Публикации Организация самостоятельных форм работы в процессе изучения истории.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация самостоятельных форм работы в процессе изучения истории.
Автор: Залевская Алла Владимировна

Залевская Алла Владимировна.
ГБОУ ООШ №2 г.о. Отрадный
Организация самостоятельных форм работы в процессе изучения истории.
Сегодня в образовательное пространство очень прочно вошли такие понятия как информационные, коммуникативные и цифровые технологии. Под данными понятиями нужно понимать совокупность методов деятельности учителя для достижения планируемых результатов. К выпускнику предъявляют очень жесткие требования. Учащиеся должны быть интеллектуально развитыми, свободно ориентироваться в жизни, быть социально активными. Уметь находить информацию, делать выводы, ставить перед собой цель и определять задачи, выдвигать аргументацию подкрепляя, ее фактами, уметь высказать свое мнение. Поэтому в ходе обучения учащимся необходимо освоить три ключевые компетентности: самоуправление (решение проблем), информационные и коммуникативные способы деятельности. Особенно важны новые технологии в изучении таких предметов как история, обществознание, право, так как эти науки развиваются вместе с течением времени и впитывают в себя все изменения, происходящие в обществе и во времени.
Нельзя сегодня преподавать историю так это делалось 10- 15 лет назад. На мой взгляд, очень актуальной сегодня является проблема, связанная с увеличением объема учебной нагрузки и сокращения учебных часов. Общеобразовательная программа по истории с каждым годом становиться больше - если в 2000 году изучение XX века заканчивали приходом к власти и реформами Б.Н. Ельцина, то сегодня уже реформами В.В. Путина. Учебных тем становиться больше, а количество часов остается тем же (2 часа в неделю). Нет необходимого количества часов для освещения всех тем курса. При изучении особенно объемных тем (Россия в Первой мировой войне, Первая русская революция, Гражданская война, Духовная жизнь в первой половине XX века и др.) на которые по учебному плану отводиться всего 1 час, времени не хватает чтобы раскрыть все особенности и значение тех или иных событий, причины и ход военных действий. Для решения данных проблем приходиться искать новые методы организации работы учащихся. Одним из таких методов является организация самостоятельных форм работы для создания условий изучения истории, через организацию малых форм самостоятельной работы на уроках истории.
Данная технология позволяет развивать творческий потенциал учащихся, составлять необходимые задания для активизации познавательной деятельности учащихся, повышать качество преподавания истории на основе внедрения новых образовательных (проектных) технологий.
Используя в учебном процессе такие элементы самостоятельной групповой или индивидуальной работы как заполнение схем и таблиц, ответов на вопросы по историческим документам, можно добиться более качественного изучения материала. Использование в образовательном процессе эффективных современных образовательных технологий, приведет к более полному усвоению знаний учащимися, повышению их познавательной активности, а также к овладению основными способами деятельности.
Значительно увеличивается доля самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. У учащихся сформируются такие навыки как саморазвитие и самосовершенствование. Сократиться количество объяснительно-иллюстративных уроков, увеличивается объем практических и творческих форм работы поискового и исследовательского характера, как на уроках, так и при выполнении домашних заданий.
Обучение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник будет не только получать готовые знания, но и научится способам их приобретения, будет уметь их обрабатывать .
Моя методическая система предполагает повысить учебно-познавательные мотивы школьников, научить их ориентироваться в современных общественных проблемах, выполнять необходимые действия по поиску материалов. Учитель получает возможность донести до учащихся весь необходимый материал, в полном объеме выполнить учебный план.
