Публикации "Основные параметры общения педагога с дошкольниками"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Основные параметры общения педагога с дошкольниками"
Автор: Наталия Леонидовна Довыдова

Основные параметры общения педагога с дошкольниками.Формой общения называется деятельность общения на определённом этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств. На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формыобщения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. Важной задачей воспитателя является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям малыша.Последовательность развития форм общения ребенка с взрослым 1. Ситуативно-личностная форма общения. Возникает первой в онтогенезе и остается главной и единственной от одного до шести месяцев жизни. В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно - личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения.2. Ситуативно-деловая форма общения.Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать с предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно - действенные средства общения - дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.Ситуативно-деловая форма остается главной в общении ребенка с взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трех лет). Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения.В ситуативно-деловом общении со взрослым появляются первые словаребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т.е. произнести слово.Причем эту задачу - сказать то или иное слово - опять же ставит перед ребенком только взрослый. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, т.е. произнести вслед за ним новое слово. Так, во взаимодействии с взрослым возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения - речь.3. Внеситуативно-познавательное общение. При нормальном ходе развития складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, где зимуют бабочки, из чего делают бумагу и т.д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Детей удовлетворяют любые ответы, им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, достаточно просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Поверхностные ответы вполне удовлетворяют дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя картина мира. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное - чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались не замеченными. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. В этот же период складывается новая потребность - потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества со взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. В старшем возрасте дети ждут оценки воспитателя. Им важно, чтобы воспитатель не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Педагогу необходимо поощрять ребенка, внушать уверенность в своих силах, хвалить за малые (порой несуществующие) достижения.4. Внеситуативно-личностное общение.Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы тут опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше воспитатель постоянно говорил детям, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя, но младшиедети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть - семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте.Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно - личностная форма общения. У старших дошкольников внеситуативно-личностное общение существуетсамостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Старший партнер является для ребенка конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него - это компетентный судья, знающий «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания. Ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых - воспитателя, врача, учителя и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними. Потребность во взаимопонимании - отличительная особенность личностной формы общения. Если взрослый будет указывать на отрицательные черты характера, это может сильно обидеть и ранить ребенка, но не приведет к исправлению этих черт характера. Здесь так же необходимо поддерживать стремление «быть хорошим» поощрять правильные поступки и положительные качества.