Публикации
«ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ СУБКУЛЬТУР (КРИМИНАЛЬ-НАЯ СУБКУЛЬТУРА "АУЕ", ФУТБОЛЬНЫЕ ХУЛИГАНЫ, СКУЛШУТИНГ, ГРУППЫ СМЕРТИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, МЕСТАХ ПРИТЯЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ СУБКУЛЬТУР (КРИМИНАЛЬ-НАЯ СУБКУЛЬТУРА "АУЕ", ФУТБОЛЬНЫЕ ХУЛИГАНЫ, СКУЛШУТИНГ, ГРУППЫ СМЕРТИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, МЕСТАХ ПРИТЯЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»
Автор: Лихих Анастасия Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ СУБКУЛЬТУР (КРИМИНАЛЬ-НАЯ СУБКУЛЬТУРА "АУЕ", ФУТБОЛЬНЫЕ ХУЛИГАНЫ, СКУЛШУТИНГ, ГРУППЫ СМЕРТИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, МЕСТАХ ПРИТЯЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»
Автор: Лихих Анастасия Александровна
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Региональный научный центр Российской академии образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по курсу повышения квалификации
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ СУБКУЛЬТУР (КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА "АУЕ", ФУТБОЛЬНЫЕ ХУЛИГАНЫ, СКУЛШУТИНГ, ГРУППЫ СМЕРТИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, МЕСТАХ ПРИТЯЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Тема: Скулшутинг (Колумбайн).
Слушатель курса Лихих А.А.
Социальный педагог,
ГКУСО РО Азовский центр помощи детям
Ростов-на-Дону
2022
Массовые убийствав школах и колледжах первоначально осуществлялись в США, однако в последние десятилетия данный феномен распространяется и на другие страны, в том числе Россию. Трагедии, затрагивающие детей и подростков, привлекают особый интерес политиков, общественности и специалистов. Случаи скулшутинга происходят едва ли не регулярно. Данная проблема не является новой, так как пугающий социальный феномен начал обращать на себя внимание с 1990-х годов. Однако тенденции восхваления и подражания убийцам стали набирать обороты не так давно, примерно с начала 2010-х, и продолжают усиливаться по сей день, что действительно не может не вызывать опасения людей.
Целью многих проведенных исследований стало обобщение накопленного в зарубежной литературе опыта осмысления феномена массовых школьных убийств
В настоящее время в научных сетях Web of Knowledge, Scopus, ResearchGate, Google Scholar, Academia.edu, Mendeley описаны научные и прикладные публикации по данной проблеме. Научный материал посвящен рассмотрению конкретных случаев, содержащих анализ данных, направленных на рассмотрение социально-психологических факторовшкольных расстрелови их предупреждения, описаны основные методологические подходы к анализушкольных расстрелов, представлены теории, предлагающие системное понимание этого феномена, определены этапы социальных и личностных предикторовшкольных расстрелов. Анализ литературы по проблеме позволяет интерпретироватьмассовые убийствав школах как самостоятельный феномен, реконструировать логику событий, определить основные механизмы этого явления и этапы его развития, предложить эффективные способы обнаружения и предупреждения.
Скулшутинг– это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.
Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году случилось аж два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, а также поджег классную комнату. После таких вопиющих случаев в прессе появилось новое определение – субкультура Колумбайн.
Колумбайн– это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс, а трагические события легли в основу сценария нескольких художественных фильмов – Класс, Слон, Боулинг для Колумбины и др. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
На мой взгляд, это самое страшное явление, когда наступает эффект массового подражания, синдром Вертера– научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура Колумбайн так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей. Инцидент в Колумбайн стал культовым сценарием для многих последующих стрелков. Для некоторых это была планка, которую необходимо превысить.
Причины, по которым подросток прибегает к насильственному способу решения возникших проблем, носят, как правило, нематериальный характер. Первопричинами подросткового насилия, а также вооруженных насильственных нападений являются неблагополучная семья и негативные взаимоотношения в коллективе сверстников. Аморальный образ жизни родителей, грубость, агрессия и насилие как физическое, так и психологическое, неуважение к подростку могут привести к формированию девиантного поведения и, как следствие, к террору в отношении окружающих. Статус изгоя, например, в школе, непринятие коллективом подростка, проблемы в самореализации и самоактуализации, потеря надежд и чувство социального одиночества дают толчок к применению насилия. Пропаганда жестокости в СМИ и в компьютерных играх, национальная нетерпимость, личная неприязнь также оказывают негативное влияние на психику подростка.
До Колумбайна беспорядки фокусировались на осознании несправедливости, мелкой ненависти, на непринятии отказов девушек, женоненавистничества и мести за издевательства и публичное унижение. Мотивы были личными. Наиболее близкими к политическим обоснованиям вооруженной атаки, которые сформулировали доколумбайновские стрелки, были оправдания Люка Вудхема и Марка Лепина. Вудхэм написал манифест – пятистраничное разглагольствование, в котором описывались его чувства отчуждения, изоляции и преследования, а также его переживания насмешек и унижений. Эти два случая являются единственными известными атаками, мотивы которых можно поместить в более широкий контекст. Поэтому Колумбайн и стал новой парадигмой.
Скулшутинг зачастую становится специфическим способом личной мести или реализации подростковых потребностей в уважении и признании. Но, исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что трагедия в Колумбайн стала тем самым культовым образцом, к которому стремятся многие скулшутеры.
Таким образом, большинство исследователей этого вопроса сходятся на мнении, что пути решения проблемы профилактики подросткового терроризма лежат в организации совместной работы школы, в лице учителей и психолога, родителей и самих детей. Только комплексные меры будет началом положительных изменений в сторону решения возникших у подростка проблем мирным путем. В настоящий момент, власти пытаются бороться с вооруженным насилием, создавая различные программы по обеспечению безопасности учеников вооруженных школ. Но, к сожалению, данные меры зачастую не выходят за региональные рамки, так как в Америке существует очень сильное оружейное лобби. Возможно, что когда-нибудь важные федеральные решения, наконец, будут приняты под воздействием общественного давления, но пока что этого не произошло.
Очевидно, что специалисты, которые возьмутся за составление федеральных программ, нацеленных против вооруженного насилия в школах, должны учитывать то, что проблема носит комплексный характер, соответственно и подход к созданию будущих программ должен быть комплексным. Иначе, принятые меры окажутся неэффективными.
Список использованной литературы:
1.Борисова Н.Ф. Скулшутинг – новая криминальная угроза обществу // Российский правовой журнал. 2021. № 1 (6). С. 125–129.
2.Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Справочник [Электронный ресурс] / К.В. Жаринов // – Минск: Харвест, 1999. – 521 с. // Большая онлайн библиотека e-Reading: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: . – 10.02.2018.
3.Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления [Электронный ресурс] / В.Г. Казанская // 2-изд. доп. СПб.: ПИТЕР. – 2008. – 242 с. // Психологическая библиотека BOOKAP: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: . – 11.02.2018.
4. Клейберт Ю. Психология девиантного поведения (Psychology of deviant behavior) [Электронный ресурс] / Ю. Клейберт // Москва, YuraitM. – 2001. – 160 с. – Режим доступа: . – 15.02.2018.
5. Минделл А. Сидя в огне: преобразование больших групп через конфликт и разнообразие [Электронный ресурс] / А. Минделл // М.: АСТ. – 2004. – 306 с. // Большая онлайн библиотека e-Reading: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: . – 14.02.2018.
6
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Региональный научный центр Российской академии образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по курсу повышения квалификации
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ СУБКУЛЬТУР (КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА "АУЕ", ФУТБОЛЬНЫЕ ХУЛИГАНЫ, СКУЛШУТИНГ, ГРУППЫ СМЕРТИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, МЕСТАХ ПРИТЯЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Тема: Скулшутинг (Колумбайн).
Слушатель курса Лихих А.А.
Социальный педагог,
ГКУСО РО Азовский центр помощи детям
Ростов-на-Дону
2022
Массовые убийствав школах и колледжах первоначально осуществлялись в США, однако в последние десятилетия данный феномен распространяется и на другие страны, в том числе Россию. Трагедии, затрагивающие детей и подростков, привлекают особый интерес политиков, общественности и специалистов. Случаи скулшутинга происходят едва ли не регулярно. Данная проблема не является новой, так как пугающий социальный феномен начал обращать на себя внимание с 1990-х годов. Однако тенденции восхваления и подражания убийцам стали набирать обороты не так давно, примерно с начала 2010-х, и продолжают усиливаться по сей день, что действительно не может не вызывать опасения людей.
Целью многих проведенных исследований стало обобщение накопленного в зарубежной литературе опыта осмысления феномена массовых школьных убийств
В настоящее время в научных сетях Web of Knowledge, Scopus, ResearchGate, Google Scholar, Academia.edu, Mendeley описаны научные и прикладные публикации по данной проблеме. Научный материал посвящен рассмотрению конкретных случаев, содержащих анализ данных, направленных на рассмотрение социально-психологических факторовшкольных расстрелови их предупреждения, описаны основные методологические подходы к анализушкольных расстрелов, представлены теории, предлагающие системное понимание этого феномена, определены этапы социальных и личностных предикторовшкольных расстрелов. Анализ литературы по проблеме позволяет интерпретироватьмассовые убийствав школах как самостоятельный феномен, реконструировать логику событий, определить основные механизмы этого явления и этапы его развития, предложить эффективные способы обнаружения и предупреждения.
