Публикации Русские первопроходцы и исследователи края в XVII и XIX веках

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русские первопроходцы и исследователи края в XVII и XIX веках
Автор: Зинаида Петровна Логунова

Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум»имени Героя Советского Союза В.В. Орехова(КГБ ПОУ КСМТ)МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕДуховно-нравственное2023 гПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка воспитательного мероприятия разработана с целью социализации обучающихся через приобретение социально-культурного опыта и навыков работы в коллективе, а также приобретения таких качеств личности как самоорганизация и самоконтроль, толерантное отношение к малым народностям края. Данное внеклассное воспитательное мероприятие проводилось на 1 курсе в группе АМ-22 по теме «Путешественники и исследователи Хабаровского края в XVII, XIX веках» в форме ученического проекта. Целью данного воспитательного мероприятия было создание ученического справочника, имеющего практического значение для студентов 1 курса, которые на уроках истории по данной тематике могут воспользоваться информационным материалам справочника.На данном мероприятии четко прослеживается региональный компонент, применяется метод групповой работы и прием критического анализа, четко прослеживается связь с современностью, присутствуют межпредметные связи с историей, географией и краеведением. Задания предполагают активную практическую деятельность на мероприятии, а положительная оценка деятельности поднимает на высокий уровень ценностные ориентации обучающихся.Тематическое направление: патриотическое и духовно-нравственное воспитаниеТема воспитательного мероприятия: «Русские землепроходцы и исследователи Хабаровского края в XVII, XIX ввАктуальность и обоснование выбора Выбор темы воспитательного мероприятия был обусловлен уникальностью природы края, удивительной историей открытия и освоения края первыми русскими землепроходцами, историей заселения нашего края в XIX веке. Актуальность выбранной темы воспитательного мероприятия заключается в формирование патриотизма и высоких духовных чувств и состоит в том, что живя в своем крае, нельзя не знать его историю и имена тех, кто «не жалея сил, проявляя стойкость и необычайную отвагу, отправлялся в дальний поход со своим атаманом, не ради живота своего, а ради государства нашего». Целевая аудитория: студенты 1 курса: 15-16 лет Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы куратора:Данное воспитательное мероприятие входит в одно из направлений воспитательной деятельности педагога:- патриотическое воспитание- духовно-нравственное воспитаниеЦель, задачи и планируемые результаты:Воспитательные:
  • воспитание организованности, дисциплинированности, культуры поведения и общения, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, широты интересов;
  • воспитание в учащихся уверенности своих силах и настойчивости в достижении цели.
  • Задачи:Воспитательные:
  • Воспитание самореализации, успешности, настойчивости в достижении поставленной цели.
  • Планируемые результаты:Сформированные ценности: трудовая и поисковая деятельность, служение Родине, выполнение задач проекта, толерантность, самореализация.Форма проведения: работа в группах, проектная деятельностьОбоснование выбора: данная форма наиболее приемлема, так как предполагает поисковую деятельность и направлена на формирование творческой активности, сотрудничества в работе группы.Воспитательные методы: Воспитание самостоятельности, настойчивости, старательности и аккуратности через пример, похвалу, поддержку, ободряющее слово.Планируемые результаты: Сформированные ценности: труд, творческая деятельность, патриотизм, толерантность.Необходимые ресурсы:Методические:
  • методическая разработка внеклассного занятия.
  • презентация к занятию, слайды Power Point.
  • раздаточный материал: стикеры, маршрутные листы, скоросшиватели, конверты, ручки, простые карандаши, линейки, ластики, корректоры для исправлений, клей, смайлики, сеть, рыболовная игла, нанайский халат.
  • УМК (выписка из ФГОС СПО, программа воспитания, технологическая карта мероприятия).
  • Технические:
  • аппаратура для мультимедийного сопровождения занятия (проектор, интерактивная доска),
  • программное обеспечение: операционная система MS Windows XP/7, браузер Google Ghrom).
  • Информационные:
  • Карта настенная «Хабаровский край»
  • Учебные пособие:
  • Паневина, Г.Н., Махинов А.Н. Мой край: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Хабаровского края/ Г.Н.Паневина, А.Н.Махинов – Издательский дом «Частная коллекция», Хабаровск, 2000.Описание подготовки воспитательного мероприятия:Подготовка велась на уроках истории во время прохождения тем по разделу: Россия в XVI-XVII веках.Конспект воспитательного мероприятияЗдравствуйте, ребята! Я рада всех видеть!Наше внеклассное мероприятия называется «Русские землепроходцы и исследователи края в XVII и XIX веках ».Сегодня вы работаете в группах по выполнению коллективного проекта. Это будет справочник под названием «Русские землепроходцы и исследователи Хабаровского края в XVII, XIX вв.». Он будет иметь практическое значение, будущие первокурсники на уроках истории по данной теме смогут им пользоваться.Показ проекта справочника. Какова же будет цель нашего мероприятия?Цель проекта: создать справочник о путешественниках края, обощить знания о маршрутах и исследованиях первопроходцев.Но прежде чем начать проектную работу, я хочу напомнить вам о правилах групповой работы и дам вам право самостоятельного выбора. Если правило нам подходит, мы одобряем его аплодисментами. Если не подходит, то не реагируем на него.Правила групповой работы:1.В группе я должен правильно распределить время на всех этапах выполнения проекта.
  • В группе я должен шуметь, разговаривать и весело проводить время.
  • Я не должен молчать, а вместе со всеми должен участвовать в обсуждении вопроса.
  • В группе я должен перебивать и громко доказывать свое мнение.
  • В группе я должен проявить самостоятельность, настойчивость, старательность и аккуратность.
  • В группе я не должен сидеть без дела.
  • В группе я должен внимательно слушать задания и вопросы преподавателя.
  • Давайте теперь выберем наши задачи. На столах у вас конверты, в которых по семь задач. Нужно выбрать ту (те), которая (ые) подходят к теме нашего мероприятия. Задача 1. Знать, с какого века началось освоение и исследование дальневосточных земель, знать имена землепроходцев все, что с ними связано.Задача 2. Проследить маршрут своего путешественника - исследователя по карте, прочитать текст и заполнить таблицу, в которой вы должны написать свои мысли по поводу прочитанного и записать главную мысль текста. Задача 3. Давать оценку итогам деятельности землепроходцев и исследователей.Задача 4. Познакомиться с названиями географических объектов, с которыми пришлось встретиться землепроходцам в своих походах, на языке коренных народов края; проявлять толерантное отношение к малым народностям края.Задача 5. Оценивать вклад ученых в изучении деревьев и кустарников России.Задача 6. Вести словарь терминов по истории Древнего Востока.Задача 7. Описывать сражения, битвы и операции во время революции и Гражданской войны в Приамурье.Итак, задачи выбраны, прикрепляем их к доске. Кто такие землепроходцы? И мы сейчас дадим определение этому понятию. На доске у меня слова, которые раскрывают смысл данного понятия, но они перемешаны. Нужно расположить их по порядку.Землепроходцы – это люди, с которых началось освоение и заселение земель Сибири и Дальнего Востока Перед вами 4 иллюстрации отважных русских землепроходцев и исследователей Дальнего Востока и Хабаровского края (Е.П. Хабаров, И.Ю.Москвитин, В.Д.Поярков, Г.И. Невельской), которые отправлялись в неизведанные края, не ради живота своего, а государства нашего. Ребята, ваши сокурсники подготовили для вас стихотворения - загадки. Загадка 1. Прослушав это стихотворение- загадку, дать ответ, кто раньше других вышел к Амуру?1 чтец (Андрей Титенко):« В сугробах на зимнем привалеКазаки клянут окаянные дниИ ждут облегченья походу.Весной, наконец, увидали ониБольшую амурскую воду.И сразу забыты мороз и туман, Ночлег по-звериному, в ямеКазаки кричать: «Погляди, атаман, Какая река перед нами!» (о В.Пояркове) Итак, кто раньше других пришел на Амур?Вторая загадка. О каком русском землепроходце, который по определенной причине не дошел до устья Амура, идет речь в стихотворении?2 чтец (Егор Попружный):«Дни летят косяком гусинымСопки, мари, тайга, водаС Ерофеем - крестьянским сыномМы из Вологды шли сюда!» (о Е.Хабарове)Третья загадка. Кто автор этого донесения?«А волоком шли день ходу и вышли на реку, на Улью. Да той Ульей - рекой шли вниз стругом и плыли восьмеры суток» (И.Москвитин)Четвертая загадка. О каком исследователе XIX века, который доказал, что Амур не теряется в песках амурского лимана, а имеет выход в океан, идет речь в стихотворении?3 чтец (Матвей Лопоносов)Лицо государево хмуро.Вот вывод ученых мужей:Земель наших нет за АмуромИ нет судоходных путей.Сейчас это трудно представить,Но писано царской рукой:«… Вопрос об Амуре оставить…».Но нет преград пытливому уму,И Невельской, идя на бриге обветшалом,Смог доказать, что превратит АмурРоссию - в океанскую державу» (о Г.И.Невельском)Итак, кто был правителем России в сер.- первой четверти XIX века?И вот первая наша задача: Знать имена землепроходцев все, что с ними связано.У вас на столах рабочие листы разного цвета с датой, словом, названием, именем. Все даты, слова, названия связаны с именем конкретного землепроходца. Вам необходимо назвать его. На рабочих листах вы объясняете значения слов. Группа №1 (С именем какого землепроходца связаны эти слова и что они обозначают?)Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» - Иван Юрьевич – это… , - дощаник, - Мая, -1639- 1640, -Джугджур, - кочи, - Ламское, море, - эвены, -Улья, - Алдан, - ясакВопрос: С какого города начинались походы землепроходцев?Группа №2 (С именем какого землепроходца связаны эти слова и что они обозначают?)Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» - 1643- 1646 это… , -струги, -Василий Данилович, - атаман, -Становой, - Сахалин, - Амур, - Алдан, - Якутск, - Зея, - волокВопрос: Какие народы встречались землепроходцам?Группа 3 (С именем какого землепроходца связаны эти слова и что они обозначают?)Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» «Чертеж реки Амур» - это… , Дауры -, Ясак -, Острог -, Якутск -, Лена -, -Шилка, - маньчжуры, - волок, -Ачанский и Албазинский -это…Вопрос: Почему русские вынуждены были на два столетия покинуть Приамурье? Какой договор был подписан между Россией и Китаем? (Нерчинский, 1689 г.)Группа №4 (С именем какого исследователя XIX века связаны эти слова и что они обозначают?)Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» Григорий Иванович- это …, 1849-1853-, «Байкал»-, Николаевский пост-, Аян-, Куегда- , Императорская Гавань- , Айгуньский 1858 год и Пекинский 1860 год -, - Де-Кастри- , - Амурская экспедиция.Вопрос: Каков был итог Айгуньского (1858 и Пекинского договоров (1860)? Ребята, задание №2 по развитию критического мышления. Необходимо проследить маршрут своего путешественника - исследователя по карте, прочитать текст и заполнить таблицу, в которой вы должны записать свои мысли по поводу прочитанного и во второй колонке записать главную мысль текста. Рабочий лист №1.Карта. «Маршрут похода Москвитина». 1639-1640 Иван Юрьевич Москвитин О происхождении отважного землепроходца Москвитина мы практически ничего не знаем. Известно, что он был томским казаком и в мае 1639 года отправился в поход под руководством томского казачьего атамана Копылова на дощаниках (легких казацких судах). Они искали новые богатые пушниной места, а ещё – серебряную руду. Поход длился долго, казаки останавливались на зимовку, сами строили прочные корабли – кочи – способные выдержать погодные условия и не оказаться затёртыми во льдах.  Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных (то есть еще не обложенных данью) людей. В результате расспросов местного населения, по реке, названной ими Охота, казаки дошли до Охотского моря, названного ими Ламским. В Москву они отправили большой ясак (подать, собиравшаяся с инородцев Сибири и Дальнего Востока) и сообщения, что леса в новооткрытых краях «собольные, зверя всякого много, а рыба большая, в Сибири такой нет... столько-де её множество - только невод запустить и с рыбою никак не выволочь...» Результаты похода: Иван Юрьевич Москвитин первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака. На основании его донесений была создана карта Дальнего Востока и открыта дальнейшая дорога первопроходцам к освоению этих богатых, но опасных земель.Рабочий лист №2. Карта «Маршрут похода Пояркова». Василий Данилович Поярков Русский землепроходец, казак, первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 - 46 гг. руководил отрядом, который 15 июля 1653 года выступил в поход из Якутска. Якутский воевода дал В. Пояркову «наказную память», в которой были обозначены задачи похода: узнать о землях, богатой серебряной, медной и свинцовой рудой, и поставить свои укрепленные крепости - острожки. Зимой 1643 года отряд Пояркова перевалил через Становой хребет, вышел к реке Зея и лишь летом 1644 года появился на берегах Амура. Отряд Пояркова доплыл до устья Амура и поярковцы первыми из русских увидели остров Сахалин. Возвращаться в Якутск Поярков решил по Охотскому морю. Несколько недель их судно носило по волнам бурного Охотского моря, а потом выбросило на берег материка. Уцелевшие люди, оборванные, замерзшие и голодные, добрались до устья реки Улья и нашли старую избу отряда И.Ю.Москвитина. От отряда Пояркова осталось 50 человек. Открытия, сделанные отрядом В.Пояркова, с уверенностью можно назвать великими. Отряд первым побывал на берегах Амура и доказал возможность выхода из Амура в Охотское море. По пути, проложенному Василием Даниловичем Поярковым, пошли на Амур русские люди. Поярков открыл реку Зея и Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о размерах Амура, его протяженности, природе и населении вдоль пройденного пути. Рабочий лист №3. Карта «Маршрут похода Е.Хабарова». Ерофей Павлович Хабаров (1649-1653) Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от Якутска через высокий Становой хребет. Поход был трудным – заледенелые вершины, ветра, горные речки. Лишь в марте 1650 года отряд добрался до верховьев реки Урка, впадающей в Амур. Здесь казаки встретили местных жителей - дауров, которые оказывали русским вооруженное сопротивление. В Даурии в 1651 году Хабаров основал острог Ачанский городок, который подвергся нападению маньчжуров. Несмотря на то, что бой закончился разгромом десятикратно превосходящей армии маньчжуров, Хабаров оставил Ачанский городок и вернулся вверх по Амуру, дойдя до устья Зеи, где казаки начали строить городок Албазин. Значение похода Ерофея Павловича Хабарова в том, что он, изучая природу, доказал, что приамурские земли пригодны для земледелия. Хабаров составлял карты побережья реки и в, частности, составил «Чертеж реки Амур». В результате его экспедиции коренное население Приамурья приняло русское подданство и было обложено ясаком. В отличие от предыдущего похода, его поход носил не разведывательный характер, а был направлен на колонизацию территории и прежде всего сельскохозяйственное освоение открытых земель в верхнем Амуре.Рабочий лист №4.Карта. «Маршрут похода Г.И. Невельского». 1849-1853 Геннадий Иванович Невельской. В июне 1849 года транспорт «Байкал», которым командовал морской офицер, капитан Невельской, зашел в северную часть Амурского лимана, где встал на якорь. Глубины здесь были небольшие, и все исследования пришлось проводить на шлюпках (малые беспалубные суда). Условия работы были тяжелые. Высокие волны, часто возникавшие в лимане, заливали шлюпки, выбрасывали их на берег. Повсюду встречались мелкие места с вязким глинистым дном. Несмотря на трудности, небольшой отряд моряков во главе с Невельским, вошел в устье Амура и, сделав промеры глубин, установил, что в лимане есть фарватеры, по которым морские суда могут входить в реку. Затем отряд направился по лиману к югу, где обнаружил пролив шириной 7,5 км между Сахалином и материковым берегом. Пройдя вновь открытым проливом, названным впоследствии проливом Невельского, отряд вышел в северную часть Японского моря. Тем самым было окончательно доказано, что Сахалин – остров. На побережье Охотского моря был открыт большой залив Счастья, названный так потому, что оказался единственным местом вблизи Амура, удобным для гавани. Отсюда транспорт «Байкал» отправился в Аян. В 1850 году вместе со своим помощником Орловым на берегу залива Счастья Невельской заложил первое русское зимовье, названное Петровским, а на мысе Куегда в устье Амура он поднял русский флаг и основал Николаевский пост. В мае 1853 года был подробно описан берег Татарского пролива и был открыт залив Императорская Гавань (ныне Советская Гавань), поселки Де-Кастри и Мариинское.Значение: Амурская экспедиция Геннадия Ивановича Невельского доказала островное положение Сахалина и то, что Амур судоходен почти на всем протяжении. Труды Амурской экспедиции сыграли решающую роль в присоединении Приамурья и Приморья к территории России по Айгуньскому (1858 г.) и Пекинскому (1860 г.) договорам с Китаем. Отчет групп. Выступления группы: «В ходе работы группы мы пришли к выводу, что…» Для выполнения третьей задачи вам необходимо критически подойти к утверждениям о достижениях землепроходцев. Если согласны, то в столбце «Верю/не верю» нужно поставить знак «+», если верите, а если не верите, то в следующей колонке «это не верно, потому что», аргументируйте свой ответ. «Вклад русских землепроходцев и исследователей XVII и XIX веков» Заслушивание ответов групп. Фронтально.Задача 4. Познакомиться с названиями географических объектов на языке коренных народов края. Проявлять толерантное отношение к малым народностям Приамурья. На слайде таблица названий географических объектов и их обозначения. Задание группам: Закончите предложения, вставляя пропущенные слова.1.Землепроходец Поярков первым вышел к реке Амур, которая в переводе с тунгусо-маньчжурского означает … (1)…, получил сведения о ее протяженности, размерах, природе и населении на пути своего продвижения.2. Окончательно Ачанский городок (современное селение Ачан Амурской области) был утрачен Россией по  1689 года, когда все русские остроги в Приамурье были уничтожены, а русское православное население отсюда выселено маньчжурами. Русские отряды с XVII века больше не пытались добраться до Ачана, что в переводе с нанайского означает…(2)….3. Исследования, проведенные археологами на территории Хабаровского края обнаружили ранненеолитическую стоянку людей, датируемую возрастом 14200 лет на реке Бурея, которая в переводе с эвенкийского означает…(3)…4. Горы Джугджур, расположенные вдоль северо-западного побережья Охотского моря, в переводе с эвенкийского языка означают…(4)…5.  13 августа 1850 года  Амурская экспедиция под руководством Геннадия Ивановича Невельского подняла русский флаг на мысе Куегда, который в переводе с нивхского языка звучит так …(5)….6. Самое раннее посещение бассейна реки Уды, название которой с эвенкийского языка переводится как…(6) …, русскими относится к первой половине XVII века. 7. Транспорт "Байкал" все ближе и ближе подходил к Аяну, и вскоре под шапкою облаков завиднелись серые скалы залива, который в переводе с эвенкийского так и означает…8. Название этой реки …(8)… произошло от  окат − «река».9. Именно размеры хребта, его труднодоступность и водораздельный характер дали основание казакам, открывшим его в середине XVII века, назвать его Становым, то есть «основным, главным» (ср. «становая жила», «становой берег»). Эвенки также объединяли все особенности этого хребта, причём в эвенкийском фольклоре эта система хребтов звучит так - … (9)…10. Тесно Майе в крутых берегах. В бешеной злобе силится она раздвинуть выступы скал, разметать стремительным потоком каменистые перекаты, срезать кривуны. Как первопроходцы назвали реку Майя... (10)..?11. Охо́тское море в переводе с японского звучит как ( オホーツク海) Охоцукукай, а в переводе с ительменского как (ительм. Лам‘ин ӄыӽ) — это море , отделяется от него полуостровом  и островом . Как в XVII веке первопроходцы называли Охотское море… (11)..?Слова для отбора: «Ламское», «Охота», «Злая старуха», «Позвоночник Земли», «Морской залив, бухта», «Горбатая гора», «Река Черного дракона», «Встреча», «Бурная вода», «Тальниковая роща, заросли ивы», « Река».Ответ:
  • Река Черного Дракона
  • Встреча
  • Бурная река
  • Горбатая гора
  • Тальниковая роща, заросли ивы
  • Река
  • Залив Аян
  • Охота
  • Позвоночник Земли
  • Злая старуха
  • Ламское море
  • Ребята, первопроходцы сохранили названия географических объектов на языке коренных народов- нанайцев, эвенов, дауров, нивхов и т.д., но не все знают, что они означают. Например, утес Пивань (Пиванская сопка) на нанайском языке означает «точильный камень». А что означает слово Ачан? Оно означает на нанайском языке «встреча». И сейчас мы посмотрим сценку «Встреча (Ачан)». Цель: определить признаки толерантного отношения первопроходцев к коренным жителям края.Встретились два человека: старик - охотник и русский первопроходец.Путешественник, обращается к старику- нанайцу, который чинит сеть, здороваясь на нанайском языке, и не сразу задает основной вопрос, а только после короткого разговора; прощаясь первопроходец подает руку, как другу.Путешественник, обращаясь к старику- нанайцу, который чинит сеть:-Здравствуйте!- Чем занимаетесь?- Много ли в Амуре рыбы?- Кто вам помогает?- Далеко ли до Ачана?- До свидания! (ответы старика – нанайца на нанайском языке)Перечисление учащимися признаков толерантного поведения.Показ продуктов проекта - справочники групповой работы ыполнение поставленной цели и задач.Закрепление: Толстые и тонкие вопросы:
  • Албазин, Ачанский городок, Кимарский острог - эти все поселения были основаны …
  • Как звали Москвитина? (Иван Юрьевич)
  • Хабаров, Поярков, Дежнев – кто первым проплыл по Амуру до ее устья - …
  • Как звали Невельского? (Геннадий Иванович)
  • Шилка и Аргунь, Аргунь и Амгунь, Зея и Бурея – от слияния каких рек берет начало Амур?
  • Охотское, Японское, Берингово – какое из морей первопроходцы называли Ламским?
  • Дощаник, коч, струг – это …
  • Москвитин, Поярков, Невельской – кто из них основал Николаевск- на – Амуре?
  • Хабаров, Поярков, Дежнев – кто из землепроходцев составил «Чертеж реки Амур»?
  • Кто первым дошел до Охотского моря?
  • Фрегат «Паллада», крейсер «Варяг», транспорт «Байкал» - на каком корабле Г.Невельской сделал важное географическое открытие?
  • Ачаны, дауры, эвены – племена каких народов встретил Хабаров на Амуре?
  • Хабаров, Поярков, Москвитин – кто из них в 1651 году принял бой с маньчжурами у стен Ачанского городка?
  • 1639, 1739, 1839 – в каком году Москвитин заложил зимовье на берегу реки Улья?
  • Шелковников, Москвитин, Поярков – кто из них основал г. Охотск?
  • Чья экспедиция узнала, что Амур не теряется в песках, а впадает в океан? (Г.Невельской)
  • Как звали Пояркова? (Василий Данилович)
  • Люди, проложившие первыми маршруты и открывшие новые, раннее неизведанные земли – это …
  • Заключение.В числе первопроходцев можно назвать В. К. Арсеньева, Н. Пржевальского, ученых Р. Маака, А.Миддендорфа и многих других исследователей. Результатом их исследования в 17, 19 веках стало освоения земель Приамурья и Приморья и переселение больших масс крестьян на Восток. Давайте молчанием почтим память о ратном труде первопроходцев и склоним головы перед их подвигом.Этап итоговой рефлексии.На рабочих листах групп «Мой вклад в проект» нужно разместить в колонке напротив своей фамилии стикеры:Красного цвета - я отлично и очень активно участвовал (а)Желтого цвета – я хорошо участвовал (а) Зеленого цвета – я просто участвовал (а)Спасибо всем за отличное, хорошее и просто участие в проведенном мероприятии!Вы – молодцы! Аплодисменты. Рекомендации по использованию методической разработки воспитательного мероприятия.Возможна для применения на классных часах и в практической воспитательной деятельности классного руководителя или куратора, так как разработана с целью распространения актуального педагогического опыта по воспитанию таких качеств личности, как патриотизм и стремление приносить пользу обществу, краю, стране.