Публикации
Эрготерапия как компонент реабилитации и восстановления способности к независимой жизни ребенка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эрготерапия как компонент реабилитации и восстановления способности к независимой жизни ребенка
Автор: Чернова Любовь Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эрготерапия как компонент реабилитации и восстановления способности к независимой жизни ребенка
Автор: Чернова Любовь Анатольевна
Эрготерапия как компонент реабилитации и восстановления
способности к независимой жизни ребенка
Саяногорский реабилитационный центр – это Центр социально-реабилитационной помощи. Категория детей, с которыми работаем мы – это дети с ограниченными возможностями и особенными потребностями, которые нуждаются в абилитации.
Это система мероприятий, имеющая цель предупреждение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойке утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Для реализации этих мероприятий создана комната социально – бытовойориентации. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях, т.е. – это умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка. Эрготерапия позволяет проводить ранюю абилитацию детей с ОВЗ.
Основная цель абилитации – улучшение качества жизни, самообслуживания и коммуникации детей ДЦП, Синдром Дауна, аутизм, ЗПРР, ДВГ. Для ребенка с диагнозом ДЦП реабилитация – это массаж, ЛФК, физиолечение и т.д. Для Синдрома Дауна, ЗПР, ЗПРР, РДА главные реабилитологи – это психологи, воспитатели и логопеды. Все перечисленные направления – это лишь отдельные средства абилитации. И если заниматься ими по отдельности, ни о каком самообслуживании и коммуникации (а это и есть развитие ребёнка) не может быть и речи. Речь – это психический процесс, который возможен только при работе мышления. Весь этот процесс и есть коммуникация, благодаря которой ребёнок начинает накапливать интеллект. Интеллект – это способность запоминать и накапливать информацию, но интеллект не рождает мысль, мысль рождает мышление. Следствие этого самообслуживание – это грубая моторика + мелкая моторика + интеллект + мышление.
Если учить ребёнка с Синдромом Дауна, которому ещё нет и трёх лет буквам и цифрам, а ребёнок не понимает обращённую речь, не понимает, как, проситься в туалет, как снять штанишки и сесть на горшок, как пользоваться ложкой и пить из чашки, то какую помощь оказывают в данной ситуации буквы и цифры? Для того чтобы ребёнок с ДЦП взял в руки ложку или чашку, он должен уметь сидеть. Чтобы ребёнок сидел нужно не только пресс качать, а развивать верхний плечевой пояс – руки. Только при хорошей работе рук укрепляется спина. Надеть обувь, налить себе воду в чашку, одеться, застегнуть пуговицу, вывернуть одежду с изнанки, это очень сложный и многогранный процесс, с включением центральной нервной системы и всех психических процессов.
Если ребёнок держит ложку, попадает себе в рот – это работа руки. Мы знаем, что рука — это продолжение мозга. Значит, во время самообслуживания работает и развивается мозг. Значит, во время самообслуживание мы готовим руку к письму,
учим усидчивости, концентрации внимания.
Именно благодаря самообслуживанию и коммуникации мы можем определить уровень развития ребёнка (психический и физический). Изучив имеющийся опыт, решила внедрить методику эрготерапии в свою работу.
Цель эрготерапии – максимально возможное восстановление способности ребенка к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.
Задачи: 1. Выявить имеющиеся нарушения, восстановить либо развить функциональные возможности ребенка, которые необходимы в повседневной жизни.
2. Помочь ребенку с ограниченными возможностями стать максимально независимым в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окружающей среды.
3. Создать оптимальные условия для развития и самореализации ребенка с ограниченными возможностями через его занятость в различных сферах жизнедеятельности и, в конечном счете, улучшить его качество жизни. Одной из составляющей комплексной абилитации детей, направленной на развитие мелкой моторики, зрительно – пространственных представлений, отработку координации по суставам, увеличение силы мышц, мышечного тонуса, уменьшение гиперкинеза, увеличение общей координации движений и является: создание игрового пространства, которое включает несколько зон:
Все это дает возможность расширять и углублять сенсорное развитие детей, развивать вестибулярный аппарат, что носит оздоровительно-закаливающий эффект, снижает нервную напряженность, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Используя игровые элементы, дидактические игры и упражнения, стенды сенсорной тренировки, достигаю выполнения главной задачи тренировок – обучение самостоятельно, передвигаться, выполнять посильные поручения, участвовать в жизни группы.
В своей работе с детьми считаю главным: полное восприятие ребенка таким, каков он есть, пошаговое развитие во всех сферах деятельности, тесное сотрудничество с семьей.
При составлении комплексов занятий из дидактического материала, опираюсь на материалы М.Монтессори, по сенсорному развитию Л.А.Венгера; для определения уровня мелкой моторики рук использую методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич; для определения ведущей руки - методика М.Озьяс; для определения уровня развития пространственных представлений материалы Т.А.Павловой.
Обследование моторно–двигательных функций провожу в игровой форме с использованием богатейшего материала устного народного творчества:
пословиц, поговорок, загадок.
Для всеобщего развития разработала цикл занятий, наблюдений, используя проектную деятельность. Данная система занятий, совокупность методик и технологий позволяет решать несколько задач: оздоровительную, воспитательную, социальную, психологическую.
Коррекционная работа построена на сотрудничестве с группой специалистов и родителей, что дает положительный результат. Выбранная совокупность средств, методов профилактики и медицинской реабилитации, основанная на использовании стендов сенсорной тренировки, специально разработанных упражнений, циклов практических занятий и методических рекомендаций для родителей, что способствует восстановлению способности ребенка к независимой жизни, его социализации в общество, а также созданию оптимальных условий для развития и самореализации ребенка через его занятость в различных сферах жизнедеятельности.
