Публикации ,,Занимательная математика,,

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ,,Занимательная математика,,
Автор: Ездина Людмила Александровна

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная.Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ.Программное содержание:Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.Задачи:Образовательные:
  • закрепить счет в пределах 10;
  • умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
  • уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве;
  • закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
  • упражнять в порядковом счете.
  • Развивающие:Развивать логическое мышление, внимание, память.Воспитательные:воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.Материалы и оборудование:
  • воздушный шар,
  • конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника),
  • корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6),
  • шкатулка с призами,
  • карточки с цифрами от 0 до 10,
  • кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
  • палочки Кюизенера,
  • блоки Дьенеша;
  • слово « ПОБЕДА» на кругах.
  • Дидактическая игра «Живая неделя».
  • Предварительная работа: - игры с блоками Дьенеша,- игры с палочками Кюизенера,- игры на ориентировку в пространстве.Ход НОД:Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:
  • пустой – на нём дети будут собирать картинку.
  • Блоки Дьенеша на подносе, четыре прозрачные коробки, карточки – обозначения свойств блоков Дьенеша.
  • Палочки Кюизенера (индивидуально на каждого).
  • Д/И: «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз.
  • Карточки с цифрами, разложены хаотично.
  • Резиновый мяч.
  • Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры.Воспитатель:  Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили. (открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).Воспитатель:  Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам.Дети: Собрать картинку. Дети собирают картинку.Воспитатель:  Все ясно! Это написал нам Профессор-математик! Слайд 2На экране появляется Профессор – Математик.Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!Воспитатель читает письмо:« Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот учебный год. И я хотел бы вас поздравить с успешной учебой. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей).Тогда удачи! Даю вам подсказку:«Мячики лежат в лукошке,А лукошко у окошка».Дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточкас цифрой, и соответствующие цифры, заранее расположены по всей группе. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. За выполненное задание дети получают медальон с буквой и ключ).Воспитатель:  Ну что, ребята, начнем наше путешествие!?(один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»).Посмотрите, какая цифра здесь написана? Правильно, где эта цифра – здесь наше первое испытание.Воспитатель открывает конверт.Воспитатель:  «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём! Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую разминкуМатематическая разминка.Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:1. Сколько ушей у двух собак? (4)2. Сколько дней в неделе? (7)3. Сколько глаз у светофора? (3)4. Сколько пальцев на одной руке? (5)5. Сколько солнышек на небе? (1)6. Сколько носов у двух котов? (8)7. Сколько пальцев на двух руках? (10)8. Сколько в неделе выходных дней? (2)9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)10. Какое число больше 8, но меньше 10?(После выполнения задания дети получают первый медальон).Воспитатель:  Молодцы! Мы добыли первую подсказку- медальон, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску.(Ребенок достает мяч с числом «2» и находят соответствующую цифру).Воспитатель:  Назови, какая это цифра?Ребёнок: Два.Воспитатель: И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (Слайд 3) Вот какой красивый замок у Профессора – Математика. Какие геометрические фиугры вы видите, назовите?Дети: Прямоугольники, квадраты, овалы, круги, ромбы, трапеции.Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? Дети за столом составляют группы и геометрические фигуры.1.по форме3. по цветам4.по ширине5. по величине.Дети поочерёдно складывают блоки, а воспитатель меняет карточки.Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны. Воспитатель: Чтобы получить медальон, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»Дидактическая игра:  «Да-нет»Цель:  обучать мыслительному действию, работать с  недостатком данных.Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:- она желтая( синяя, красная)- у нее есть углы (Да)- у нее 3 угла (4 угла)- она маленькая (Нет)- она толстая.(Да)Слайд 4Загаданная фигура появляется на экране.Медальон ставим на доску.Воспитатель: Приготовьте свои ручки.Пальчиковая игра:Пальчики уснули,В кулачки свернулись.Один, два, три, четыре, пять – Захотели поиграть!Разбудили дом, соседей – Там проснулись шесть и семь.Восемь, девять десять – Веселятся все!Но пора обратно всем – Десять, девять, восемь, семь.Шесть – калачиком свернулся,Пять зевнул и отвернулся.Четыре, три, два, один – Снова в домике мы спим.Воспитатель:  Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!Берут следующий мяч под цифрой 3.Воспитатель:  Ребята! Сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера. Слайд 5.Работа с палочками КюизенераВоспитатель:  И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой.На экране появляется лесенка.Слайд 6.Работа с палочкамиВоспитатель:  какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.Дети: голубаяВоспитатель:  какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует.Дети: красная, четыре.Воспитатель:  какая по счету синяя палочка и т.д.Дети: девятаяВоспитатель:  Какому числу соответствует жёлтая палочка? Дети: Пять.Воспитатель: Из каких палочек можно составить жёлтую палочку. Дети: Из пяти белых;- из 1 белой и 1 красной,- из 1 розовой и 1 голубой.- 2 белые и 1 голубая,- 3 белые и 1 розовая.Воспитатель:  Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду!Медальон выставляют на доску и берут мяч с числом «4»).Воспитатель:  А теперь мы с вами попадаем в город времени. (Слайд 7) Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующии числа точками.Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:понедельник – красный – 1точка, вторник – оранжевый – 2 точки,среда – желтый – 3 точки,четверг – зеленый – 4 точки,пятница – голубой – 5 точки,суббота – синий – 6 точки,воскресенье – фиолетовый – 7 точек.Дети берут по одной карточке.Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»Дети выстраиваются в указанном порядке.Воспитатель: «Назовите свой день недели!»Называют свой день недели.Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); - воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); - суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».Воспитатель:  Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.Воспитатель:  А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания. (ребенок берет мяч с числом 5. Выполняют задание).И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам.Слайд 8Воспитатель:  На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат? Дети: Нет.Воспитатель: Чтобы получить наш следующий медальон - нам надо выполнить задание. Выложите все цифры правильно в порядке возрастания.Дети выкладывают числовую прямую.Воспитатель: Проверьте себя. Посмотрите на экран.Слайд 9 Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10. ребёнок считает.Воспитатель: (ИМЯ), ты посчитай теперь в обратном порядке.ребёнок считаетВоспитатель: Д\и «Брось кубик и считай». Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё до 10 (индивидуально).Воспитатель: из скольких единиц состоит число? – 3, 5, 7 (4-5 раз) (по показанной цифре) карточкиВоспитатель: Посмотрите на экран: какое число пропущено? (2….4, 8…9)Слайд 10; 11; 12.Выполняют физкультминутку.Шеей крутим осторожно – Голова кружиться может.Влево смотрим – раз, два, три.Вправо – тоже посмотри.Вверх потянемся, пройдёмся.И на место вновь вернёмся.Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Вот награда!(медальон выкладывают на доску и берут последний мяч с 6 цифрой).Воспитатель:  А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.Игра «Что, где?»Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.Материал: мяч.Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.ИтогВоспитатель:  Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их.(дети вспоминают все задания, которые они выполняли).Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядкунаши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано в наших медальонах - давайте его скорее прочитаем. (дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук). Слайд 13.