Публикации
"Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленой пьесе"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленой пьесе"
Автор: Серова Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленой пьесе"
Автор: Серова Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Брасовского районаЛокотская детская школа искусствПлан - конспект открытого урока по фортепиано"Работа над средствами музыкальной выразительностив кантиленой пьесе"РазработалаСерова Ирина Анатольевна преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано2021 годТема урока: Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе.Цель: Формирование у учащегося навыков кантиленной игры, анализ средств музыкальной выразительности.Задачи: Обучающие - сформировать навыки певучей кантиленной игры, научить анализировать значение средств музыкальной выразительности. Развивающие - развитие познавательной деятельности, креативного мышления. Воспитательные - развитие творческого самостоятельности и мышления. Тип урока: Урок получения новых знаний с элементами исследования.Методы: словесный; наглядно - слуховой; практический, анализа, обобщения; эмоционально - познавательный. Оснащение урока: музыкальный инструмент (рояль); нотный материал; дидактический материал (карточки). План занятия:Организационный этап. Приветствие. Психологический настрой учащегося. Вступительное слово педагога. Сообщение темы урока и его задач. Основная часть. Практическая. Анализ части произведения. Работа над певучим звукоизвлечением, интонированием мелодии Оркестровка произведения. Тональный план. Заключительная часть. Подведение итогов. Домашнее задание. Урок проводится с ученицей __ класса ____________________________Кантилена - (от латинского слова "пение")-широкая,свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная.Термин так же обозначает напевность самой музыки или манеры ее исполнения.У музыки свой особенный язык-язык звуков, и свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.Мы рассмотрим и проанализируем средства музыкальной выразительности на примере пьесы Ольги Геталовой "Утро в лесу"."Утро в лесу" О.Геталовой - пьеса кантиленного характера. Композитор и исполнитель изображают окружающий нас мир. Звуковая изобразительность или звукоподражание - наиболее простой путь воссоздания звуками образов мира природы. Это яркая программная пьеса, которую любят исполнять дети. Она очень полезна для развития гармонического линеарного мышления и навыков певучей игры.- ___________, исполни, пожалуйста, это произведение.имяЭту пьесу характеризует смена настроений и темпов. Давай проанализируем, сколько частей в этой пьесе, какие образы природы мы представляем и прислушиваемся к интонациям мелодии. Как она звучит в каждой части?Я предлагаю посмотреть видео - слайды с картинами утреннего леса. Это поможет нам найти образные ассоциации.- В этой пьесе 4 части.Первая часть - сонный лес, лучи солнца пробиваются через деревья. Мелодия звучит широко, протяжно, поэтично, задушевно.Вторая часть - природа оживает, купается в легком ветерке и солнечных лучах. Мелодия звучит мечтательно, трепетно, чарующе, одухотворенно. Третья часть - проснулись птички, чирикают, перекликаются и порхают с ветки на ветку.Мелодия звучит звонко, оживленно, шутливо, весело.Четвертая часть - лес проснулся. Взошло солнце, на небе появилась радуга. Мелодия звучит светло и радостно.- Молодец, ____________. Главное - охватить всю пьесу по форме, соединить все части в единое целое, как бы охватить пьесу единым взглядом.Так как словарный запас ребенка еще недостаточно богат, __________ пользовалась карточками - подсказками с эпитетами для характеристики мелодии.Основное внимание при изучении пьес кантиленного характера должно быть направлено на выразительное интонирование мелодии. Мелодия - основа художественного образа пьесы, ее можно сравнить с пением или человеческой речью. У мелодии есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А.Царевой "Уроки госпожи Мелодии". В чем секрет госпожи Мелодии? Главное - она живая. У нее есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация. Она может расти, "толстеть", "худеть", может стать прозрачной и твердой, как скала; и даже может "растаять", "умереть, чтобы вновь родиться и расцвести".Красивая интонация - смысл музыки, без нее мелодия превращается в набор звуков. три четверти работы над произведением - это работа над звуком, который выражает художественную сущность образа, чем тоньше слышит музыкант переливы нюансов в звуковом спектре, тем совершеннее его игра.