Публикации Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников.
Автор: Кузьмина Нелли Ивановна

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКО« ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ!»«Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться…»Л. А. Венгер.Уважаемые родители! Многие из Вас считают, что если ребенок научился читать и писать, то его пора отдавать в школу. Умения читать, писать и считать являются признаками умственного развития детей, а не критериями готовности детей к обучению в школе. Внимательно ознакомьтесь с критериями школьной зрелости.КРИТЕРИИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ:Готовностьребенкаопределяетсяегофизическимипсихическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.
  • На самом деле, самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 35-40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
  • МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.
  • У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника«надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ.Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны. Если Вы это замечаете в ребенке, то:
  • Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
  • Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети не уверены в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
  • Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
  • Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.
  • 3. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ.Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ.Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности (учебной) является формирование произвольного уровня регуляции деятельности действий (учебных и реализующих отношения с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами.Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.Как это предотвратить?
  • Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен:
  • Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
  • Уметь занять себя интересным делом;
  • Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
  • Находить время для общих семейных дел и труда;
  • Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
  • Выполнениедетьмипостоянныхобязанностейвсемье.Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть:
  • Полив комнатных растений;
  • Мытье посуды за собой; 10.Уборка в игровом уголке;
  • Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
  • Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
  • Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца; 14.Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.
  • 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
  • Прививайтелюбовькчтению,развивайтеспособностьпересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
  • Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам.
  • Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
  • Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
  • Хвалите за малые достижения.
  • Создайте библиотеку познавательных книг.
  • 5. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬСоциальная зрелость умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ.Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной психологической готовности к школе: умение жить в коллективе, проявлять заботу о других. Как часто в школе между учеником, учителем и сверстниками создается полоса отчуждения. Одна из причин этого явления неумение ребенка правильно общаться со взрослыми и детьми.Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?
  • Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
  • Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;
  • Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • Признавайте право ребенка на собственное мнение;
  • Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
  • Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
  • Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
  • Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
  • Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  • Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ:ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ФРАЗ, КОТОРЫЕ ДОВОЛЬНО ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:
  • Вот пойдёшь в школу там тебе Ты, наверное, будешь двоечником?
  • Они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, нежелание идти в школу.
  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь учиться только на пятёрки.
  • Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.
  • Учись так, чтобы за тебя не приходилось краснеть.
  • Такому взрослому кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребёнок. Иными словами взрослый человек, испытываястрах перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка:«Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд или нет, ты несёшь ответственность за моё внутреннее состояние». Чувство вины – на ребёнка взваливается бремя двойной нагрузки психологический груз может стать причиной невроза.
  • Попробуй мне только сделай ещё раз такую глупую ошибку.
  • Вызывает унижение, заниженную самооценку – может привести к комплексу неполноценности. У ребёнка, которому постоянно угрожают, могут возникнуть враждебные чувства к родителям.Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.ВЫ ПОМОЖЕТЕ ВАШИМ ДЕТЯМ,ЕСЛИ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ БУДЕТ ВКЛЮЧАТЬ:
  • Принятие.
  • Внимание.
  • Признание (уважение).
  • Одобрение.
  • Теплые чувства.
  • ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК С УДОВОЛЬСТВИЕМ И УСПЕШНО УЧИЛСЯ?
  • Не забывайте про витамины, физическую культуру, режим дня, регулярные диспансеризации, консультации специалистов.
  • Приучайте ребенка к умственному труду (совместное чтение книг, заучивание стихов, познавательные беседы и т.д.).
  • Воспитание успехом — главный путь воспитания. «Успех вскармливает успех», «От похвал возрастает дарование» — говорили мудрые. Но не используйте для похвал преувеличения («Ты — гений», " Ты — лучше всех на свете«). Лучше так: «Молодец, ты много знаешь о планетах и звездах...»)
  • Не взрывайтесь и не обвиняйте ребенка: критика и осуждение может ослабить стимул к учебе.
  • Предлагайте выход из положения: «Твои оценки по чтению ниже средних, но мы позанимаемся, ты их исправишь».
  • Не говорите: «Если ты постараешься». Это ударит по уверенности в себе. Тревожность — большой тормоз в успешном учении.
  • Не путайте лень с медлительностью. Это индивидуальное свойство темперамента, и бороться с ним бесполезно. Надо подстраиваться под ритм и темп ребенка, помочь ему правильно рассчитать время при выполнении задач. Из внешкольных занятий таким детям подойдут занятия, не требующие быстроты реакции (живопись, рукоделие, конструирование...).
  • Старайтесь учить планировать и разбивать работу на несколько частей: сделать что-то от и до, потом передохнуть, снова взяться за дело. Чем меньше ребенок, тем важнее участие взрослого в организации его труда.
  • Приучите ребенка к мысли, что лучше отдыхать с чувством выполненного долга. Как говорится в русской пословице: " Сделал дело — гуляй смело". Разумно, в зависимости от особенностей вашего ребенка, пользуйтесь принципом академика Павлова :"Лучший отдых — это смена деятельности«. Если после школы — хоккей, пение, танцы, неудивительно, что у многих детей может не хватить сил активно участвовать во всем. Возможна самая обыкновенная усталость.
  • Развивайте уверенность в своих силах, а для этого необходимо спокойнее относиться к неудачам. Есть замечательные слова: «Трудности показывают, на что способен человек».
  • Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий.
  • Приучайте ребенка систематически готовить домашние задания. Время приготовления уроков должно быть постоянным, это вызывает предрасположенность к умственной работе, и у ребенка таким образом вырабатывается установка. Ребенок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто не должно его отвлекать.
  • ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ОДНУ ПРОСТУЮ ИСТИНУ:Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.Желаю вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!С уважением, педагог-психолог Кузьмина Нелли Ивановна