Публикации Суицидальное поведение в подростковом возрасте

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Суицидальное поведение в подростковом возрасте
Автор: Шебарина Елена Леонидовна

Шебарина Елена Леонидовна
Социальный педагог
Россия
г. Магнитогорск, Челябинская область
455049, 89512452637
(e-mail) - hsulga40@yandex.ru
Аннотация: В статье изложены проблемы уровня суицидального настроения подростков, помощь социальной службы в преодолении данного недуга, а также характерное отягощенное социальное окружение, неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого.
Ключевые слова: Суицид, поведение, суициндент, подростковый суицид.
Суицидальные настроение в подростковом возрасте
Ситуация по суицидам среди подрастающего поколения остается в нашей стране одной из самых острых и обсуждающих вопросов. По числу случаев суицида среди подростков Россия входит в пятерку лидеров. По разным оценкам мы занимаем первое или четвертое место.
По словам психологов, улучшения пока ждать не приходится. Данный факт связан с целым рядом причин, начиная от экономической и социальной обстановки, и заканчивая отношениями в семье, которые по-прежнему вызывают больше всего суицидов.
Рассмотрим подробнее ключевое определение смерть - представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Да и представление о ценности собственной жизни еще не сформировано.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности
По мнению А.Н.Волковой (1998), самоубийства подростков имеют обыкновенно следующие характерные черты: суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (семья, школа, другие референтные группы); конфликты воспринимаются как крайне значимые и травматичные, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; суицидальный поступок воспринимается в романтически- героическом ореоле: как смелый вызов, мужественное решение; суицидальное поведение демонстративно; суицидальное решение появляется в порыве, состоянии аффекта; в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; средства самоубийства выбраны неумело.
Проблема суицидальных тенденций среди подростков в современном обществе не находит своего решения. В случае произошедшего страшного события с тем или иным подростком взрослые, находясь в состоянии отчаяния, задаются лишь одним вопросом: Кто виноват?. Данный вопрос можно отнести в категорию риторических, потому что точного ответа не даст никто. На данный момент деятельность педагогов-психологов, клинических психологов, психотерапевтов и психиатров направлена на выявление лиц, склонных к суицидальным тенденциям и дальнейшем их психологическом сопровождении. Выявить группу риска - значит уже наполовину решить проблему страшной статистики. Взрослые всегда в силах помочь подрастающему поколению, главное – знать, кто больше всего нуждается в данной помощи. Если говорить о психологическом сопровождении подростков уже имевших действия суицидального характера, то в данном случае речь идет не только о психологическом консультировании, но и о медицинском вмешательстве (с назначением соответствующих препаратов).
Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности). Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему. Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку - Они еще пожалеют! Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье. Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы. Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся: эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; выраженное чувство долга, обязательность; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов; наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности. наличие актуальных жизненных ценностей, целей; проявление интереса к жизни; привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними; уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства. Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его психологическая защита и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
За любое суицидальное поведение ребѐнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния. Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно внушить ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в вечно недовольном виде и брюзгливости, лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подросткасегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего. Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад. В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту. Оптимизация межличностных отношений в школе Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по: формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее: вселять у детей уверенность в свои силы и возможности; внушать им оптимизм и надежду; проявлять сочувствие и понимание;осуществлять контроль за поведением ребенка; анализировать его отношения со сверстниками. Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу. Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов. Почему данная тема в настоящее время актуальна? Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка. Суицид с годами "молодеет": о нем думают и пытаются предпринять совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет, быстрее всего, расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Передается ли склонность к суициду от предков потомкам? От родителей можно унаследовать цвет глаз, форму бровей и губ, веснушки т. д. Суицидальные наклонности по наследству не передаются. Тем не менее, если в семье подростка суицид уже имел место, ребенок оказывается в зоне повышенного суицидального риска. Для примера можно представить себе семью, где родители пьют, курят или употребляют наркотики. В такой семье ребенок подвержен риску перенятия вредных привычек родителей, поскольку на него воздействует так называемый "фактор внушения". Суицид – следствие одной проблемы или их совокупности? Многим знакомо образное выражение по поводу последней капли, переполнившей чашу терпения. Так вот, приводящие к суициду причины подобны таким каплям. Каждая из них сама по себе – ничто. Даже двум, пяти и десяти доверху чашу не наполнить. Однако, если их сотни, в какой-то момент чаша окажется переполненной. Кто способен на самоубийство, каждый человек или с определенным складом характера? Предотвращать суицидальные попытки было бы легче, если бы их совершали люди, лишь определенного склада характера, но, к сожалению, тип суицидоподверженного подростка пока не установлен и, как полагают, сделать это невозможно. Например, дети из обеспеченных семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем дети из семей малоимущих. С жизнью расстаются не только те подростки, у которых плохая успеваемость и разлаженный контакт с окружающими, но и те, у кого нет проблем ни в семье, ни в школе
Отсюда следует, в группу риска по суицидальным тенденциям попадают подростки, склонные к агрессивным действиям, а также подростки, отличающиеся импульсивностью, полярностью самооценки и чрезмерной эмоциональностью.