Каждая часть состоит из двух четырехтактовых фраз. Исполнению каждой фразы предшествует глубокое "вокальное" дыхание и "дышащее" рессорное погружение руки в клавиатуру, переходящее в цельное плавное движение вплоть до ее окончания. Линия большого мелодического дыхания сохраняет целостность пианистического движения, сочетающегося с мягким перенесением руки на границах больших построений. Ощущение выразительности фраз должно ассоциироваться с вокальными интонациями мелодии.Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе "выразительных"пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь "до дна" клавиши. При этом очень важно дослушивать звук до конца и ощущать горизонтальное движение и развитие музыки. Дослушивать звук - это значит слушать предыдущие, а ощущать движение музыки - это думать и слушать "вперед".-__________, давай проработаем первую часть произведения по фразам, без сопровождения, с подчеркнуто выразительным интонированием. Переступающие пальцы ведут руку, которая перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии - ясность. Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения.Фортепиано - инструмент богатейшего тембро - динамического потенциала. Колоссальные ресурсы динамики, огромный диапазон, педали - все это дает возможность создавать разнообразные живописно - колористические эффекты. Известны слова А.Г.Рубинштейна: "Вы думаете, что рояль - это один инструмент, а это сто инструментов, ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности".Важно, чтобы ученик, какую бы музыку он не исполнял, слышал фортепиано темброво, мысленная оркестровка рождает это разнообразие фортепианных красок.-_________, твоим домашним заданием было придумать "оркестровку" произведения.- Главную тему в 1, 2 части и репризе исполняют скрипки. Группе струнных музыкальных инструментов поручают наиболее выразительные, яркие, главные мелодии. У них красивый "поющий" голос и большой диапазон звучания. 3 часть - подвижная, легкая. Первую фразу я бы поручила исполнить флейте, у нее прозрачный, холодноватый, высокий тембр и большая техническая подвижность. Во второй фразе я представляю звучание арфы, ее звуки переливаются как прозрачные струи воды. У арфы нежный, поэтичный голос. При выполнении домашнего задания __________ пользовалась музыкальной игрой "мой оркестр", а послушать звучание инструментов можно на синтезаторе.- Давай проанализируем гармоническое "освещение" мелодии, тональный план произведения. Первая часть звучит в до - мажоре с заключительным отклонением в соль - мажор. Вторая часть - более подвижная, в ней до - мажор натуральный сменяется до - мажором гармоническим, с пониженной 6 ступенью (ля - бемоль в до - мажоре), что придает оттенок светлой грусти. Третья часть - оживленная, с арпеджированными пассажами разложенных септаккордов в до - мажоре. Четвертая часть - реприза, восстанавливается эмоционально - психологическое настроение светлого до - мажора.Новую краску дает педаль, звучанию придается не только новые краски и новый тембр, но и большая объемность и полнота, т.к. педаль связывает звуки в одну гармонию.-__________, покажи, какая здесь применяется педаль?- запаздывающая в лирических частях, и прямая в подвижной, контрастной части.- значение запаздывающей педали "подхватить" и "поддержать " звук, не дать ему угаснуть, поэтому старайся сначала услышать звук, а затем его подхватить. Сыграй партию левой руки с педалью.Большое значение имеет и соотношение звучности мелодии и аккомпанемента.-__________, как ты думаешь, как должен звучать аккомпанемент?- Тихо, легко, свободно.- Правильно, левая рука создает гармонический фон, она должна помочь мелодии сохранить крупные контуры фраз и подчиниться ей во всех деталях. Давай поделим партии правой и левой рук. Я буду исполнять мелодию, а ты - аккомпанемент, тогда ты услышишь должный уровень звучания и добьешься его, играя двумя руками вместе. Партия левой руки написана разложенными арпеджио, я советую тебе собрать их в одну гармонию и поиграть сопровождение выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать каждый звук мелодии и сохранить ее ведущую роль. Это и будет твоим домашним заданием. Благодарю за урок.Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты работы над кантиленными произведениями. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отличая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее и осознаннее. Работа над кантиленой - кропотливый, продолжительный, но интересный и творческий процесс в обучении юного пианиста.Список литературы.1. Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002.2. Тимакин.Е.М., Воспитания пианиста.- Москва, "Сов. Композитор", 1989.3. Цыпин.Г., Обучение игре на фортепиано.- М,1984.4. Любомудрова.Н. Методика обучения игре на фортепиано. Учеб.пособие.- М.:"Музыка", 1990.5. Царева.Н.А. "Уроки госпожи Мелодии", Учебное пособие.- М.:"Артафон", 2000.6. Рокитянская.Т.А. "Воспитание звуком" - Ярославль: Академия развития. 2002.7. Видео "Утро в лесу".