Скулшутинг– это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.
Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году случилось аж два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, а также поджег классную комнату. После таких вопиющих случаев в прессе появилось новое определение – субкультура Колумбайн.
Колумбайн– это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс, а трагические события легли в основу сценария нескольких художественных фильмов – Класс, Слон, Боулинг для Колумбины и др. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
На мой взгляд, это самое страшное явление, когда наступает эффект массового подражания, синдром Вертера– научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура Колумбайн так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей. Инцидент в Колумбайн стал культовым сценарием для многих последующих стрелков. Для некоторых это была планка, которую необходимо превысить.
Причины, по которым подросток прибегает к насильственному способу решения возникших проблем, носят, как правило, нематериальный характер. Первопричинами подросткового насилия, а также вооруженных насильственных нападений являются неблагополучная семья и негативные взаимоотношения в коллективе сверстников. Аморальный образ жизни родителей, грубость, агрессия и насилие как физическое, так и психологическое, неуважение к подростку могут привести к формированию девиантного поведения и, как следствие, к террору в отношении окружающих. Статус изгоя, например, в школе, непринятие коллективом подростка, проблемы в самореализации и самоактуализации, потеря надежд и чувство социального одиночества дают толчок к применению насилия. Пропаганда жестокости в СМИ и в компьютерных играх, национальная нетерпимость, личная неприязнь также оказывают негативное влияние на психику подростка.
До Колумбайна беспорядки фокусировались на осознании несправедливости, мелкой ненависти, на непринятии отказов девушек, женоненавистничества и мести за издевательства и публичное унижение. Мотивы были личными. Наиболее близкими к политическим обоснованиям вооруженной атаки, которые сформулировали доколумбайновские стрелки, были оправдания Люка Вудхема и Марка Лепина. Вудхэм написал манифест – пятистраничное разглагольствование, в котором описывались его чувства отчуждения, изоляции и преследования, а также его переживания насмешек и унижений. Эти два случая являются единственными известными атаками, мотивы которых можно поместить в более широкий контекст. Поэтому Колумбайн и стал новой парадигмой.
Скулшутинг зачастую становится специфическим способом личной мести или реализации подростковых потребностей в уважении и признании. Но, исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что трагедия в Колумбайн стала тем самым культовым образцом, к которому стремятся многие скулшутеры.
Таким образом, большинство исследователей этого вопроса сходятся на мнении, что пути решения проблемы профилактики подросткового терроризма лежат в организации совместной работы школы, в лице учителей и психолога, родителей и самих детей. Только комплексные меры будет началом положительных изменений в сторону решения возникших у подростка проблем мирным путем. В настоящий момент, власти пытаются бороться с вооруженным насилием, создавая различные программы по обеспечению безопасности учеников вооруженных школ. Но, к сожалению, данные меры зачастую не выходят за региональные рамки, так как в Америке существует очень сильное оружейное лобби. Возможно, что когда-нибудь важные федеральные решения, наконец, будут приняты под воздействием общественного давления, но пока что этого не произошло.
Очевидно, что специалисты, которые возьмутся за составление федеральных программ, нацеленных против вооруженного насилия в школах, должны учитывать то, что проблема носит комплексный характер, соответственно и подход к созданию будущих программ должен быть комплексным. Иначе, принятые меры окажутся неэффективными.
Список использованной литературы:
1.Борисова Н.Ф. Скулшутинг – новая криминальная угроза обществу // Российский правовой журнал. 2021. № 1 (6). С. 125–129.
2.Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Справочник [Электронный ресурс] / К.В. Жаринов // – Минск: Харвест, 1999. – 521 с. // Большая онлайн библиотека e-Reading: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: . – 10.02.2018.
3.Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления [Электронный ресурс] / В.Г. Казанская // 2-изд. доп. СПб.: ПИТЕР. – 2008. – 242 с. // Психологическая библиотека BOOKAP: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: . – 11.02.2018.
4. Клейберт Ю. Психология девиантного поведения (Psychology of deviant behavior) [Электронный ресурс] / Ю. Клейберт // Москва, YuraitM. – 2001. – 160 с. – Режим доступа: . – 15.02.2018.
5. Минделл А. Сидя в огне: преобразование больших групп через конфликт и разнообразие [Электронный ресурс] / А. Минделл // М.: АСТ. – 2004. – 306 с. // Большая онлайн библиотека e-Reading: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: . – 14.02.2018.
6