В силу своего возраста подростки еще не умеют контролировать свои эмоции и не знакомы с психологическим термином эмоциональная саморегуляция. В случае неправильно сформулированного запроса, система сама выдаст возможные варианты. Детская, еще неокрепшая психика, увидев подобное, травмируется. Даже если ребенок случайно увидел подобного рода информацию, в подсознании она отложится.
Любые разговоры о жизни и смерти, стремление к одиночеству, рассуждения о никчемности и ненужности, интерес к мотивам смерти в искусстве и прочие признаки должны насторожить родителей и побудить их принять меры. При этом допросы с пристрастиями не помогут взрослым узнать, что творится у ребенка на душе. Скорее наоборот, вторжение в его личное пространство ещё больше оттолкнет их.
Таким образом, тема суицидальных тенденций достаточно остро и неоднозначно воспринимается людьми, по причине роста числа самоубийств среди подростков, приняты меры профилактики среди подростков по эффективному преодолению жизненных трудностей, эмоциональных стрессов и формированию позитивного отношения к жизни.
Abstract: The article describes the problems of the level of suicidal mood of adolescents, the help of the social service in overcoming this disease, as well as the characteristic burdened social environment, dysfunctional family, loneliness and abandonment, lack of support for an adult.
Keywords: Suicide, behavior, suicident, adolescent suicide.
Suicidal moods in adolescence
The situation of suicides among the younger generation remains one of the most acute and debating issues in our country. According to the number of cases of suicide among teenagers, Russia is among the top five. According to various estimates, we are ranked first or fourth.
According to psychologists, there is no need to wait for improvement yet. This fact is associated with a number of reasons, ranging from the economic and social situation, and ending with family relationships, which still cause the most suicides.
Let's take a closer look at the key definition of death-it seems to be a desired long sleep, a rest from adversity, a way to get into another world. Often death is seen as a means to punish offenders. And the idea of the value of one's own life has not yet been formed.
Suicidal behavior is a manifestation of suicidal activity – thoughts, intentions, statements, threats, attempts, attempts.
Suicidal behavior occurs both in the norm (without psychopathology), and in psychopathies and character accentuations – in the latter case, it is one of the forms of deviant behavior in acute affective or pathocharacterological reactions.
Suicident – a person who has attempted suicide or demonstrates suicidal tendencies
According to A. N. Volkova (1998), adolescent suicides usually have the following characteristic features: suicide is preceded by short-term, objectively non-serious conflicts in the areas of close relationships (family, school, other reference groups); conflicts are perceived as extremely significant and traumatic, causing an internal crisis and dramatization of events; a suicidal act is perceived in a romantic-heroic halo: as a bold challenge, a courageous decision; suicidal behavior is demonstrative; a suicidal decision appears in a rush, a state of affect; there is no thoughtfulness, no balance, no precise calculation; the means of suicide are chosen clumsily.
The problem of suicidal tendencies among adolescents in modern society does not find its solution. In the case of a terrible event that has occurred with a particular teenager, adults, being in a state of despair, ask only one question: "Who is to blame?". This question can be classified as rhetorical, because no one will give an exact answer. At the moment, the activities of educational psychologists, clinical psychologists, psychotherapists and psychiatrists are aimed at identifying people who are prone to suicidal tendencies and their further psychological support. To identify a "risk group" means to solve the problem of terrible statistics by half. Adults are always able to help the younger generation, the main thing is to know who needs this help the most. If we talk about the psychological support of adolescents who have already had suicidal actions, then in this case we are talking not only about psychological counseling, but also about medical intervention (with the appointment of appropriate drugs).
Seeking help-Most people who think about suicide don't want to die. Suicide is seen as a way to get something (for example, attention, love, liberation from problems, from a sense of hopelessness). Hopelessness - life is meaningless, and you can't count on the future. All hope of changing life for the better is lost. Multiple problems - all problems are so global and unsolvable that a person cannot concentrate to solve them one at a time. An attempt to hurt another person - "They will regret it!" Sometimes a person believes that by committing suicide, he will take the problem with him and make life easier for his family. The way to solve the problem-a person considers suicide as an indicator of courage and strength. Factors that prevent the emergence of suicidal behavior in adolescents Anti-suicidal personality factors are formed positive life attitudes, life position, a set of personal factors and psychological characteristics of a person, as well as emotional experiences that prevent the implementation of suicidal intentions. These include: emotional attachment to significant relatives and friends; a pronounced sense of duty, obligation; concentration on the state of one's own health, fear of causing physical damage to oneself; taking into account public opinion and avoiding condemnation from others, ideas about the disgrace of suicide and rejection (condemnation) of suicidal behaviors; beliefs about unused life opportunities; the presence of life, creative, family and other plans, plans; the presence of spiritual, moral and aesthetic criteria in thinking; psychological flexibility and adaptability, the ability to compensate for negative personal experiences, use methods to relieve mental tension. the presence of actual life values, goals; showing interest in life; attachment to relatives, close people, the degree of significance of relations with them; the level of religiosity and fear of the sin of suicide; planning your immediate future and life prospects; negative projection of your appearance after suicide. The more anti-suicidal, life-affirming factors a person has, in particular a teenager, the stronger his "psychological defense" and inner self-confidence, the stronger his anti-suicidal barrier.