Публикации Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в современных условиях

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в современных условиях
Автор: Доронина Ирина Алексеевна

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в современных условияхДоронина И.А.Заведующий МБДОУ д/с № 62 «Журавушка»,г.ТаганрогВсякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества. (В.Гюго)"Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения."(А.Чехов) Семья, мы часто слышим это слово, но какой смысл мы вкладываем в это понятие?В словаре Ожегова СЕМЬЯ, - Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. Для родителей:«Семья- это самые близкие люди, которые заботятся друг о друге и несут ответственность»;«Семья – это самое ценное, что есть в жизни и не всем дано это сохранить и нести всю жизнь. Уважение, взаимопонимание»;«Семья – это дружный сплочённый коллектив родителей с детьми. Где царит любовь, взаимопонимание, взаимоуважение и родители являются положительным примером для детей»«Семья – это то, что поддерживает вас в любой ситуации»«Семья – это любовь, терпение, взаимопонимание. Большой труд»«Семья – это счастье»Для детей:«Семья – это папа, мама и я».«Это люди, которые живут вместе и любят меня!». Отношения между родителями и детьми в древнерусских семьях регулировались как нормами христианской морали, так и народными традициями. Истину, выработанную вековой народной мудростью, донесли до нас примеры из устного народного творчества. Предлагаю вашему вниманию притчу:«Посвящается моей семье» Что такое мама? Это первый луч солнца, первый вдох и выдох, первое прикосновение, первое услышанное слово, первый взгляд, первая улыбка. Мама — это тот человек, который за руку выводит тебя в мир. Что такое отец? Отец - это первое наставление, первый ремень, первый урок, первый разговор по душам, первая защита, первая скала и опора. Отец - это твердыня. Что такое брат? Брат — это первый помощник, первый партнер по играм, первый критик, первый соратник. Брат — это второе крыло. Что такое сестра? Сестра — это женщина, которая сама вскоре станет кому-то женой и мамой. Сестра — это мама в миниатюре. Что такое супруг или супруга? Это — ближайший советник и помощник, тот ближний самый человек, возлюбить которого мы обязаны по Евангелию (Евангелие от Матфея 22, 36-38). Что такое ребенок? Ребенок — это тот человечек, который продолжит путь по твоей тропинке в этом мире. На разных этапах общественного развития менялось отношение государства к семье и к семейному воспитанию, стала другой и сама семья. На уровне государства приняты нормативно-правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании, в том числе и направленные на развитие взаимодействия с семьями детей, на формирование семейной культуры. В "Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) говорится о повышении гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, что позволит обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Впервые в Законе «Об образовании» в ст.18 сказано о том, что именно «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». В основе новой государственной политики взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь им, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность. Как мы видим, сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Введение образовательных стандартов в практику дошкольных образовательных учреждений обозначило ряд проблем для всех участников образовательного процесса, в еще большей степени обозначило необходимость в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в период нахождения детей в дошкольном учреждении. С 8 июля 2008 года мы отмечаем праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус. Главная цель праздника- продвижение истинных ценностей: любви, верности, ответственности. Установление Дня семьи призвано обратить внимание всех нас на то, что семья, основной элемент общества, остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры. В 2004 году стартовала Общенациональная программа «В кругу семьи». Миссия Общенациональной программы: создание государственной идеологии, направленной на возрождение семьи в России, создание положительного образа полной многодетной семьи, пропаганда - целомудрия, верности, любви и преданности в браке, радости отцовства и материнства, заботы о родителях, воспитания детей в духе патриотизма и любви к Родине. В наши дни актуальным и востребованным становится успешное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе решения задач воспитания подрастающего поколения. На формирование личностных качеств ребенка влияют сознательные воспитательные воздействия родителей, общий тонус семейной жизни. Многие семьи с трудом приспосабливаются к новым условиям, разрушаются традиции семейного воспитания, рушатся нравственно-эстетические нормы, возникают конфликтные ситуации между родителями и детьми. Конфликтные ситуации в семейных отношениях, отражаясь в психике ребенка, являются фактором его негативной личностной динамики, выражающейся в повышении тревожности, неуверенности, низкой и нестабильной самооценке. В современном обществе наблюдается тенденция самоустранения некоторых родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В существующих социально-экономических условиях многие семьи оказались в кризисной ситуации, что отражается на их основных функциях, особенно воспитательной. В результате мы наблюдаем снижение уровня нравственного поведения подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. Еще одна проблема, с которой сталкиваются семьи, заключается в том, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Что не может сказаться на качестве детско-родительских отношений, соответственно, на развитии ребенка. Основные трудности, с которыми сталкиваются родители:
  • нехватка времени на общение с ребенком;
  • недостаточность психолого-педагогических знаний об особенностях детского развития;
  • непонимание причин того или иного поведения ребенка;
  • затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
  • сложности саморефлексии своих отношений с ребенком.
