Публикации
Сквернословие и агрессия у несовершеннолетних: проблема, пути решения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сквернословие и агрессия у несовершеннолетних: проблема, пути решения
Автор: Желтова Светлана Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сквернословие и агрессия у несовершеннолетних: проблема, пути решения
Автор: Желтова Светлана Анатольевна
«Сквернословие и агрессия у несовершеннолетних: проблема, пути решения».Актуальность. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на людей, порождая тревожность и напряжённость, страх и озлобленность, жестокость и насилие. Последствием духовно-культурной катастрофы в наше время, стало повсеместное употребление ненормативной, бранной лексики, сквернословия. Если раньше «матерщина» была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже и глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.Особенность нынешней языковой ситуации – в том, что традиционно оскорбительные слова и выражения в современном языке почти утратили свой изначальный смысл и употребляются в широчайшем спектре значений – как лингвистических, так и эмоциональных. Матом уже не ругаются, матом разговаривают . С.С.Степанов считает, словесное оскорбление, ругательство – это символическое замещение физической агрессии, позволяющее разрядить конфликт в бескровной форме .Очень часто, нецензурная брань представляет собой оскорбления, проявляющиеся в форме активной прямой агрессии. А агрессия в свою очередь провоцирует действия. Взаимные оскорбления, сквернословие, ругань, угрозы часто приводят к проявлению асоциального агрессивного поведения. Применение силы, драки – это только одна сторона физического вреда нецензурной брани на здоровье человека.Под воздействием сквернословия происходят изменения в генетическом коде человека, изменяются структуры ДНК, приводящие к быстрому старению и сокращению срока жизни человека, появляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут к всевозможным болезням.Сквернословие и агрессия, становится нормой общения, а это в свою очередь ведет к моральному, физическому и духовному разложению и человека, и общества. Мат ведет к ухудшению психофизического состояния в целом. На данный момент проблема сквернословия требует немедленного разрешения. Сквернословие, как форма агрессии формируется преимущественно в процессе социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для ее профилактики и коррекции .Одной из задач деятельности социально-реабилитационного центра является формирование, сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних. Для решения данной задачи возникает необходимость внедрения в воспитательный процесс новых технологий по профилактике сквернословия и агрессии у несовершеннолетних.В отделении дневного пребывания социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Алые паруса» проходят реабилитацию несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Несовершеннолетние, имеют трудности в формировании социальной адаптации, в обучении, имеют трудности и конфликты в межличностных, групповых отношениях. Воспитанники с педагогической и психологической запущенностью, с выраженным девиантным поведением. Сквернословие является одним из проявлений девиации.Определение термина «девиантное поведение» дается в разных источниках и опирается на конфликт с социальными нормами. Ю.А.Клейберг: «Девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним». Согласно матрице социальных девиаций сквернословие является коммуникативным типом девиации.Воспитанники отделения дневного пребывания МКУСРЦН «Алые паруса» с коммуникативной девиацией сквернословия проявляют враждебность, иногда жестокость, зачастую изворотливость и лживость. У них высокий уровень общей тревожности и неадекватная самооценка. Эти воспитанники демонстрируют отрицание значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, не желают принимать участие в мероприятиях, неохотно посещают индивидуальные и групповые занятия.Для работы с трудными воспитанниками мною разработана программа по профилактике коммуникативной девиации сквернословия.В программу включена диагностика неконструктивного поведения несовершеннолетних и формирование дифференцированного подхода в выборе профилактических средств и коррекции употребления ненормативной лексики несовершеннолетними. Задача педагога – скорректировать эти трудности и недостатки в процессе организации занятий по профилактике сквернословия и агрессивного поведения.Профилактические возможности работы с родителями.Взаимодействие с родителями занимает важное место в структуре профилактики сквернословия и агрессивного поведения, поскольку предпосылки его формирования нередко закладываются в семье. Желание видеть своего ребенка успешным в учебе, бесконфликтным в общении, умеющим постоять за себя, развитым в культурном и речевом плане может сделать родителей помощниками в профилактике и коррекции девиантного поведения детей. Поэтому эффективность профилактической работы может быть достигнута только в том случае, если союзниками педагога станут родители. Первые шаги к такому сотрудничеству можно заложить в рамках консультации.Основными задачами подобных консультаций могут стать знакомство родителей с понятием «Что такое сквернословие?», его способами профилактике в семье.Основная задача на первом этапе – информировать родителей о возрастных особенностях детей. Поскольку уровень культуры родителей может быть различным, желательно раскрыть основные содержания простым, доступным языком, привлекая разнообразные примеры из опыта практической работы, иллюстрирующие актуальность обсуждаемого вопроса. На следующем этапе целесообразно проинформировать родителей о результатах диагностики в целом по группе детей.Задача этого этапа – обратить внимание родителей на поведение их ребенка. Некоторые родители могут начать задавать вопросы о своем ребенке прямо на встрече. Поэтому родителям, желающим получить ответы на свои вопросы, предоставляется возможность записаться на индивидуальную консультацию. В том случае, если планируется профилактическая работа с детьми, родителей кратко знакомят с ее особенностями. Наконец, последний шаг в работе с родителями – это формирование конкретных рекомендаций по профилактике сквернословия и агрессивного поведения в семье и раздача соответствующих памяток. «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти», - писал Л. Н. Толстой.