Так, например, при изучении темы Внешняя политика России в начале XX века. Русско-японская война на уроке изучаем основные направления внешней политики, причины и повод Русско-японской войны, готовность армий к войне, а на подробное изучение хода военных действий, героической обороны Порт-Артура, знакомство с биографий героев войны времени не хватает. Простое прочтение домашнее параграфа не приносит ощутимых результатов, т.к. не все учащиеся добросовестно открывают дома учебник. Поэтому для получения полной картины данной темы использую домашнее задание в виде заполнения таблицы:
Дата
Сражение
Командующий
Исход сражения
Значение
Заполнение таблицы заставляет учащихся более подробно изучать данную тему, находить дополнительные сведения о ходе военных действий. Задание дифференцированное - сильным учащимся, дается возможность получить более высокую отметку, заполнив все 5 колонок таблицы, особенное внимание, обратив на значение сражений, сделать правильный вывод. Учащимся со слабыми возможностями (ОВЗ) достаточно заполнить 4 колонки таблицы.
Особенно мало времени остается для изучения тем касающихся культуры и развития духовной жизни в разные исторические периоды. Тема Культура довольно объемная и включает в себя большой объем материала, который очень трудно дается учащимся для усвоения. Здесь особенно необходимо использовать таблицы и схемы. Например:
Область науки, искусства
Ученый, изобретатель, деятель искусства
Открытие, изобретение, произведение искусства
Значение открытия, изобретения
Заполняя таблицу, учащиеся знакомятся с деятелями науки культуры, открытиями и изобретениями. Материал, найденный и обработанный самостоятельно скорее запомниться учащимися чем, полученные от учителя готовые знания. Формируется такая ключевая компетенция образования, как научить учиться. Задание также может быть дифференцированным. Последнюю, 4 колонку таблицы смогут заполнить учащиеся с более сильными знаниями, умеющие анализировать найденную информацию и делать выводы. Для выполнения задания учащиеся могут пользоваться не только материалом учебника, но и другим дополнительным материалом самостоятельно добывая его в библиотеках или в Интернет. Сегодня важно научить ученика выделять главное, делать выводы. Для этого использую работу с историческими источниками. Вместо трансляции той или иной информации учителем, учащиеся самостоятельно или в группах находят ее в документах. Что делает урок интереснее, а ученики учатся анализировать, сопоставлять и оценивать.
Самостоятельные формы работы могут быть не только обучающими, но и увлекательными. Например, при изучении тем, где упоминаются исторические личности можно предложить учащимся особенный кроссворд, отгадать который можно только познакомившись со всеми деятелями той или иной эпохи.
Ж
У
К
Л
А
М
Я
Б
Л
К
О
Л
В
Е
Ч
Л
О
Е
В
Е
Р
Н
И
О
И
Ч
С
Д
А
Д
К
Ч
Ц
Ю
К
Е
О
Л
П
Л
И
П
А
Л
В
А
И
К
Й
Л
В
Е
Е
Д
Р
О
Г
О
Н
И
Г
Ы
Например: Найдите имена великих русских ученых II половины XIX- начала XXв. Выпишите имена в столбик, рядом с каждым напишите, какой вклад в науку внес ученый.
В
Я
В
И
Т
Т
Е
Е
Д
М
П
К
Г
Ф
Р
А
А
О
О
Е
А
Р
И
Е
Л
К
Н
Р
Р
Н
А
Т
Щ
Ь
А
И
Е
М
Г
Н
А
А
Н
Р
Я
Я
А
Л
Ц
Л
Г
И
О
Н
И
И
И
Н
Й
В
И
Я
Я
Я
Н
В
А
Р
Я
Г
Найдите имена, названия стран связанные с внешней политикой России в конце XIX- начале XXв. Рядом с каждым именем напишите наиболее важное для истории России событие, связанное с ним.
Такие таблицы можно составить по героям сражений, русским императорам, деятелям культуры и т.д.
Для составления таблиц и схем использую такие CD- носители как:
Шедевры архитектуры
Шедевры русской живописи
Русский музей
Русские и советские энциклопедии и др.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной войны
Репетитор по истории
Мультимедийный учебник по истории России
Интерактивные технологии помогают стимулировать познавательную деятельность и самостоятельность учащихся, вести учет индивидуальных особенностей и активизировать учебный и воспитательный процесс. Компьютерные технологии использую для проведения опроса, как при проверки домашнего задания, так и при закреплении пройденного материала. На экране вывожу различные задания (тесты, тексты с пропущенными терминами, сравнительные таблицы и схемы) которые учащиеся решают. С помощью интерактивных технологий провожу игры, викторины, конференции, круглые столы. При объяснении нового материала использую заранее подготовленные презентации, видео уроки по темам. Презентации позволяют ярче иллюстрировать рассказ. Компьютер используется на уроках и для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, анимационных картах, репродукциях картин.
Получение качественных знаний невозможно без сохранения здоровья учащихся. В образовательном процессе стараюсь использовать здоровьесберегающие технологии. На уроках применяю методы позитивной психологической поддержки ученика , веду учет индивидуальных особенностей каждого учащегося и применяю дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддерживая познавательный интерес, и также применяю принцип двигательной активности на уроке. Для снятия усталости и повышения мотивации к обучению использую на уроках элементы игры. Рационально чередую различные виды деятельности, что помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся, снимает усталость, делает урок более эмоциональным. В процессе занятия провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, точечный массаж, зарядку для снятия мышечного утомления с пальцев, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию и визуализацию. Слежу за соблюдением санитарных норм, режимом проветривания помещения и дозированием домашнего задания .
Особенность данных заданий заключается в том, что значительно сокращается время на изучение объемных, больших тем учебного плана. У учащихся формируется устойчивый интерес к предмету. Формируются навыки и умения самостоятельной работы, поиска и обработки информации. За счет того что задания являются дифференцированными и адаптированными под среднего ученика увеличивается процент успеваемости и качество обучения. Организация самостоятельных форм работы позволяет проводить мониторинг домашнего задания и показывает реальные возможности учащихся, что дает возможность скорректировать образовательный процесс, выполнить изучение учебного плана в полном объеме.
Особое внимание при составлении таблиц и вопросов уделяю развитию и саморазвитию личности ученика, стараясь выявить индивидуальные особенности каждого учащегося. Предоставляю каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности.
2019г 2020г. 2021г.
Использование современных образовательных технологий в процессе
обучения и воспитание на практике приводит к положительным результатам.
Мониторинг показывает, что количество правильно выполненных докладов и рефератов по предмету растет.
Заканчивая, сегодня школу современному выпускнику необходимо свободно ориентировать в огромном потоке, порой не всегда полезной, информации. Находить и использовать ее в сети Интернет. Учитель не должен давать детям готовые знания, алгоритм действий, а научить их, где и как найти необходимую информацию.
Только при наличии в практике учителя новых технологий можно воспитать гармонически развитую, интеллектуальную, социально активную личность, отвечающую всем требованиям сегодняшнего времени. Творческий подход к образовательному процессу позволяет корректировать учебный процесс, повышать качество обучения. С использованием новых технологий деятельность учителя носит более доступный, непрерывный и инновационный характер.
Использование наглядных пособий в виде презентаций увеличивает интерес к предмету, а контроль за здоровьем сводит пропуски учащихся по болезням практически к нулю.
Благодаря внедрению самостоятельных форм работы в виде заполнения разнообразных таблиц и схем, как в классе, так и дома, работы с историческими документами, современных образовательных технологий повысилось качество образования учащихся, снизился % неуспевающих по предметам. Появился стойкий интерес к изучаемому материалу так, как каждый ребенок, занятый в образовательном процессе имеет возможность применить свои знания на практике, участвуя в исследовательской работе. Дифференцированный подход дает возможность повысить успеваемость учащихся до 100 % , практически полностью снижает напряженность в классе.
Эффективность данной системы заключается в том, что учитель имеет возможность вовлечь в процессе обучения всех учащихся, и сильных и слабых, оценить их в зависимость от способностей каждого.
Здоровьесберегающие технологии делают процесс обучения не только качественным но и полезным, способствует получению качественного образования и не наносит вред здоровью детей.