  • Семья была и остается основным социальным институтом, в котором воспитывается ребенок. Работа с родителями – это сложная и важная деятельность педагога, включающая в себя повышение уровня педагогических знаний, как педагога, так и родителей. Поэтому основной целью деятельности дошкольного учреждения в современных условиях является создание благоприятных, партнерских отношений направленных на оптимизацию процесса сотрудничества педагога с родителями в вопросах воспитания дошкольника. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг другу. Для осуществления взаимодействия семьи и дошкольного учреждения мы используем следующие направления и формы работ:
  • Изучение условий семейного воспитания.
  • Информация о семье необходима для решения ряда задач: изучение потребностей семьи в образовательных услугах; понимание особенностей развития детей, в том числе негативных проявлений и отклонений в развитии; выработка индивидуального маршрута взаимодействия с семьями разного типа. Полученные сведения фиксируются в «Паспорте семьи», в годовых календарных планах работы педагогов с родителями, в рабочих материалах специалистов.
  • Информирование родителей о содержании образовательного процесса и результатах деятельности.
  • Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся выстраивать отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчеркивая заинтересованность дошкольного учреждения во взаимодействии с семьей, демонстрируя желания оказать педагогическую поддержку родителям. Такой подход помогает нам сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем в воспитании и обучении детей. С достижениями детей мы знакомим родителей на итоговых родительских собраниях, на которых мы активно используем ИКТ. Не все родители имеют возможность посещать проводимые в дошкольном учреждении мероприятия, но им очень важно участие ребенка и его успехи. В демонстрации таких успехов нам помогают мультимедийные презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Так же родители могут найти всю необходимую информацию на сайте учреждения. Сайт является важнейшим элементом информационной политики ДОУ, он помогает в решении ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Зачастую родители интуитивно выбирают методы и формы семейного воспитания, по причине не владения знаниями об индивидуальных и возрастных особенностях развития ребенка. В данной ситуации педагог должен стать объединяющим ядром образовательного пространства, проделать большую работу и сделать родителей своими единомышленниками в вопросах воспитания и обучения детей.
  • Взаимодействие с родительским комитетом.
  • Целенаправленно и эффективно организовать работу с родителями педагогам помогают родительские комитеты. Активные родители оказывают неоценимую помощь педагогам при решении ряда вопросов, возникающих в процессе взаимодействия. Тесное сотрудничество членов родительских комитетов групп с администрацией дает возможность родителям лучше узнать о работе всего коллектива, о проблемах дошкольного учреждения, помогает стать партнерами в работе. При таком взаимодействии родители становятся активными участниками в жизни дошкольного учреждения, а не пассивными наблюдателями.
  • Совместная деятельность.
  • Добиться успехов в воспитании детей помогают родители, которые становятся союзниками в работе. Вместе с педагогам они стараются сделать жизнь детей интересной и содержательной через совместные творческие дела. Такие мероприятия помогают сплачивать детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Групповая работа предоставляет родителям возможность увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и другими взрослыми, а также проанализировать свою позицию и стиль взаимоотношений с ребенком. Групповые формы сотрудничества позволяют получить обратную связь, дают возможность родителям снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей и взглянуть на свои проблемы с иной точки зрения. Уже стало традицией организация выставки совместных работ детей с родителями «Моя семья» цель которой – пробудить интерес к своей родословной, обычаям, семейным традициям и реликвиям; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашего Отечества. Так же родители принимают активное участие в оформлении групповых помещений и участков дошкольного учреждения. В результате совместной работы педагогов, детей и родителей дети учатся ценить и уважать труд людей, подражая своим родителям, они стараются бережно относится к окружающему. Таким образом, можно сделать вывод, что без семьи невозможно воспитание полноценного человека. Семья – это маленькая вселенная, это «малая Церковь», как говорили наши предки. Только в любящей семье можно воспитать по-настоящему успешного и счастливого человека. А дошкольное учреждений играет в этом процессе немаловажную роль. В заключении хочу спросить у вас: А что для нас, работников дошкольных учреждений, семья? Пусть каждый из вас ответит себе на этот вопрос, может быть именно в ответе и кроется секрет успешного взаимодействия педагога с семьей!