Публикации
Русские первопроходцы и исследователи края в XVII и XIX веках
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русские первопроходцы и исследователи края в XVII и XIX веках
Автор: Зинаида Петровна Логунова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русские первопроходцы и исследователи края в XVII и XIX веках
Автор: Зинаида Петровна Логунова
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум»имени Героя Советского Союза В.В. Орехова(КГБ ПОУ КСМТ)МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕДуховно-нравственное2023 гПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка воспитательного мероприятия разработана с целью социализации обучающихся через приобретение социально-культурного опыта и навыков работы в коллективе, а также приобретения таких качеств личности как самоорганизация и самоконтроль, толерантное отношение к малым народностям края. Данное внеклассное воспитательное мероприятие проводилось на 1 курсе в группе АМ-22 по теме «Путешественники и исследователи Хабаровского края в XVII, XIX веках» в форме ученического проекта. Целью данного воспитательного мероприятия было создание ученического справочника, имеющего практического значение для студентов 1 курса, которые на уроках истории по данной тематике могут воспользоваться информационным материалам справочника.На данном мероприятии четко прослеживается региональный компонент, применяется метод групповой работы и прием критического анализа, четко прослеживается связь с современностью, присутствуют межпредметные связи с историей, географией и краеведением. Задания предполагают активную практическую деятельность на мероприятии, а положительная оценка деятельности поднимает на высокий уровень ценностные ориентации обучающихся.Тематическое направление: патриотическое и духовно-нравственное воспитаниеТема воспитательного мероприятия: «Русские землепроходцы и исследователи Хабаровского края в XVII, XIX вв.»Актуальность и обоснование выбора Выбор темы воспитательного мероприятия был обусловлен уникальностью природы края, удивительной историей открытия и освоения края первыми русскими землепроходцами, историей заселения нашего края в XIX веке. Актуальность выбранной темы воспитательного мероприятия заключается в формирование патриотизма и высоких духовных чувств и состоит в том, что живя в своем крае, нельзя не знать его историю и имена тех, кто «не жалея сил, проявляя стойкость и необычайную отвагу, отправлялся в дальний поход со своим атаманом, не ради живота своего, а ради государства нашего». Целевая аудитория: студенты 1 курса: 15-16 лет Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы куратора:Данное воспитательное мероприятие входит в одно из направлений воспитательной деятельности педагога:- патриотическое воспитание- духовно-нравственное воспитаниеЦель, задачи и планируемые результаты:Воспитательные:воспитание организованности, дисциплинированности, культуры поведения и общения, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, широты интересов; воспитание в учащихся уверенности своих силах и настойчивости в достижении цели. Задачи:Воспитательные:Воспитание самореализации, успешности, настойчивости в достижении поставленной цели. Планируемые результаты:Сформированные ценности: трудовая и поисковая деятельность, служение Родине, выполнение задач проекта, толерантность, самореализация.Форма проведения: работа в группах, проектная деятельностьОбоснование выбора: данная форма наиболее приемлема, так как предполагает поисковую деятельность и направлена на формирование творческой активности, сотрудничества в работе группы.Воспитательные методы: Воспитание самостоятельности, настойчивости, старательности и аккуратности через пример, похвалу, поддержку, ободряющее слово.Планируемые результаты: Сформированные ценности: труд, творческая деятельность, патриотизм, толерантность.Необходимые ресурсы:Методические:методическая разработка внеклассного занятия. презентация к занятию, слайды Power Point. раздаточный материал: стикеры, маршрутные листы, скоросшиватели, конверты, ручки, простые карандаши, линейки, ластики, корректоры для исправлений, клей, смайлики, сеть, рыболовная игла, нанайский халат. УМК (выписка из ФГОС СПО, программа воспитания, технологическая карта мероприятия). Технические:аппаратура для мультимедийного сопровождения занятия (проектор, интерактивная доска), программное обеспечение: операционная система MS Windows XP/7, браузер Google Ghrom). Информационные:Карта настенная «Хабаровский край» Учебные пособие: Паневина, Г.Н., Махинов А.Н. Мой край: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Хабаровского края/ Г.Н.Паневина, А.Н.Махинов – Издательский дом «Частная коллекция», Хабаровск, 2000.Описание подготовки воспитательного мероприятия:Подготовка велась на уроках истории во время прохождения тем по разделу: Россия в XVI-XVII веках.Конспект воспитательного мероприятияЗдравствуйте, ребята! Я рада всех видеть!Наше внеклассное мероприятия называется «Русские землепроходцы и исследователи края в XVII и XIX веках ».Сегодня вы работаете в группах по выполнению коллективного проекта. Это будет справочник под названием «Русские землепроходцы и исследователи Хабаровского края в XVII, XIX вв.». Он будет иметь практическое значение, будущие первокурсники на уроках истории по данной теме смогут им пользоваться.Показ проекта справочника. Какова же будет цель нашего мероприятия?Цель проекта: создать справочник о путешественниках края, обощить знания о маршрутах и исследованиях первопроходцев.Но прежде чем начать проектную работу, я хочу напомнить вам о правилах групповой работы и дам вам право самостоятельного выбора. Если правило нам подходит, мы одобряем его аплодисментами. Если не подходит, то не реагируем на него.Правила групповой работы:1.В группе я должен правильно распределить время на всех этапах выполнения проекта.В группе я должен шуметь, разговаривать и весело проводить время. Я не должен молчать, а вместе со всеми должен участвовать в обсуждении вопроса. В группе я должен перебивать и громко доказывать свое мнение. В группе я должен проявить самостоятельность, настойчивость, старательность и аккуратность. В группе я не должен сидеть без дела. В группе я должен внимательно слушать задания и вопросы преподавателя. Давайте теперь выберем наши задачи. На столах у вас конверты, в которых по семь задач. Нужно выбрать ту (те), которая (ые) подходят к теме нашего мероприятия. Задача 1. Знать, с какого века началось освоение и исследование дальневосточных земель, знать имена землепроходцев все, что с ними связано.Задача 2. Проследить маршрут своего путешественника - исследователя по карте, прочитать текст и заполнить таблицу, в которой вы должны написать свои мысли по поводу прочитанного и записать главную мысль текста. Задача 3. Давать оценку итогам деятельности землепроходцев и исследователей.Задача 4. Познакомиться с названиями географических объектов, с которыми пришлось встретиться землепроходцам в своих походах, на языке коренных народов края; проявлять толерантное отношение к малым народностям края.Задача 5. Оценивать вклад ученых в изучении деревьев и кустарников России.Задача 6. Вести словарь терминов по истории Древнего Востока.Задача 7. Описывать сражения, битвы и операции во время революции и Гражданской войны в Приамурье.Итак, задачи выбраны, прикрепляем их к доске. Кто такие землепроходцы? И мы сейчас дадим определение этому понятию. На доске у меня слова, которые раскрывают смысл данного понятия, но они перемешаны. Нужно расположить их по порядку.Землепроходцы – это люди, с которых началось освоение и заселение земель Сибири и Дальнего Востока Перед вами 4 иллюстрации отважных русских землепроходцев и исследователей Дальнего Востока и Хабаровского края (Е.П. Хабаров, И.Ю.Москвитин, В.Д.Поярков, Г.И. Невельской), которые отправлялись в неизведанные края, не ради живота своего, а государства нашего. Ребята, ваши сокурсники подготовили для вас стихотворения - загадки. Загадка 1. Прослушав это стихотворение- загадку, дать ответ, кто раньше других вышел к Амуру?1 чтец (Андрей Титенко):« В сугробах на зимнем привалеКазаки клянут окаянные дниИ ждут облегченья походу.Весной, наконец, увидали ониБольшую амурскую воду.И сразу забыты мороз и туман, Ночлег по-звериному, в ямеКазаки кричать: «Погляди, атаман, Какая река перед нами!» (о В.Пояркове) Итак, кто раньше других пришел на Амур?Вторая загадка. О каком русском землепроходце, который по определенной причине не дошел до устья Амура, идет речь в стихотворении?2 чтец (Егор Попружный):«Дни летят косяком гусинымСопки, мари, тайга, водаС Ерофеем - крестьянским сыномМы из Вологды шли сюда!» (о Е.Хабарове)Третья загадка. Кто автор этого донесения?«А волоком шли день ходу и вышли на реку, на Улью. Да той Ульей - рекой шли вниз стругом и плыли восьмеры суток» (И.Москвитин)Четвертая загадка. О каком исследователе XIX века, который доказал, что Амур не теряется в песках амурского лимана, а имеет выход в океан, идет речь в стихотворении?3 чтец (Матвей Лопоносов)Лицо государево хмуро.Вот вывод ученых мужей:Земель наших нет за АмуромИ нет судоходных путей.Сейчас это трудно представить,Но писано царской рукой:«… Вопрос об Амуре оставить…».Но нет преград пытливому уму,И Невельской, идя на бриге обветшалом,Смог доказать, что превратит АмурРоссию - в океанскую державу» (о Г.И.Невельском)Итак, кто был правителем России в сер.- первой четверти XIX века?И вот первая наша задача: Знать имена землепроходцев все, что с ними связано.У вас на столах рабочие листы разного цвета с датой, словом, названием, именем. Все даты, слова, названия связаны с именем конкретного землепроходца. Вам необходимо назвать его. На рабочих листах вы объясняете значения слов. Группа №1 (С именем какого землепроходца связаны эти слова и что они обозначают?)Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» - Иван Юрьевич – это… , - дощаник, - Мая, -1639- 1640, -Джугджур, - кочи, - Ламское, море, - эвены, -Улья, - Алдан, - ясакВопрос: С какого города начинались походы землепроходцев?Группа №2 (С именем какого землепроходца связаны эти слова и что они обозначают?)Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» - 1643- 1646 это… , -струги, -Василий Данилович, - атаман, -Становой, - Сахалин, - Амур, - Алдан, - Якутск, - Зея, - волокВопрос: Какие народы встречались землепроходцам?Группа 3 (С именем какого землепроходца связаны эти слова и что они обозначают?)Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» «Чертеж реки Амур» - это… , Дауры -, Ясак -, Острог -, Якутск -, Лена -, -Шилка, - маньчжуры, - волок, -Ачанский и Албазинский -это…Вопрос: Почему русские вынуждены были на два столетия покинуть Приамурье? Какой договор был подписан между Россией и Китаем? (Нерчинский, 1689 г.)Группа №4 (С именем какого исследователя XIX века связаны эти слова и что они обозначают?)Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» Григорий Иванович- это …, 1849-1853-, «Байкал»-, Николаевский пост-, Аян-, Куегда- , Императорская Гавань- , Айгуньский 1858 год и Пекинский 1860 год -, - Де-Кастри- , - Амурская экспедиция.Вопрос: Каков был итог Айгуньского (1858 и Пекинского договоров (1860)? Ребята, задание №2 по развитию критического мышления. Необходимо проследить маршрут своего путешественника - исследователя по карте, прочитать текст и заполнить таблицу, в которой вы должны записать свои мысли по поводу прочитанного и во второй колонке записать главную мысль текста. Рабочий лист №1.Карта. «Маршрут похода Москвитина». 1639-1640 Иван Юрьевич Москвитин О происхождении отважного землепроходца Москвитина мы практически ничего не знаем. Известно, что он был томским казаком и в мае 1639 года отправился в поход под руководством томского казачьего атамана Копылова на дощаниках (легких казацких судах). Они искали новые богатые пушниной места, а ещё – серебряную руду. Поход длился долго, казаки останавливались на зимовку, сами строили прочные корабли – кочи – способные выдержать погодные условия и не оказаться затёртыми во льдах. Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных (то есть еще не обложенных данью) людей. В результате расспросов местного населения, по реке, названной ими Охота, казаки дошли до Охотского моря, названного ими Ламским. В Москву они отправили большой ясак (подать, собиравшаяся с инородцев Сибири и Дальнего Востока) и сообщения, что леса в новооткрытых краях «собольные, зверя всякого много, а рыба большая, в Сибири такой нет... столько-де её множество - только невод запустить и с рыбою никак не выволочь...» Результаты похода: Иван Юрьевич Москвитин первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака. На основании его донесений была создана карта Дальнего Востока и открыта дальнейшая дорога первопроходцам к освоению этих богатых, но опасных земель.Рабочий лист №2. Карта «Маршрут похода Пояркова». Василий Данилович Поярков Русский землепроходец, казак, первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 - 46 гг. руководил отрядом, который 15 июля 1653 года выступил в поход из Якутска. Якутский воевода дал В. Пояркову «наказную память», в которой были обозначены задачи похода: узнать о землях, богатой серебряной, медной и свинцовой рудой, и поставить свои укрепленные крепости - острожки. Зимой 1643 года отряд Пояркова перевалил через Становой хребет, вышел к реке Зея и лишь летом 1644 года появился на берегах Амура. Отряд Пояркова доплыл до устья Амура и поярковцы первыми из русских увидели остров Сахалин. Возвращаться в Якутск Поярков решил по Охотскому морю. Несколько недель их судно носило по волнам бурного Охотского моря, а потом выбросило на берег материка. Уцелевшие люди, оборванные, замерзшие и голодные, добрались до устья реки Улья и нашли старую избу отряда И.Ю.Москвитина. От отряда Пояркова осталось 50 человек. Открытия, сделанные отрядом В.Пояркова, с уверенностью можно назвать великими. Отряд первым побывал на берегах Амура и доказал возможность выхода из Амура в Охотское море. По пути, проложенному Василием Даниловичем Поярковым, пошли на Амур русские люди. Поярков открыл реку Зея и Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о размерах Амура, его протяженности, природе и населении вдоль пройденного пути. Рабочий лист №3. Карта «Маршрут похода Е.Хабарова». Ерофей Павлович Хабаров (1649-1653) Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от Якутска через высокий Становой хребет. Поход был трудным – заледенелые вершины, ветра, горные речки. Лишь в марте 1650 года отряд добрался до верховьев реки Урка, впадающей в Амур. Здесь казаки встретили местных жителей - дауров, которые оказывали русским вооруженное сопротивление. В Даурии в 1651 году Хабаров основал острог Ачанский городок, который подвергся нападению маньчжуров. Несмотря на то, что бой закончился разгромом десятикратно превосходящей армии маньчжуров, Хабаров оставил Ачанский городок и вернулся вверх по Амуру, дойдя до устья Зеи, где казаки начали строить городок Албазин. Значение похода Ерофея Павловича Хабарова в том, что он, изучая природу, доказал, что приамурские земли пригодны для земледелия. Хабаров составлял карты побережья реки и в, частности, составил «Чертеж реки Амур». В результате его экспедиции коренное население Приамурья приняло русское подданство и было обложено ясаком. В отличие от предыдущего похода, его поход носил не разведывательный характер, а был направлен на колонизацию территории и прежде всего сельскохозяйственное освоение открытых земель в верхнем Амуре.Рабочий лист №4.Карта. «Маршрут похода Г.И. Невельского». 1849-1853 Геннадий Иванович Невельской. В июне 1849 года транспорт «Байкал», которым командовал морской офицер, капитан Невельской, зашел в северную часть Амурского лимана, где встал на якорь. Глубины здесь были небольшие, и все исследования пришлось проводить на шлюпках (малые беспалубные суда). Условия работы были тяжелые. Высокие волны, часто возникавшие в лимане, заливали шлюпки, выбрасывали их на берег. Повсюду встречались мелкие места с вязким глинистым дном. Несмотря на трудности, небольшой отряд моряков во главе с Невельским, вошел в устье Амура и, сделав промеры глубин, установил, что в лимане есть фарватеры, по которым морские суда могут входить в реку. Затем отряд направился по лиману к югу, где обнаружил пролив шириной 7,5 км между Сахалином и материковым берегом. Пройдя вновь открытым проливом, названным впоследствии проливом Невельского, отряд вышел в северную часть Японского моря. Тем самым было окончательно доказано, что Сахалин – остров. На побережье Охотского моря был открыт большой залив Счастья, названный так потому, что оказался единственным местом вблизи Амура, удобным для гавани. Отсюда транспорт «Байкал» отправился в Аян. В 1850 году вместе со своим помощником Орловым на берегу залива Счастья Невельской заложил первое русское зимовье, названное Петровским, а на мысе Куегда в устье Амура он поднял русский флаг и основал Николаевский пост. В мае 1853 года был подробно описан берег Татарского пролива и был открыт залив Императорская Гавань (ныне Советская Гавань), поселки Де-Кастри и Мариинское.Значение: Амурская экспедиция Геннадия Ивановича Невельского доказала островное положение Сахалина и то, что Амур судоходен почти на всем протяжении. Труды Амурской экспедиции сыграли решающую роль в присоединении Приамурья и Приморья к территории России по Айгуньскому (1858 г.) и Пекинскому (1860 г.) договорам с Китаем. Отчет групп. Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» Для выполнения третьей задачи вам необходимо критически подойти к утверждениям о достижениях землепроходцев. Если согласны, то в столбце «Верю/не верю» нужно поставить знак «+», если верите, а если не верите, то в следующей колонке «это не верно, потому что», аргументируйте свой ответ. «Вклад русских землепроходцев и исследователей XVII и XIX веков» Заслушивание ответов групп. Фронтально.Задача 4. Познакомиться с названиями географических объектов на языке коренных народов края. Проявлять толерантное отношение к малым народностям Приамурья. На слайде таблица названий географических объектов и их обозначения. Задание группам: Закончите предложения, вставляя пропущенные слова.1.Землепроходец Поярков первым вышел к реке Амур, которая в переводе с тунгусо-маньчжурского означает … (1)…, получил сведения о ее протяженности, размерах, природе и населении на пути своего продвижения.2. Окончательно Ачанский городок (современное селение Ачан Амурской области) был утрачен Россией по 1689 года, когда все русские остроги в Приамурье были уничтожены, а русское православное население отсюда выселено маньчжурами. Русские отряды с XVII века больше не пытались добраться до Ачана, что в переводе с нанайского означает…(2)….3. Исследования, проведенные археологами на территории Хабаровского края обнаружили ранненеолитическую стоянку людей, датируемую возрастом 14200 лет на реке Бурея, которая в переводе с эвенкийского означает…(3)…4. Горы Джугджур, расположенные вдоль северо-западного побережья Охотского моря, в переводе с эвенкийского языка означают…(4)…5. 13 августа 1850 года Амурская экспедиция под руководством Геннадия Ивановича Невельского подняла русский флаг на мысе Куегда, который в переводе с нивхского языка звучит так …(5)….6. Самое раннее посещение бассейна реки Уды, название которой с эвенкийского языка переводится как…(6) …, русскими относится к первой половине XVII века. 7. Транспорт "Байкал" все ближе и ближе подходил к Аяну, и вскоре под шапкою облаков завиднелись серые скалы залива, который в переводе с эвенкийского так и означает…8. Название этой реки …(8)… произошло от окат − «река».9. Именно размеры хребта, его труднодоступность и водораздельный характер дали основание казакам, открывшим его в середине XVII века, назвать его Становым, то есть «основным, главным» (ср. «становая жила», «становой берег»). Эвенки также объединяли все особенности этого хребта, причём в эвенкийском фольклоре эта система хребтов звучит так - … (9)…10. Тесно Майе в крутых берегах. В бешеной злобе силится она раздвинуть выступы скал, разметать стремительным потоком каменистые перекаты, срезать кривуны. Как первопроходцы назвали реку Майя... (10)..?. 11. Охо́тское море в переводе с японского звучит как ( オホーツク海) Охоцукукай, а в переводе с ительменского как (ительм. Лам‘ин ӄыӽ) — это море , отделяется от него полуостровом , и островом . Как в XVII веке первопроходцы называли Охотское море… (11)..?