Публикации
«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».
Автор: Сумина Тамара Яковлевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми».
Автор: Сумина Тамара Яковлевна
Использование пословиц и поговорок в работе с детьми.(Статья из опыта работы).«Русские пословицы и поговорки богаты по содержанию, современны по форме, лаконичны и живописны, они внушают ребёнку «такт русского языка».К.Д.Ушинский. Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействия окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество, особое место занимают пословицы и поговорки. Короткие, мудрые мысли называют в народе пословицами. Они нас учат мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Пословицы и поговорки стали верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей, и прежде всего трудолюбия и дружелюбия.Воспитание интереса и уважения к различным профессиям мы осуществляем через знакомство с трудом взрослых. Во время экскурсии по детскому саду дети знакомились с трудом повара. Здесь были уместны пословицы: «Не котёл варит, а стряпуха», «Не печь кормит, а руки». При знакомстве с трудом прачки: «Дело мастера боится», «Глаза страшатся, а руки делают», «Без работы, и машина ржавеет». Используя пословицы во время наблюдения за трудом взрослых, раскрывая их смысл, я стремилась к тому, чтобы дети поняли самое важное: любой труд почётен, трудолюбивых народ уважает и прославляет. Большое значение имеют пословицы и поговорки в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать в различных ситуациях. Например, при наведении порядка в групповой комнате, когда дети убирают игрушки на свои места: «Берись дружно-не будет грузно», «Что одному не под силу, то легко коллективу». Совместный труд-эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. При сборе листвы на участке, расчистке участка от снега можно использовать пословицу: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Не работы бойся, пусть она тебя боится». Не назидательно вводила в речь детей пословицы и поговорки о дружбе, о временах года, так как эти меткие выражения при оценке тех или иных поступков и ситуаций несут воспитательный смысл. Развивать навыки налаживания дружеских взаимоотношений, формированию понятия «друг», знакомству с правилами дружбы помогают такие пословицы: «Дерево держится корнями, а человек – друзьями», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга ищи, а нашёл- береги». Поговорки часто употребляли к определённым лицам и их поступкам. Большинство поговорок представляет собой образно-эмоциональную характеристику людей. Посредством поговорок создавали портреты людей, а портретные характеристики могут быть и положительными, и отрицательными. Дети оценивают положительный портрет: «Красна, как маков цвет», «Идёт, словно павушка плывёт». Старались нарисовать с помощью поговорки не только внешние черты, но и образно сказать о душевном состоянии: «Ходит именинником». Передавать так же образно те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке простом и открытом: «Душа нараспашку».С помощью поговорок старались давать эмоциональную оценку различным действиям и поступкам. Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придать красочность, образность. В поговорках очень широко используются образные средства разговорного языка:сравнения:«Вертится, как белка в колесе», «Мчится, как угорелый».метафоры:«Подливать масло в огонь», «Остаться у разбитого корыта».гиперболы:«В трёх соснах заблудился», «Без ножа зарезал». Очень важно, чтобы дети понимали переносный смысл и смогли его объяснить. Часто в своей работе использовала такой приём: объяснить смысл пословицы, продолжить её, узнать пословицу по концу. Чем больше ребёнок употребляет в своей речи пословиц, поговорок, тем образнее, красивее его речь. Проведённая работа показала, что пословицы и поговорки помогают углубить нравственный опыт детей, способствуют воспитанию трудолюбия, дружеских отношений друг к другу.