Публикации ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Павлова Анна Геннадьевна и Семенова Алина Алексеевна

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПАВЛОВА А.Г., СЕМЕНОВА А.А.Павлова Анна Геннадьевна – учитель начальных классовСеменова Алина Алексеевна - учитель начальных классовМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 города Белгорода»Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития творческих способностей у детей начальных классов, а также отмечаются критерии творческих способностей к учебной и внеучебной деятельности. Отмечаются возрастные тенденции развития познавательной сферы ребёнка. Ключевые слова: младший школьный возраст, познавательные процессы, новообразования, творческая деятельность, показатели творчества, возрастные особенности, интерес.Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования творческих способностей, что связано с активным развитием у детей воображения, с проявлениями умения наблюдать, сравнивать, критически оценивать. Еще Е.П. Ильин в своих трудах отмечал, что «с приходом ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов, которые из «натуральных» к концу этого периода должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредованные».В младшем школьном возрасте происходят большие изменения в познавательной сфере. Ребёнок в процессе обучения и воспитания овладевает определенным запасом знаний, умений, навыков, которые в дальнейшем использует в своей деятельности.А. Н. Козиненко считает, что: «активность ребенка в любой деятельности во многом зависит от его мотивации, компонентом которой является интерес. Младший школьник не может долго удерживать интерес к учебной и внеучебной деятельности, поэтому между возникновением у него намерения и самого исполнения деятельности не должно проходить много времени, иначе это стремление может «остыть»».По мере вхождения ребенка в учебную деятельность у него формируется рефлексия, в процессе которой учащийся осознает не только саму деятельность, но и себя в этой деятельности, свои потребности, мотивы, возможности, что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.Таким образом, в младшем школьном возрасте проистекают конфигурации в познавательной, психологической, мотивационной поле деятельности. Главными психическими новообразованиями в данном годе имеется необоснованность ненормальных действий и их интеллектуализация, врождённый чин деяний, мысль.Т.В. Гавриловой определены важные для становления творческих способностей младших школьников возрастные тенденции в развитии их познавательной сферы, происходящие преимущественно под влиянием обучения: 1) словесно-логического мышления, связной речи, размышления;2) развитие произвольного воображения, совершенствование репродуктивного воображения, постепенный его переход к творческому; 3) возрастание роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания; 4) перестройка восприятия, которое становится целеустремленной, управляемой деятельностью, углубляется, приобретает характер наблюдения;5) постепенная дифференциация учебных интересов и начало формирования способностей школьников в разных отраслях. А.С. Сокова отмечает, что «большую часть своей активной деятельности младшие школьники осуществляют с помощью воображения, которое является психологической основой их творческой деятельности». Д.Б. Богоявленская указывает, что в течение младшего школьного возраста наблюдается положительная динамика творческого воображения, развивается способность детально проработать свои идеи, довести задуманное до конца, придать законченность создаваемым образам. Также постепенно развивается творческая инициатива учащихся, проявляющаяся в способности к поиску творческих решений.А.Б. Белый определил следующие основные факторы, влияющие на уровень сформированности творческих способностей у младших школьников: «наличие интереса к учебным предметам художественного толка, потребность в творческой деятельности, желание заниматься ею, наличие творческих мотивов; эмоциональная активность, мотивация и одобрение, степень осознанности и овладения приемами мыслительной деятельности, умение выделить познавательную задачу, осуществлять перенос опыта в творческую деятельность, темп и интенсивность течения деятельности, инициативность в решении творческих задач, степень выявления качеств ума (самости скорости, последовательности); уровень личностной рефлексии (самооценка, самоконтроль); производительность и степень развития «чувства новизны» (гибкость, оригинальность мышления)». Л.С. Караоол указывает на следующие показатели развития творческих способностей младших школьников: «оригинальность, абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную), скорость творческого мышления (продуцирование большого количества осмысленных идей), невербальное воображение, наглядно-образное мышление, положительное эмоциональное отношение эмоциональные переживания ребенка в процессе творческой деятельности и творческая мотивация».Н.В. Кондратьева указывает на отсутствие определения единого критерия творческой деятельности.А.В. Король к критериям творческих способностей младших школьников относит:
  • Когнитивный критерий оценивает наличие всеобщих творческих способностей младших школьников: богатство и инициативность воображения и творческого мышления. Показателями критерия выступают: умение устанавливать разнообразные ассоциативные связи; произвольность воображения, богатый запас впечатлений от окружающего мира; умение производить оригинальные идеи и решения.
  • Сенсорно-эстетический критерий позволяет определить уровень развития эмоционально-чувственной сферы младших школьников, ее способность к эмоциональному переживанию и ощущению красоты, выражению эстетических эмоций, переживаний, чувств. Показателями данного критерия: глубина и яркость эмоционально-эстетической реакции; целостность чувственно-художественного восприятия; способность к «вхождению» в образ.
