Публикации
Основные направления клинической психологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные направления клинической психологии
Автор: Рябушева Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные направления клинической психологии
Автор: Рябушева Ирина Анатольевна
Основные направления клинической психологииКлиническая психология – это отрасль психологического знания, которая тесно связывает психологию с рядом естественных, гуманитарных и технических наук. Выбирая данное направление специализации, психолог осваивает компетентностную модель специалиста, деятельность которого лежит в сфере медицины, образования и работы подразделений чрезвычайного реагирования, силовых структур и социальной поддержки.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, клиническая психология – это специальность широкого профиля, включающая целый ряд профилей специализации. Таким образом, под клинической психологией понимается отрасль научного знания, которая объединяет психологию и медицину. Клиническая психология, как уже отмечалось выше, является комплексной наукой, которая охватывает сложный, многоаспектный предмет познания. Дробление предмета клинической психологии позволяет выделить внутри данной науки целый ряд отраслей. Разные научные школы смотрят на эту проблему по-разному. Так, в традиционных научных школах, к клинической психологии относят: психотерапию, психодиагностику, консультативную психологию, психогигиену, психологическую реабилитацию, ряд областей дефектологии, которые в России традиционно относят к вопросам специальной психологии, психоcоматику.Традиционно наиболее близкими к клинической психологии считают общую психологию и психиатрию. Однако большой вклад в развитие клинической психологии вносится и такими естественнонаучными отраслями, как анатомия, физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, физиология сенсорных систем. А среди отраслей психологии наиболее близки связи, помимо общей психологии, с психофизиологией, дифференциальной психологией, психодиагностикой, психологией развития, психологией девиантного поведения. Психиатрия – это медицинская наука, но она тесно соприкасается с клинической психологией, их предметы познания частично пересекаются, обе науки занимаются изучением психических расстройств человека. Однако предмет познания клинической психологии не исчерпывают психические расстройства. Более того, будучи психологической наукой, клиническая психология при изучении психических расстройств делает упор на психологическую составляющую (то есть изучает нарушения психических процессов и функций, их влияние на развитие и функционирование личности, изменение адаптивных возможностей и т.д.). Психиатрия же, является областью медицины, больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств.Анатомия и физиология мозговых структур дают клинической психологии знания об устройстве и механизмах работы материального субстрата психики в целом и отдельных её феноменов – в частности. Клиническая психология связана и с психофармакологией – и та, и другая изучают влияние различных лекарственных средств на психику и отдельные её феномены. Так же существует связь и между клинической психологией, и медицинской педагогикой. Это смежная с медициной, психологией и педагогикой область, в задачи которой входит обучение, воспитание и лечение больных детей.С дифференциальной психологией клиническую психологию сближает выделение и выявление причин происхождения индивидуальных различий. Только клиническая психология выявляет и изучает индивидуальные различия в пределах своей предметной области. Дифференциальная же психология на основе клиникопсихологических знаний расширяет и уточняет свои объяснительные научные теории и классификации.Психотерапия как самостоятельная медицинская специальность тесно связана с клинической психологией. Теоретические и практические проблемы психотерапии разрабатываются с опорой на достижения клинической психологии. Многие научные школы включают психотерапию в состав отраслей клинической психологии. Однако положение об особой близости психотерапии и клинической психологии нередко оспаривается. Многие учёные считают, что с научной точки зрения, психотерапия ближе к медицине. При этом приводятся следующие аргументы:1) лечение больных является задачей медицины;2) психотерапия является лечением больных.Отсюда следует, что в какой-то степени психотерапия является задачей медицины. Следуя этой логике, во многих странах право заниматься психотерапией имеют только врачи. Клиническая психология близка к ряду других психологических и педагогических наук: экспериментальной психологии, сравнительной психологии, специальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии, социальной педагогике и др. То есть в процессе получения профессионального образования, клинический психолог должен овладеть компетенциями в очень широкой сфере профессиональных задач. Спектр этих задач ограничивает предмет клинической психологии как науки. Кроме решения специфических для данной науки задач, клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие общей психологии. Отмечая тот факт, что на предмете патологии мы отчётливее можем понять и осмыслить те феномены и процессы, которые наблюдаются в норме. Зейгарник Б.В. утверждает, что клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии, таких как:1) соотношение социального и биологического в психике человека;2) глубокое сущностное понимание психических процессов;3) основные закономерности развития и распада психики, ихсоотношение;4) влияние личностного компонента на структуру различныхформ психической деятельности.Выделяя основные направления клинической психологии, мы можем двигаться двумя путями: во-первых, мы можем выделить основные отрасли, которые включает в себя клиническая психология; во-вторых, мы можем проанализировать современный уровень развития данной науки, выделив наиболее актуальные направления исследований на сегодняшний день. Пойдя первым путём, мы должны выделить в рамках клинической психологии, прежде всего, общую клиническую психологию, и ряд частных её отраслей. Так, У. Бауманн, М. Перре, выделяя общую и частные составляющие клинической психологии, под общими аспектами понимают общие характеристики всех расстройств, а под частными – характеристики конкретных расстройств. Соответственно общая клиническая психология, по мнению данных авторов, включает патопсихологию (симптоматология, этиология, прогноз, классификация, эпидемиология); психодиагностику; психологическую интервенцию; психосоциальное здравоохранение.Общая клиническая психология изучает:– психологические особенности больного человека, а именноособенности временно изменённой и болезненной психики по сравнениюс нормой;– психологию медицинского работника, в частности, врача (вопросыобщения врача с пациентами, психологической атмосферы лечебного учреждения);– проблемы соматопсихики и психосоматических проявлений;– учение об индивидуальности (характер, темперамент, личность),этапы постнатального онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), особенности аффективноволевых процессов;– медицинскую этику, в частности вопросы врачебного долга,врачебной тайны и т. д.Частная клиническая психология изучает такие вопросы, как:– психологические особенности больных с пограничными формамиНервнопсихических расстройств (наиболее чувствительные и ранимые больные), являющиеся объектом деятельности врача любой специальности;– психологические особенности больных при подготовке и проведениихирургических вмешательств и в послеоперационном периоде;– психологические особенности больных, страдающих различнымизаболеваниями(инфекционными,нервнопсихическими,сердечнососудистыми, гинекологическими, кожными, новообразованиями);– психологические особенности больных, имеющих нарушения различных органов и систем, в частности анализаторных (слепота, глухота);– медикопсихологические особенности трудовой, военной и судебной экспертиз.Также данные исследователи, исходя из предметной направленности и методологометодической специфичности, выделяют в структуре клинической психологии следующие направления:1) нейропсихология;2) патопсихология;3) психосоматика;4) психология соматического больного;5) перинатальная психология;6) психология аномального развития;7) психология отклоняющегося поведения;8) психологическое сопровождение диагностического и лечебногопроцесса;9) основы психологического воздействия в клинике;10) клиническая психология в экспертной практике.ВыводВ практике специалиста в области специальной психологии и логопедии каждый ребёнок отражает последствия влияния болезненного воздействия на его познавательные функции, речь, эмоции, поведение и коммуникацию. Для качественного формирования необходимых профессиональных компетенций, правильного выбора направления коррекционной и реабилитационной работы с детьми профессионалу в этой области необходимое глубокое постижение многих областей клинической психологии. Нейропсихологические знания - это знания, которые позволяют понять связь локализации мозгового повреждения и нарушений функций психики. Понимание логики патопсихологического исследования даёт возможность выявить нарушенные и сохранные способности. Психопатология формирует необходимые компетенции в области оценки болезненной природы нарушенных психических проявлений. Клиническая психология в клинике внутренних болезней помогает выявить вклад соматического звена в психические нарушения, раскрывает различные типы реагирования личности пациента на болезнь. Понимание сущности психотерапии, психологической коррекции, психогигиены и психопрофилактики позволяет сформировать экологичное взаимодействие с детьми особой заботы и их семьями, спланировать оптимальный ритм и последовательность коррекционной работы.Список используемых источниковЦветкова Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М., 1995. – 304 с. Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. – СПб. : СанктПетербург. – 1993. – Стр. 24. 3. Човдырова Г.С. Клиническая психология. Общая часть [Электронныйресурс]: учебное пособие/ Човдырова Г.С., Клименко Т.С.— Электрон. текстовыеданные.— М.: ЮНИТИДАНА, 2015.— 247 c.— Режим доступа: .— ЭБС «IPRbooks» 4. Шамрей В.К. Психотерапия [Электронный ресурс]/ Шамрей В.К.,Курпатов В.И.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: СпецЛит, 2012.— 505c.— Режим доступа: .— ЭБС «IPRbooks» 5. Шамрей В.К. Расстройства психосоматического спектра: патогенез,диагностика, лечение [Электронный ресурс]/ Шамрей В.К., Краснов А.А.—Электрон. текстовые данные.— СПб.: СпецЛит, 2013.— 288 c.— Режим доступа: .— ЭБС «IPRbooks»6. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия [Электронный ресурс]: учебноепособие/ Бурно М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, Деловая книга, 2012.— 800 c.— Режим доступа: .— ЭБС «IPRbooks»7. Введение в клиническую психологию: УчебнометодическийКомплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология» (бакалавр) : учебнометодический комплекс / . ДиректМедиа,2013. 94с.8. Ведехина С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебноепособие/ Ведехина С.А. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научнаякнига, 2012. — 159 c.— Режим доступа: .— ЭБС «IPRbooks»9. Гуревич, П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. ЮнитиДана,2015. 319с.