противоположные результаты. Далее Дойч комбинирует типы взаимозависимости и типы действий, чтобы установить, как они будут влиять на основные социально-психологические процессы. (Ананьев, 2019) Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. С какими личностными особенностями связаны такая внутренняя картина мира личности и стиль, способ его жизни? Ответ на этот вопрос уже сложнее, поскольку разные исследователи, описывая даже схожие особенности личности, нередко пользуются разными понятиями, разным словарем. В качестве базовых составляющих психологического благополучия принято выделять следующие показатели:
  • Позитивные отношения с другими;
  • Принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни);
  • Автономия (способность следовать своим собственным убеждениям);
  • Компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью);
  • Наличие целей, придающих жизни направленность и смысл;
  • Личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.
  • Примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность. Понятие "психологическое благополучие" близко связано с такими понятиями, как душевное здоровье и осмысленность жизни. Как пишет П.П. Фесенко, «Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос», однако на основании собственных исследований автор утверждает, что осмысленность жизни и психологическое благополучие личности напрямую и значимо коррелируют между собой. Согласно его данным, «все структурные компоненты психологического благополучия прямо коррелируют с уровнем осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями». Вопросами психологического благополучия занимались Н. Брэдбёрна, Вотермена, А.А. Кроник. Э. Динера в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие», изучением проблемы позитивного психологического функционирования личности занимались А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена, К. Рифф. Проблема позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века. Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика «Шкала баланса аффектов» применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор. Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. (Гагаринская, 2018) Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, можно разделить на несколько групп. В первой группе мы рассмотрим феномен «психологическое благополучие» как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое. К гедонистическим теориям можно отнести все те учения, где благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворённости - неудовлетворённости, строится на балансе позитивного и негативного аффектов это концепции Н. Брэдбёрна и Э. Динера. Н. Брэдбёрн создал представление о структуре (модель) психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта. К. Рифф отмечает, что выделенные компоненты психологического благополучия соотносятся с различными структурными элементами теорий, в которых так или иначе речь идет о позитивном функционировании личности. Например, «самопринятие» (как компонент психологического благополучия по К. Рифф) соотносится не только с понятиями «самоуважение» и «самопринятие», введенными и разработанными А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом и М. Яходой. Оно также включает в себя признание человеком своих достоинств и недостатков, соотносимое с концепцией индивидуации К. Г. Юнга, а также позитивную (в основном) оценку человеком собственного прошлого, описанное Э. Эриксоном как часть процесса эго-интеграции. К третьей группе отнесем понимание феномена «психологического благополучии» на основе психофизиологической сохранности функций. Основу этой группы составляет мнение о том, что генетические факторы также могут объяснить индивидуальные различия в психологическом благополучии. Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают, что связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием является очевидной. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, которые уменьшают возможности для удовлетворенности жизни. Р.М. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как Автономия и Позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами. А.В. Воронина пространством бытия человека рассматривает биологическое пространство, в котором человек выступает как естественное существо. Источником формирования биологического пространства служит сохранность биологических систем организма, выражением которой является барьер психической адаптации. Уровень психологического благополучия в данном случае - это психосоматическое здоровье как отражение процесса взаимосвязи психической и соматической сфер. Психолого – педагогическое исследование проходило в 2 этапа: поисково – подготовительный этап, опытно – экспериментальный этап. В исследовании были использованы такие методы как: торетические (анализ психолого – педагогической литературы, моделирование, обобщение, целеполагание), эмпирические (тестирование по методикам). Методика «Поведение в конфликтной ситуации, TKI (Томас-Килманн)» адаптирован Н.В. Гришина; Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); Диагностика конфликтности (Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности») Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (Автор Н. В. Панина)Для обработки эмпирических данных, согласно задачам исследования, выбраны следующие методы:1) λ - критерий Колмогорова-Смирнова можно проверить распределение на «нормальность» т.е. определить отличается ли распределение от «нормального».2) Корреляционный анализ Спирмена с целью изучения специфики взаимосвязей характерологических особенностей, направленности личности и стиля поведения пятиклассников при переходе в среднее звено.3) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.4) Факторный анализ с целью изучения структуры характерологических особенностей, направленности личностных особенностей пятиклассников. Библиографический список
  • Адлер А. Индивидуальная психология [Текст] // История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  • АльбухановаСлавская, К.А. О субъекте психической деятельности [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. – М., 1973.
  • Анананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б.Г.Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 2019.
  • Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. - М.: Наука, 2018. - 324 с.
  • Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы [Текст] / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. Вып. 2 (48), 2019.
  • Гагаринская Г., Калмыкова О., Гагаринский А. Профилактика конфликтных ситуаций в организации [Текст] / Г. Гагаринская // Кадровик. – 2018. – № 7. – С. 30–35
  • Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы [Текст] / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. Вып. 2 (48), 2019.
  • Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия личности студентов психологов [Электронный ресурс] / Л.Б. Козьмина // Теория и практика общественного развития . 2019. №11. – Режим доступа: [ 19/02/16].
  • Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. [Текст] / Э.И. Киршбаум — Л., — 2019. — 252 с.
  • Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности [Текст] / И.С. Кон – М., 1976. – 175 с.
  • Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью [Текст] / Л.В. Куликов // Общество и политика. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун. та. –2020. – С. 476-510
  • Куликов Л.В. Субъективное благополучие личности [Текст] / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения. – СПб., 2021. – С.162-164.
  • Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] /Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2001. –№1. – С. 57-66.
  • Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К.Рифф [Текст] // Психологический журнал. 2020, №3. С. 24-37.
  • Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: А Темп, 2019.
  • Фрейд З. О психоанализе [Текст] / З. Фрейд // Психоаналитические этюды / сост. Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского. Минск: Попурри, 2018.