Публикации
ПОНЯТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОНЯТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Кавунова Полина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОНЯТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Кавунова Полина Михайловна
ПОНЯТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВВ статье рассматривается понятие межкультурной компетентности применительно к детям младшего школьного возраста, описана важность формирования и развития межкультурной компетентности в младшем школьном возрасте. INTERCULTURAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL AGE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMThe article deals with the concept of the intercultural competence in relation to primary school children, describes the importance of the formation and development of intercultural competence in primary school age. Key words: the formation of intercultural competence, primary school age, communicative competence.Компетентность - это совокупность личностных качеств школьника, его ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, а также способностей, которые обусловлены опытом его деятельности в определенной социальной и личностно – значимой сфере. [3]Актуальность проблемы формирования и развития межкультурной компетентности постоянно подтверждается требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, которые оговариваются в федеральных государственных образовательных стандартах начальной, основной и старшей школы. Например, к личностным результатам относится формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. [2] В документе подчеркивается необходимость формирования и развития у младших школьников целостного мировоззрения, которое основывается на понимании и восприятии современного мирового развития во всем его социокультурном многообразии. В учебном процессе формирование межкультурной компетентности младших школьников определяется тенденциями развития современного общества и образования. Стоит отметить, что современное российское общество, которое находится на информационном этапе своего развития, носит характер взаимодействия различных культур, оно характеризуется масштабным применением компьютерной техники, развитием средств телекоммуникации, глобализацией всех сфер общественной жизни и постоянным ростом межкультурного и межличностного общения. Младший школьный возраст является источником формирования межкультурной компетентности. Уже к шести годам формируется первичное представление о своей расовой принадлежности, выстраивается связь фактора национальности со своим положением в коллективе. Стоит акцентировать внимание на школьниках, которые вынуждены жить в сложной ситуации этнической напряженности, в районах, где протекают межнациональные и межрелигиозные конфликты. Такие дети очень рано осознают свою этническую принадлежность и становятся особенно чувствительными к усвоению как позитивных, так и негативных национальных стереотипов. Для школьников другой этнической принадлежности очень важно знать, что их язык и культурные ценности приняты в обществе, в котором они живут. Это положительно скажется не только на социализации ребенка в классе, но и хорошо отразится на школьной успеваемости. Если же школьникам навязывается государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может сложиться напряжённая атмосфера. Школьник другой этнокультуры будет находиться находится в сложной ситуации. Дети младшего школьного возраста как субъекты одной культуры вступают в диалог с другой, сравнивая и противопоставляя ее своей собственной. Знакомство представителей двух разных культур осуществляется успешно лишь тогда, когда они видят друг в друге не только общее, но и различное. Овладение иной культурой принципиально важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственный способ видения мира, но и могли бы понять соотношение родной и иноязычной культур. Несмотря на активное внимание, которое проявляется к формированию межкультурной компетентности учащихся, проблема становления личности младшего школьника, который обладает межкультурной компетентностью, изучена недостаточно. Межкультурная компетентность, по мнению Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез - это способность, которая позволяет личности реализовать себя в условиях межкультурной коммуникации.[1] Формирование компетенции осуществляется во взаимосвязи изучения иностранного языка и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру. В российской науке межкультурная компетентность рассматривается как часть коммуникативной компетентности языковой личности. Под иноязычной коммуникативной компетентностью понимают способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.Дети младшего школьного возраста очень чутки и восприимчивы к чужой культуре. Познание новой культуры должно осуществляться с опорой на речевой и жизненный опыт младших школьников в родном языке. Могут быть предложены разнообразные тексты, ценные в своём познавательном отношении, а также отражающие особенности быта, жизни другой культуры; отрывки из детской художественной литературы, творческие отчёты (арт- дневники, презентации, художественные работы). Помимо учебного процесса могут быть предложены разнообразные внешкольные мероприятия: костюмированные праздники, вечера песен и танцев представителей других культур, интервью и викторины на тему традиций разных культур, работа с родителями, межкультурные фестивали, учебные поездки, работа со средствами массовой информации. Образование должно позволять младшему школьнику быстро включаться в систему мировых и национальных культур.Таким образом, межкультурная компетентность крайне важна в младшем школьном возрасте, так как она предполагает уважение к своей и чужой стране, культуре; открытость школьника для изучения других культур, формирование у детей положительного отношения и готовности к общению на новом языке, а также она оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего школьника.Литература:Гальскова, Н.Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336с. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст] // М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. - 31с. (Стандарты второго поколения). Шарипова Л.Х. О межкультурной компетенции. [Электронный ресурс] URL: Петрова Е.Е. Необходимость формирования межкультурной компетенции младших школьников. [Электронный ресурс] URL: