Публикации Анатомо-физиологические особенности развития выносливости школьников среднего возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анатомо-физиологические особенности развития выносливости школьников среднего возраста
Автор: Прохорова Лариса Эдуардовна

Самойленко В.Ю., Самойленко М.В.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма», г. Старый ОсколАнатомо-физиологические особенности развития выносливости школьников среднего возрастаВозраст 12-15 лет характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости, наиболее интенсивный прирост ее наблюдается с 12 до 20 лет, при этом стать выносливым можно при любой наследственности [1]. Период предполового и полового созревания так называемый переходный возраст, продолжается 2-3 года, у мальчиков в пределах от 13-14 лет до 18 лет, у девочек от 12-13 лет до 16 лет. Различные годы полового созревания в ряде случаев стирают грани между средним и старшим школьным возрастом. Биологические изменения у одних в 13-14 лет могут быть такие, как у некоторых в 16-17 лет. В это время происходит развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Гипофиз действует стимулирующим образом на половые железы. В нервной системе происходят сдвиги, характеризующие всё большее совершенствование протекания основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда и к занятиям спортом. С началом периода полового созревания наряду с общим развитием наступают изменения и в сердечнососудистой системе. Повышенная двигательная деятельность вызывает усиленное развитие сердца, которое начинается в 12-14 лет, а к 15 годам оно увеличивается почти в 15 раз по сравнению с новорожденным. Энергия развития в этом периоде подвержена индивидуальным колебаниям. Этот период у девочек начинается и оканчивается раньше, чем у мальчиков. Школьник среднего возраста в плане выносливости уже может сравниться с взрослым человеком. За счет подвижного образа жизни, регулярной умеренной физической нагрузки, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Он хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов, хотя при лучшей приспособляемости к скоростным нагрузкам может оставаться плохая переносимость длительной, напряжённой работы. Отдельные подростки, показывающие хорошие спортивные результаты, могут резко снизить их в начале периода полового созревания [1]. Возрастное развитие физических способностей школьников с учётом их индивидуальных различий свидетельствует о том, что возрастное развитие выносливости, как и других физических качеств, у детей разного физического развития подчинено общим закономерностям, которые характеризуются наличием "критических периодов" на отдельных этапах возрастного развития. Всё это необходимо учитывать при работе со школьниками среднего возраста инструкторам и педагогам [2].Список используемых источников
  • Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. для студентов вузов / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М.: Владос, 2002. – 608 с.
  • Гандельсман, А. Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст] / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 188 с.