Слова для отбора: «Ламское», «Охота», «Злая старуха», «Позвоночник Земли», «Морской залив, бухта», «Горбатая гора», «Река Черного дракона», «Встреча», «Бурная вода», «Тальниковая роща, заросли ивы», « Река».Ответ:Река Черного Дракона Встреча Бурная река Горбатая гора Тальниковая роща, заросли ивы Река Залив Аян Охота Позвоночник Земли Злая старуха Ламское море Ребята, первопроходцы сохранили названия географических объектов на языке коренных народов- нанайцев, эвенов, дауров, нивхов и т.д., но не все знают, что они означают. Например, утес Пивань (Пиванская сопка) на нанайском языке означает «точильный камень». А что означает слово Ачан? Оно означает на нанайском языке «встреча». И сейчас мы посмотрим сценку «Встреча (Ачан)». Цель: определить признаки толерантного отношения первопроходцев к коренным жителям края.Встретились два человека: старик - охотник и русский первопроходец.Путешественник, обращается к старику- нанайцу, который чинит сеть, здороваясь на нанайском языке, и не сразу задает основной вопрос, а только после короткого разговора; прощаясь первопроходец подает руку, как другу.Путешественник, обращаясь к старику- нанайцу, который чинит сеть:-Здравствуйте!- Чем занимаетесь?- Много ли в Амуре рыбы?- Кто вам помогает?- Далеко ли до Ачана?- До свидания! (ответы старика – нанайца на нанайском языке)Перечисление учащимися признаков толерантного поведения.Показ продуктов проекта - справочники групповой работы -выполнение поставленной цели и задач.Закрепление: Толстые и тонкие вопросы:Албазин, Ачанский городок, Кимарский острог - эти все поселения были основаны … Как звали Москвитина? (Иван Юрьевич) Хабаров, Поярков, Дежнев – кто первым проплыл по Амуру до ее устья - … Как звали Невельского? (Геннадий Иванович) Шилка и Аргунь, Аргунь и Амгунь, Зея и Бурея – от слияния каких рек берет начало Амур? Охотское, Японское, Берингово – какое из морей первопроходцы называли Ламским? Дощаник, коч, струг – это … Москвитин, Поярков, Невельской – кто из них основал Николаевск- на – Амуре? Хабаров, Поярков, Дежнев – кто из землепроходцев составил «Чертеж реки Амур»? Кто первым дошел до Охотского моря? Фрегат «Паллада», крейсер «Варяг», транспорт «Байкал» - на каком корабле Г.Невельской сделал важное географическое открытие? Ачаны, дауры, эвены – племена каких народов встретил Хабаров на Амуре? Хабаров, Поярков, Москвитин – кто из них в 1651 году принял бой с маньчжурами у стен Ачанского городка? 1639, 1739, 1839 – в каком году Москвитин заложил зимовье на берегу реки Улья? Шелковников, Москвитин, Поярков – кто из них основал г. Охотск? Чья экспедиция узнала, что Амур не теряется в песках, а впадает в океан? (Г.Невельской) Как звали Пояркова? (Василий Данилович) Люди, проложившие первыми маршруты и открывшие новые, раннее неизведанные земли – это … Заключение.В числе первопроходцев можно назвать В. К. Арсеньева, Н. Пржевальского, ученых Р. Маака, А.Миддендорфа и многих других исследователей. Результатом их исследования в 17, 19 веках стало освоения земель Приамурья и Приморья и переселение больших масс крестьян на Восток. Давайте молчанием почтим память о ратном труде первопроходцев и склоним головы перед их подвигом.Этап итоговой рефлексии.На рабочих листах групп «Мой вклад в проект» нужно разместить в колонке напротив своей фамилии стикеры:Красного цвета - я отлично и очень активно участвовал (а)Желтого цвета – я хорошо участвовал (а) Зеленого цвета – я просто участвовал (а)Спасибо всем за отличное, хорошее и просто участие в проведенном мероприятии!Вы – молодцы! Аплодисменты. Рекомендации по использованию методической разработки воспитательного мероприятия.Возможна для применения на классных часах и в практической воспитательной деятельности классного руководителя или куратора, так как разработана с целью распространения актуального педагогического опыта по воспитанию таких качеств личности, как патриотизм и стремление приносить пользу обществу, краю, стране.