  • Деятельностный критерий определяет уровень интереса к художественно-творческой деятельности, усвоение и применение детьми младшего школьного возраста необходимых специальных качеств, умений и навыков, способствующих овладению средствами художественно-творческой деятельности. Показателями этого критерия есть: интерес к художественно-творческой деятельности и получение удовольствия от нее; владение навыками художественно-творческой деятельности; способность к самостоятельному созданию художественных образов.
  • С. Кузнецова, Т. Романова считают главными критериями и показателями творчества младших школьников: эмоциональность; общие художественные навыки; творческое мышление; специальные способности.Анализ исследований по данному вопросу выявил не только разные подходы к его решению, но и отсутствие четкого распределения компонентов, критериев, показателей и уровней развития творческих способностей младших школьников.Возрастными особенностями мышления детей младшего школьного возраста, влияющих на развитие творческих способностей, являются такие как: образность, эмоциональность, своеобразие, яркость, ассоциативность, оригинальность.Важным новообразованием у детей 6-7 лет, что напрямую связано с развитием творческих способностей, как отмечает Е.П. Ильин, является воображение. Поэтому развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста является важным направлением работы педагогов.Воображение в психологии определяется как процесс создания человеком представлений, которые в действительности оно не воспринимало, и классифицируется как воспроизводящая, или репродуктивная (процесс создания человеком образов объектов на основе описания, схем, чертежей и т.п.), и продуктивная, или творческая (процесс создания новых оригинальных образов и идей).У детей младшего школьного возраста преобладает воспроизводственное воображение, направленность этого психического процесса только начинает формироваться, а планирование его продуктов еще отсутствует. Особенностью создания образов является действие предмета. Развитие воображения осуществляется через обыгрывание предмета. Образы отличаются большей индивидуализированностью, чем у детей постарше, часто далеки от реальности, у них сосуществуют реальные и фантастические элементы. Особенностью образов воображения детей младшего дошкольного возраста есть их яркость, эмоциональность, легкость появления и изменения.Существенной характеристикой детского творчества отсутствие внутренних барьеров, которые порождают скованность, усложняют творчество. Было бы неправильно утверждать, что у детей полностью отсутствует самоконтроль. Он есть, но направлен на процесс игры – творчества, а не на качество творческого продукта. Таким образом, творческую активность, творческий потенциал младших школьников можно проанализировать по следующим трем группам показателей:1) отношение детей к творчеству: их увлечение, способность «войти» в мнимые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;2) качество способов творческих действий: быстрота реакций, изобретательность, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий;3) качество продукции: отбор характерных признаков, предметов, жизненных явлений, отражение его в творческой деятельности.Развитие творческих способностей младших школьников во многом зависит от позиции и профессиональной деятельности учителя: знания и владения им технологий обучения и воспитания, умения комбинировать методы и приемы для развития творческих способностей детей. Важен для учителя и принцип активности ребенка. Знания учащихся, умственное, духовное и культурное развитие должны опираться на собственные усилия. Особую ценность для ученика имеет путь, который он изберет, решая поставленную перед ним проблему. Ученик овладевает знаниями и навыками, которые в будущем не сможет применить к аналогичным задачам. Этот принцип поможет ребенку выработать в себе уверенность в собственной ценности, в том, что он сам справится и с собственными усилиями сумеет преодолеть трудности, случающиеся на его жизненном пути.Для ребенка младшего школьного возраста характерны четыре основных вида деятельности: обучение, общение, игра и труд, выполняющие специфические функции в его развитии. В учебном процессе игровая деятельность имеет форму дидактической игры, игровой ситуации, игрового приема, игрового упражнения. Дидактические игры, используемые в начальной школе, активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, смекалку, воображение, фантазию, закрепляют знания, умения и навыки.Главное направление стимулирования развития творческих способностей детей в игре – выработка у ребенка установки на розыск никак не 1-го, а нескольких методик игрового деяния (операций), создание эксперимента конфигурации приятных критерий, коими ориентируется игровая обстановка. Познание преподавателем действенных технологий сотворения и проведения дидактических игр – одно из критерий его фуррора в организации творческой деловитости студентов.Главное интерес учителя обязано существовать ориентировано никак не на итог усвоения конкретных познаний, а на приобретение новейшей инфы. Любой малыш способен творить свежее на субъективном уровне. Нужно этак осуществить учебно-воспитательский процесс, чтоб детки сами раскрывали для себя свежее (верховодило, регулярность, качество и т.п.), подтверждая выдвинутые гипотезы, деятельно разговаривая, совещаясь меж собой и преподавателем.Список литературы:
  • Белый А. Б. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / А. Б. Белый. — М.: Изд. центр «Академия», 2015. — 300 с.
  • Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. — М.: Педагогика, 2007. — 96 с.
  • Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2013. — 448 с
  • Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев — М.: Бином, 2014. — 160 с.