При развитии навыков социально - бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними. Открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.
Обязательно стимулирую и поощряю стремлениеребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, я и родители оказываем детям, лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом учитываю возможности ребенка и четко знаю, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия провожу в игровой форме и обязательно поощряю ребенка за правильноевыполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.
Для формирования знаний, умений по социально-бытовой ориентировке применяю различные методические приемы: объяснение, показ, наблюдение, сюжетно-ролевые и дидактические игры, рассматривание наглядности (муляжи). Программа по социально-бытовой ориентировке способствует формированию у воспитанников реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.
Содержание занятий включает в себя следующие темы:
Занятия по теме Личная гигиена с использованием пособия Гигиена тела позволяет детям овладеть умениями и навыками гигиены, охраны зрения, ухода за кожей. Используя тактильные ощущения, дети описывают объемные иллюстрации, рассказывают, как часто они пользуются мылом, мочалкой. Беседую с ними о необходимости соблюдения личной гигиены, напоминаю детям о том, что предметы личного пользования должны быть сугубо индивидуальными и почему. Рассматривая ванную комнату с зеркалом, раковиной, тюбиком зубной пасты и зубной щеткой, дети хорошо воспринимаютбеседу о правильном уходе за зубами и полостью рта, о регулярном посещении стоматолога. Вместе детьми обсуждаем рекламируемые фирмы – производители, беседуем о том, как правильно выбрать зубную пасту и щетку.
Занятия по теме Питание предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола, простыми рецептами блюд. Для проведения занятия использую иллюстрации: Готовлю сам, Бутерброды, Набор для завтрака и др.
Играя с пособиями Игрушка-застежка, пособием-раскладушкой Одевай-ка,Кармашки, Веселые кармашки,ребенок учится самостоятельно одеваться по сезону.
Дети несколько раз завязывают и развязывают шнурки, расстегивают и застегивают пальто, расстегнуть и застегнуть кнопки. Потренировавшись расстегивать и застегивать молнию на рубашке, дети тренируются одеваться самостоятельно. Данное пособие знакомит детей с различными видами застежек: пуговицы, липучка, кнопки, молния, шнурки, а также с различными материалами.
Тактильные Кармашки, Веселые кармашки знакомят детей с разными вариантами карманов и застежек.
Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия Одежда и обувь, Жилище, Поможем маме – уберем сами,Книжка про стирку. Все это включают в себя повседневный уход за одеждой, жилищем.
Учу детей последовательности действий, которыми дети должны овладевать при уборке своей комнаты. Для развития тактильного восприятия предлагаю предметы обихода, предназначенные для этих процедур. Чтобы убрать, мусор в доме нужен веник и совок, ачтобы вымыть пол, тряпка и ведро.
Уход за одеждой предполагает ее стирку, утюжку, чистку. Кроме выработки сознательного поведения, упражнения в практической жизни развиваю двигательную активность ребенка, способствую воспитаниюего самостоятельности и тем самым укрепляю чувство собственного достоинства, формирую навыки социального поведения. Работу свою с детьми ОВЗ проводила с конкретными задачами на каждый год.
Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях заболеваний упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику: ребенок становится более адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких ему людей. В настоящее время работаю над реализацией индивидуальной программы инновационной деятельности Эрготерапия как современная технология личностного развития детей с ОВЗ.
Применяю элементы эрготерапии при оказании услуг на дому в рамках мобильной бригады регионального проекта Равные возможности, федерального проекта Преодоление. Домашняя обстановка способствует развитию и восстановлению двигательных и функциональных возможностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Подбор доступных занятий и способов деятельности помогает воспитанникам достичь максимально высокого уровня независимости и самостоятельности в повседневной жизни.
Но все-таки основной формой организации обучения детей социально-бытовой ориентации является сюжетно-ролевая игра. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Также использую игры в шахматы, домино, шашки, лепку, конструктор, пазлы, рисование, вырезывание ножницами и многое другое. Все упражнения подбираю строго индивидуально, и зависят они от целей реабилитации и состояния конечностей. При этом слежу, чтобы ребенок был увлечен занятием, обязательно акцентирую внимание на успехе и прогрессе. Трудотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья – незаменимое средство коррекции недостатков умственного и физического развития ребенка, формирования активной жизненной позиции, уверенность ребенка в своих силах, его самостоятельность. Помогаю в первую очередь детям в совершении каких-то конкретных действий.
Делаем картины из семян, макарон, теста, круп. Изготовление красочных поделок из бумаги, ваты, ниток, бросового и природного материала – увлекательное и полезное занятие для детей.
1 апреля состоялось занятие, посвященное Дню смеха. Дети изготовили на занятии аппликацию Веселые ладошки, на новогодний праздник Новогоднюю открытку и Символ года. Такая форма работы, способствует максимальному развитию качеств личности, обеспечивающая социальную адаптацию ребенка.
Эрготерапия рекомендуется людям любого возраста, которые страдают двигательными, сенсорными, психосоциальными расстройствами (страх, агрессия, пассивность). Предлагаю сопровождающим (мамам, бабушкам) принять участие в работе по развитию мелкой моторики. Это отличное средство против депрессии, улучшает память. Считается, моторика воздействует на моторную зону мозга и тем самым приводит в гармонию разум и тело.
Достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком возможно только в тесном сотрудничестве с семьей, значение влияния которой на развитие и становление бытовой и социальной адаптации и на формирование личности ребенка в целом огромно.
Зона развивающего творчества
Зона реальной жизни
Зона игрового пространства
Зона двигательной активности
Зона сенсорного развития
Личная гигиена
Семья
Одежда и обувь
Социально-бытовая ориентировка
Жилище
Питание
Транспорт
Торговля
Культура поведения